Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 00:13, курсовая работа
Основной целью специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Специальная психология содержит те знания, которые могут служить методической базой по созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников специальных образовательных учреждений.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Актуальность исследования………………………………………………………………….....3
Методическое обоснования исследования……………………………………………………..5
Выборка…………………………………………………………………………………...5
Методы……………………………………………………………………………………5
История становления…………………………………………………………………………….6
Описание социальных профессиональных характеристик………………………………..…11
Трудовой пост…………………………………………………………………….…….11
Номенклатурные данные……………………………………………………………….13
Квалификационные требования…………………………………………………….…13
Медицинские противопоказания………………………………………………………………16
Психограмма……………………………………………………………………………………17
Заключение. Общая характеристика профессии…………………………………………..…21
Литература………………………………………………………………………………….…..24
Специалисту,
работающему в данной области
важно уметь устанавливать
Он
может заниматься коррекционным
воздействием, и при этом идти в
разных направлениях. Например, с детьми,
которые перенесли стресс, и на
фоне этого стресса у них появились
те или иные нарушения он может
заниматься восстановительной работой.
Восстановление предполагает воссоздание
тех качеств социального
Или,
к примеру, с детьми, у которых
нарушена речь, но при этом имеющим
слух, психолог будет заниматься компенсированием.
Компенсирование в усилении тех
качеств или той деятельности
социального объекта, которые могут
заменить утраченное в результате каких-то
нарушений. Стимулирование направленно
на активизацию положительных
Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные.
Коррекционная
работа с детьми, имеющими физические
недостатки, прежде всего, будет направлена
на развитие физических функций, которые
могут компенсировать увечье, а работа
с трудными подростками, в первую
очередь, предполагает исправление
негативных отрицательных свойств.
Восстановление социальных связей и
социального статуса будет
Очень сложен и трудоемок процесс воспитания и обучения умственно отсталых детей. Эти дети в своей жизни, в своем поведении, руководствуются только эмоциями и основной сложностью в работе с ними является формирование высших чувств и эмоциональных потребностей. Коррекционная работа с такой категорией детей направлена, как свидетельствует опыт практической деятельности, на формирование положительных привычек и их сознательной мотивации.
Специальный
психолог должен убедить детей, что
существуют разнообразные нравственно-
На базе данных специальной психологии строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор.
Воспитание и обучение аномальных детей – сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни.
Одним
из самых деликатных направлений
в педагогической и психологической
науке является область специальной
психологии и коррекционной педагогики.
Еще десять лет назад вряд ли бы
кто из педагогов, светил отечественной
науки, задумался об организации
специальной помощи детям с ограниченными
возможностями в условиях массовых
детских садов и обычных
Сегодня
организация системы
В нашей стране внедрению коррекционной работы в учебные заведения уделяется самое серьезное внимание. Так, например, в общегосударственном законе «Об образовании», программе «Дети-инвалиды» и в других документах закреплены ключевые позиции по совершенствованию данной образовательного направления.
Коррекционная
образовательная система как
один из компонентов общественной жизни
претерпела за последние годы изменения.
Процессы трансформации в интернатных
и коррекционных
На
протяжении последних лет для
системы коррекционного образования
стали характерными отход от унифицированности,
стремление к многообразию во всем:
в типах и видах
Важно
отметить, что именно русским дефектологам
удалось доказать, что люди с аномальным
развитием имеют не только умственные
недостатки, но и обширные потенциальные
возможности развития мышления, которые
могут развиться при
Список литературы.
1. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. 480 с.
2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В б т. М., 1983. Т. 5.
3. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т. 2.
4. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
5. Лурия А. Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. М., 1973."
6. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков -- патопсихоло-гия. М., 1996.
7. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М., 1995.
8. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и
патопсихологии.
М., 1990.
9. Братусь
Б.С. Аномалии личности. – М., 1998.
10. Коррекционная
педагогика. / Под ред. Б.П. Пузанова. –
М., 1998.
11. Лапшин
В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии.
– М., 1990.
12. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. – М.,
1997.
13. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. / Под ред. В.В.
Воронковой.
– М., 1994.
14. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений. /
Сост. Ф.Ф.
Водоватов и др. – М., 2000.
15. Беличева В.И. Психокоррекция в повседневной жизни. СПб., 1994.
16. http://psychologylib.ru/enc/
17. http://www.fictionbook.ru/
18. http://referat.yabotanik.ru/
19. http://lib.aldebaran.ru/
Информация о работе Профессиографический анализ деятельности специального (коррекционного) психолога