3. Схемы изучения
процессов мышления (автор Айсмонтас
Б. Б.).
Классификация
мышления.
по
степени новизны
и оригинальности |
по
характеру
решаемых задач |
репродуктивное
(воспроизводящее) |
продуктивное
(творческое) |
II. Основные мыслительные
операции.
мысленное
расчленение предмета, явления, ситуации
и выявление составляющих элементов,
частей, моментов, сторон |
мысленное
соотнесение, сопоставление, установление
связи между различными элементами |
отвлечение
существенных свойств предмета от несущественных |
мысленное
соотнесение каких-либо объектов и
выделение в них общего или
различного |
мысленное
соотнесение и выделение общего
в двух или нескольких различных
явлениях или ситуациях |
III. Теории мышления.
Мышление
во всех его проявлениях сводилось
к ассоциациям, связям следов прошлого,
опыта и впечатлений, полученных
от настоящего опыта. Само мышление не
является особым процессом и сводится
к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям
по смежности, сходству, контрасту) |
Основа
интеллекта – способность формировать
и преобразовывать структуры, видеть
их в реальной действительности. Мышление
совершается в замкнутой сфере
сознания. В итоге мышление сводится
к движению мыслей в замкнутых
структурах сознания. Мышление понимается
как интуитивное усмотрение искомого
решения за счет обнаружения нужной
для него связи или структуры |
Представители
этого направления пытались заменить
процесс мышления как субъективный
феномен на поведение (открытое или
скрытое, умственное). Мышление рассматривали
как процесс формирования сложных
связей между стимулом и реакцией,
становления практических навыков,
связанных с решением задач |
деятельностная
теория мышления |
Представители
этого направления подчинили
мышление, как и все виды познавательных
процессов, мотивации. Привлечение внимания
к бессознательным формам мышления, изучение
зависимости мышления от мотивации и потребностей
человека. В качестве своеобразных форм
мышления у человека можно рассматривать
защитные механизмы |
Мышление
рассматривается как особый вид
познавательной деятельности – генезис
мышления, развитие и формирование
у детей в процессе обучения. Мышление
– прижизненно формирующаяся
способность к решению разнообразных
задач и целесообразному преобразованию
действительности, направленная на то,
открыть скрытые от непосредственного
наблюдения связи |
IV. Критерии развития
мышления.
Это показатели,
свидетельствующие о достижении
того или иного уровня развития мышления
учащихся |
степень
владения операциями и приемами мыслительной
деятельности, умение производить рациональные
действия по применению их в учебных
и внеучебных познавательных процессах |
степень
умения осуществлять перенос осознания
операций и приемов мышления, а
также навыков пользования ими
в другой ситуации и на другие предметы |
степень
осознанности операций и приемов
мыслительной деятельности |
степень
формирования различных видов мышления,
а также состояние мышления в
процессе перерастания одного его вида
в другой |
степень
умения творчески решать задачи, ориентироваться
в новых условиях, быть оперативным
в действиях |
величина
тезауруса, т. е. запаса знаний, их системностью,
а также появление новых способов
усвоения знаний |
состояние
и возрастающая динамичность различных
качеств ума: самостоятельности, глубины,
критичности, гибкости, последовательности,
быстроты и др. |
V. Основные направления
развития мышления.
Развивать
мышление – это значит |
развивать
все виды и формы мышления и
стимулировать процесс перерастания
их из одних в другие |
Выделять
существенные свойства предметов и
абстрагировать их от несущественных |
Находить
главные связи и отношения
вещей и явлений окружающего
мира |
Доказывать
истинность своих суждений и опровергать
ложные умозаключения |
Излагать
свои мысли определенно, непротиворечиво
и обоснованно |
Формировать
и совершенствовать мыслительные операции |
Осуществлять
перенос операций и приемов мышления
из одной области в другую |
Предвидеть
развитие явлений |
Делать
обоснованные выводы |
Стимулировать
процесс перехода от мышления, основанного
на формальной логике, к мышлению, основанному
на диалектической логике |
Заключение.
По данной работе
можно проследить развитие представлений
о мышлении, становление теорий мышления,
рассмотреть их противоречия. Ощутить
связь между историческими, общественными
процессами и преобладанием той
или иной позиции по отношению
к развитию мышления. Многие философы,
ученые, психологи внесли свой вклад
в изучение данной проблемы, раскрытие
особенностей и закономерностей
процесса развития мышления. Своими исследованиями
пополнили сведения о процессе мышления:
Гартли, Пристли, Эббингауз, Вундт (ассоциативная
теория), О. Кюльпе, Мессер, К. Бюлер, Н. Ах
(Вюрцбургская школа), Вертхеймер, Келер,
Коффка, Левин (гештальтпсихология), А.
Валлон, Ж. Пиаже и др. Каждое поколение
ученых открывало новые особенности, неизвестные
ранее критерии развития мышления. Однако
теоретическое изучение мышления ушло
далеко вперед по сравнению с практическим,
экспериментальным. Осталось еще много
не до конца исследованных процессов мышления,
нуждающихся в разработке. Это позволит
изобретать новые методы, разрабатывать
новые методики по предотвращению нарушений
развития мышления и восстановлению уже
нарушенных функций мыслительного процесса.
Список
литературы
1. Айсмонтас Б. Б.
Общая психология. Схемы. М., 2002. – 288 с.
2. Гиппенрейтер
Ю. Б., Петухов В. В. Хрестоматия по общей
психологии. Психология мышления. М., 1981.
– 401 с.
3. Лурия А. Р. Лекции
по общей психологии. Спб., 2004. – 320 с.
4. Маклаков А. Г.
Общая психология. Спб., 2006. – 224 с.