Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 00:13, курсовая работа
Основной целью специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Специальная психология содержит те знания, которые могут служить методической базой по созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников специальных образовательных учреждений.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Актуальность исследования………………………………………………………………….....3
Методическое обоснования исследования……………………………………………………..5
Выборка…………………………………………………………………………………...5
Методы……………………………………………………………………………………5
История становления…………………………………………………………………………….6
Описание социальных профессиональных характеристик………………………………..…11
Трудовой пост…………………………………………………………………….…….11
Номенклатурные данные……………………………………………………………….13
Квалификационные требования…………………………………………………….…13
Медицинские противопоказания………………………………………………………………16
Психограмма……………………………………………………………………………………17
Заключение. Общая характеристика профессии…………………………………………..…21
Литература………………………………………………………………………………….…..24
nhМОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,
СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Курсов
Профессиографический
анализ деятельности специального (коррекционного)
психолога.
Преподаватель
С.Ю. Манухина
Выполнила
студентка ДГП-301
О.Э. Петрова
Москва 2010
Введение…………………………………………………………
Актуальность
исследования………………………………………………
Методическое
обоснования исследования………………
Выборка……………………………………………
Методы………………………………………………
История становления…………………………………………………
Описание социальных профессиональных характеристик………………………………..…11
Трудовой
пост……………………………………………………………………
Номенклатурные
данные………………………………………………………………
Квалификационные
требования……………………………………………………
Медицинские противопоказания……………………………………
Психограмма…………………………………………………
Заключение. Общая характеристика профессии…………………………………………..…21
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Актуальность исследования.
На сегодняшний день наиболее важными задачами специальной (коррекционной) психологии являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследование психологических проблем, подтверждающих обоснованность компенсации дефекта под влиянием коррекционного обучения и воспитания.[6] Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно-практическое значение.
Возрастает
число и разнообразие детей с
отклонениями в развитии, в том
числе с парциальной и
В центре внимания специальной психологии – дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья.
Основной
целью специального психологического
сопровождения в системе образования
является выявление,
устранение и предотвращение
дисбаланса между процессами
обучения и развития детей с недостатками
в психофизическом развитии и их возможностями.
Специальная психология содержит те знания,
которые могут служить методической базой
по созданию условий для оптимальной социально-психологической
адаптации, включая дальнейшее профессиональное
самоопределение выпускников специальных
образовательных учреждений.
Основными задачами коррекционной психологии являются:
В настоящее
время наиболее актуальной задачей
является разработка
диагностических методик.
1.1. Выборка
Количество
опрошенных – 20 человек (работают в
центрах медико-
Пол – женский и мужской (14 женщин, 6 мужчин).
Возраст – от 23 до 30 лет.
Образование – высшее профессиональное психологическое.
Опыт работы – от 1,5 года до 5 лет.
Название профессии – специальный (коррекционный) психолог.
1.2. Методы
Русское
направление специальной
На основании этих и других исследований разрабатывались методы коррекционного обучения, специальные программы для индивидуальной работы с аномальными людьми, дальнейшее их развитие. В целом, русская специальная психология строилась на сравнительных характеристиках развития нормально развивающихся детей и детей с отклонениями. Изучение обеих групп проводилось по всем направлениям: от внутриутробного развития и рождения до определенных возрастных групп и параметров развития, соответствующих этим группам.
Русские
психиатры У. Е. Сухарева, М. С. Певзнер
и другие проводили исследования
эмоционально-волевой сферы
Позже (в 1950-е гг.) стали проводиться исследования деятельности высшей нервной системы людей с нарушениями в психическом развитии.
Полученные
данные использовались в дальнейшем
для разработки педагогических методов
обучения, воспитания детей с дефектами.
В процессе проводимых исследований
были сделаны некоторые выводы о
том, что у обеих групп детей
(нормально развивающихся и
Русскими дефектологами (X. С. Замской, Л. В. Занковым и др.) проводились исследования слабости мыслительного процесса, скорости реакции при недостаточности некоторых структурных компонентов мышления, нарушений словесно-логического мышления.
Именно русским дефектологам удалось доказать, что люди с аномальным развитием имеют не только умственные недостатки, но и обширные потенциальные возможности развития мышления, которые могут развиться при определенной системе индивидуального обучения. В работах Л. С. Выготского эта теория освещена достаточно полно и подкреплена практическими исследованиями. [2 c. 186]
Специальная психология (C.п.) — область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими их потребность в особых условиях обучения и воспитания. Становление С. п. происходило в рамках дефектологии — интегративной области научного знания, органично соединившей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.
Исторически первыми возникли такие направления С. п. как психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология). За свою почти столетнюю историю С. п. значительно расширила область своего применения. Теперь она обращена и к детям с задержкой психического развития, нарушениями речи, ранним детским аутизмом, к детям с двигательными нарушениями и др. Кроме того, помогая преодолевать тяжелые проблемы обучения и воспитания детей с грубыми аномалиями развития, С. п. накопила средства разрешения трудностей обучения детей, не имеющих столь выраженных нарушений. [7 c. 308]
До середины XlX века исследования в области психологии детей и взрослых с аномалиями развития носили эпизодический характер, сообщения об их результатах изредка появлялись в медицинских, философских и психологических сочинениях главным образом в связи с первыми успешными попытками воспитания и обучения слепых, глухих, слепо-глухих. [12 c. 52]
Начало систематических исследований в области С. п. в России, как и в странах Западной Европы и в Америке, было связано с принятием законов о всеобщем образовании и началом строительства государственных систем специального образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей. Возникшие в связи с этим потребности в научном обосновании необходимости и возможности массового обучения аномальных детей стимулировали (а) разработку психологического инструментария для дифференциации нормального и аномального развития, (б) изучение различных проявлений и психологической природы детской дефективности, (в) обсуждение проблем коррекции и компенсации нарушений в развитии, (г) поиск психологических условий оптимизации обучения детей в специальных школах разных типов. [12 с. 156]
Первая в России лаборатории психологии аномального детства была открыта в 1926 г. Л. С. Выготским при руководимой в то время В. П. Кащенко Медико-педагогической Станции Наркомпроса. Исследования в области психологии аномального детства затем продолжены в созданном на ее базе в 1929 г. Экспериментальном дефектологическом институте Наркомпроса (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). [2 c.12]
История развития теоретических основ С. п. и методологии экспериментальных исследований в этой области тесно связана с именем выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского, который в 20-е годы прошедшего столетия на основе создаваемой им в этот период культурно-исторической теории развития высших психических функций сформулировал и обосновал современные представления о природе и сущности аномального развития. Утверждая, что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам, обусловленным культурно-историческим происхождением высших психических функций и специфически человеческих способностей, Л. С. Выготский главную причину детской дефективности видел в "социальных вывихах", т. е. в выпадении аномального ребенка из исторически сложившейся, социальной по своей природе системы трансляции общественно-исторического опыта, "настроенной" на нормальный тип развития. Отмечая существенное расхождение между траекториями биологического и культурного развития аномального ребенка, вызванного такими "социальными вывихами", Л. С. Выготский обосновал необходимость и раскрыл широкие возможности социальной компенсации дефекта за счет построения "обходных путей" решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Информация о работе Профессиографический анализ деятельности специального (коррекционного) психолога