Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:13, курсовая работа
Цель данной работы – доказать, что процесс принятия управленческих решений в управлении персоналом и процесс коммуникаций являются связующими процессами в управлении персоналом.
Задачи исследования:
– Раскрыть сущность коммуникаций в системе управления персоналом.
– Раскрыть сущность принятия управленческих решений в управлении персоналом.
Объект работы – управленческие решения в управлении персоналом.
Введение……………………………………………………………………………2
1. Процесс принятия управленческих решений в управлении персоналом……3
1.1 Классификация управленческих решений…………………………………...3
1.2 Процесс принятия управленческих решений в планировании персонала...6
1.3 Процесс принятия управленческих решений в организации труда………...8
1.4 Процесс управленческих решений в мотивации и стимулировании труд..10
2.
Заключение………………………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………………
Важность процесса планирования обоснована рядом причин:
- формирование реального рынка труда и необходимость учета его конъюнктуры;
- увеличение затрат на труд (инфляция, увеличение заработной платы, организация рабочего места, процесса);
- планирование персонала параллельно планированию бизнеса.
Для создания типового плана работы с персоналом в организации менеджеру необходимо принимать ряд управленческих решений.
Планирование потребности в персонале начинается с анализа информации о персонале, затем определяется количество рабочих мест, как имеющихся, так и планируемых на основе анализа плана организационно-технических мероприятий, штатного расписания, плана замещающихся вакантных должностей. Вся эта информация используется для определения качественного и количественного состава работников, которых необходимо иметь организации для достижения своих целей. После анализа характеристик имеющихся потребностей анализируется количественная и качественная потребность. [8, С. 526-527].
Качественная потребность - это потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу. Она рассчитывается путем сравнения профессиональных должностных документов с фактическими данными, расчет качественной потребности идет вместе с расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности.
Количественная потребность - это количество дополнительных работников, необходимых организации для достижения своих целей.
Общая
потребность в персонале
Существует также такое понятие, как формирование оптимального состава персонала. Целью формирования персонала является сведение к минимуму потерь, обусловленных несовпадением способностей к труду и личных качеств людей с возможностями их использования в организации для обеспечения научной обоснованности формирования состава персонала, необходимо учитывать жизненный цикл организации [1, С. 107-109].
Для того, чтобы сформировать состав персонала руководителю необходимо набрать и отобрать персонал.
Таким образом, мы видим, что руководителю опять же необходимо принять ряд определенных управленческих решений: решение об анализе работ, организации работы, о создании должностной инструкции (в случае ее отсутствия на предприятии, решение о разработке требований, предъявляемых к персоналу, требований набора и т.д.)
Необходимость развития персонала в современных условиях обусловлена следующими причинами:
- увеличение затрат на персонал;
- давление со стороны конкурентов. Ценовая борьба, требующая сокращения затрат, но более эффективное использование труда;
- технологические изменения;
- рост социальной ответственности организации за увеличение потенциала своих работников.
Одним из направлений развития персонала является профессиональное обучение. Оно имеет большое значение, как для крупной, так и для малой организации.
Развитие - это деятельность, направленная на изменение характеристик объекта управления в связи с изменившимися условиями деятельности.
К методам управления развитием персонала относят:
- Профессиональное обучение;
- Подготовка резерва руководителей;
- Развитие карьеры;
- Затраты организации на развитие персонала.
Из вышеперечисленного следует, что для обучения и развития персонала, менеджер принимает управленческие решения об определении потребности в обучении, об анализе общих производственных целей и политики организации, об анализе плана технического обновления, об анализе индивидуальных планов развития, а также заявок и пожеланий обучаться самих сотрудников, оценке обучения и т.п. [3, С. 350-351].
Понятие карьера в настоящее время рассматривается в основном в двух значениях: первое - карьера человека в жизни этого человека, и второе - карьера индивидуума внутри организации.
Карьера – это результат позиции и поведения в области трудовой деятельности, связанной с должностным и профессиональным поведением.
В процессе профессиональной деятельности человек постоянно делает выбор в пользу той ли иной ситуации, ставит какие-то приоритеты. Благодаря естественной уникальности каждого человека, тех ситуаций, в которые он попадает и тому, как он реагирует на эти ситуации, может быть несчетное множество разных карьер, но принято выделять следующие виды внутриорганизационной карьеры:
- Вертикальная;
- Горизонтальная;
- Центростремительная;
- Ступенчатая. [8, С. 538].
В совершенных организациях менеджеры по персоналу выполняют функцию планирования карьеры, т.е. определения стратегии и этапов развития и продвижение специалистов. Основой этого процесса является сопоставление потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающихся в составлении программ профессионального должностного роста [1, С. 185].
В
целях планирования карьеры персонала
менеджер продолжает принимать управленческие
решения: решение о продвижении
того или иного работника в
должности, решение об увеличении заработной
платы, о создании программы работы
с резервом, об оценке результатов труда
сотрудников и т.д.
1.3
Процесс принятия
управленческих решений
в организации
труда
Под организацией труда понимаются конкретные форм и методы, соединение людей и техники в процессе труда.
Различают две стороны организации труда: естественно-техническую и социально-экономическую.
Формируя общие требования к организации труда, следует помнить, что методы работы должны отвечать:
- Экономической целесообразности деятельности организации, т.е. повышать производительность труда, эффективность занятости работников, лучшее использование всех ресурсов и равная напряженность труда.
- Должен выполняться социальный критерий труда, в рамках которого труд должен быть привлекательным для работника.
- Организация труда должна учитывать психофизиологические факторы работников.
Организация труда включает в себя организацию рабочего места.
Планирование рабочего места - это определение типа рабочего места, исходя из его классификации.
Организация рабочего места - это система мероприятий по его планированию, оснащению средствами и предметами труда, размещению в определенном порядке, обслуживанию и аттестации.
Организация рабочего места - это деятельность по его оснащению и планировке. [4, С. 843].
К организации труда относится также режим труда и отдыха работников, к которому предъявляются следующие требования:
- Соблюдение общей продолжительности рабочего времени, установленного законодательством.
- Обеспечение равноправного чередования времени работы и времени перерывов.
- Обеспечение полного использования оборудования и рабочего времени для повышения производительности труда.
Здесь же следует рассматривать вопрос об адаптации персонала.
Профессиональная и организационная адаптация персонала.
Процесс адаптации определяется в системе управления персоналом как необходимый этап в деятельности вновь нанятого сотрудника.
Основные задачи управления процессом:
- практическая проверка правильности решения о найме сотрудника;
- обеспечение его скорейшей профессиональной и психологической адаптации на новом рабочем месте;
- уточнение реальных деловых возможностей сотрудника, в том числе и нераскрытого на прежнем месте работы потенциала;
- окончательное определение базовой профессиональной категории сотрудника и, соответственно, применяемой к нему типовой схемы последующего развития. [4, С. 845].
Прикладные методы адаптации персонала:
- Испытательный срок.
Испытательный
срок - универсальный и широко распространенный
метод, имеющий не только контрольную,
но и мотивационную
- Предварительное обучение
Предварительное обучение - процедура, практически незнакомая зарубежным предприятиям, но вынужденно применяемая многими (прежде всего, провинциальными) отечественными организациями, лишенными возможности в полном объеме удовлетворять свои кадровые потребности за счет профессионально подготовленных кадров.
- Стажировка.
Стажировка - разновидность процесса предварительного обучения сотрудника, имеющая своей целью освоение им необходимых практических навыков в смежных областях деятельности по профилю предприятия.
- Психологическая поддержка
Психологическая поддержка вновь нанятого сотрудника представляет собой совокупность мероприятий, направленных на обеспечение скорейшей его адаптации в трудовом коллективе. Актуальна и в банковской сфере, и в торговой деятельности, и в других отраслях, особенно на новых предприятиях, в главе которых стоят молодые, нетерпеливые, не терпящие возражений руководители и которые характеризуются высокострессовым характером труда у подавляющей части работников.
Руководитель
обязан стремиться к оптимальному соотношению
трудовых факторов, ему необходимо
ограничивать количество графиков работы,
а организации, поскольку это усложняет
процесс производства и управления. Ему
также следует управлять адаптацией персонала
на предприятии. [4, С. 847].
1.4
Процесс управленческих
решений в мотивации
и стимулировании
труда
Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления, можно дать такое определение:
Мотивация - это процесс побуждения себя в других к деятельности для достижения личных целей или целей организации [8, С. 166].
В качестве основных критериев оценки результативности мотивации используют такие показатели, как уровень работы организации и преобладающий в ней стиль руководства и управления. Наиболее явным результатом мотивации является складывающийся характер организационного поведения, во многом и обеспечивающий необходимый уровень достижения поставленных целей. В этом смысле результативность мотивации представляет собой отношение уровней эффективности сложившегося организационного поведения к необходимому для достижения поставленных целей.
Непосредственный эффект мотивации основан на действии известного закона результат, отражающего формирование и реализацию в сознании индивида устойчивой связи между его поведением и достижением поставленных целей. Выделяют определяющие формы проявления результативности мотивации. Так, непосредственным результатом мотивации конкретного работника является:
Информация о работе Процесс принятия управленческих решений в управлении персоналом