Профессиографический анализ деятельности специального (коррекционного) психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 00:13, курсовая работа

Описание

Основной целью специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Специальная психология содержит те знания, которые могут служить методической базой по созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников специальных образовательных учреждений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Актуальность исследования………………………………………………………………….....3
Методическое обоснования исследования……………………………………………………..5
Выборка…………………………………………………………………………………...5
Методы……………………………………………………………………………………5
История становления…………………………………………………………………………….6
Описание социальных профессиональных характеристик………………………………..…11
Трудовой пост…………………………………………………………………….…….11
Номенклатурные данные……………………………………………………………….13
Квалификационные требования…………………………………………………….…13
Медицинские противопоказания………………………………………………………………16
Психограмма……………………………………………………………………………………17
Заключение. Общая характеристика профессии…………………………………………..…21
Литература………………………………………………………………………………….…..24

Работа состоит из  1 файл

Профессиограмма 1.docx

— 55.05 Кб (Скачать документ)

     Важно учесть как можно больше факторов и деталей, поскольку от грамотного планирования зависит эффективность  работы и, что немаловажно, популярность психолога внутри коллектива. Для  специалиста, кто стоит в самом  начале своего профессионального пути, было бы неплохо посетить специальные  занятия, ведь тренинг для психологов – это возможность расширить  спектр своих навыков, получить дополнительную информацию, в том числе и о  планировании работы, обменяться опытом с коллегами из других сфер или  с более богатым опытом.

Требования  к данной профессии.  

      Должен  знать: общую, возрастную и педагогическую психологию; современные психодиагностические и психокоррекционные методики; основы дидактики, педагогики, методики преподавания, дефектологии; основы законодательства в области образования, брака  и семьи, охраны материнства и  детства; нормативные документы, определяющие деятельность средней общеобразовательной  школы; порядок оформления документации школьной психологической службы. Должен уметь: проводить индивидуальную и  групповую психодиагностику; проводить  консультативную, диагностическую  и психотерапевтическую беседу; владеть  навыками психокоррекционной работы. Пути получения профессии: факультеты психологии университетов, психологические  отделения педагогических институтов, курсы по переподготовке специалистов с высшим педагогическим образованием.

Требования  к эмоционально-волевой  сфере.

     Коррекционный педагог-психолог должен ко всем детям  относиться одинаково дружелюбно, с  пониманием. Ему необходимо уметь  контролировать свои эмоции, быть терпимым по отношению к аномальным детям. Проявление негативных эмоций в процессе работы крайне запрещено, так как  «особые» дети очень чувствительны  и ранимы, могут ощутить себя виноватыми, несправедливо обделенными т.д.

      Специалист  в данной области может иметь как полный график рабочего дня, так и неполный, поэтому особенно важными качествами для него является стрессоустойчивость, особенно это необходимо тем коррекционным психологом, которые работают с детьми, у которых проявляется задержка психического расстройства. 
 

Личностные  особенности специального психолога.

Для того, чтобы коррекционный психолог успешно  справлялся со своей работой, он должен обладать следующими личностными особенностями, как:

  • Социабельность, экстравертивность. Предпочтение работать с людьми, великодушие и любовь к детям. Общательность и чувство такта - важные качества при общении с «особыми» детьми.
  • Ответственность, чувство долга. Он должен любить совместные действия с детьми, подчинять интересы одного ребенка групповым интересам.
  • Эмоциональная устойчивость, выдержанность, спокойствие – эти качества очень важны, потому что они помогают установить доверительные отношения с детьми, наладить с ними контакт. 
  • Способность обучать других. Каждый коррекционный психолог должен быть хорошим педагогом, чтобы вести за собой детей, развивать в них необходимые навыки и направлять на ускоренный личностный рост ребенка.
  • Умение заботиться о больных. Сюда входят: умение сопереживать, наблюдательность, терпимость, милосердие, внимательность к каждому ребенку в отдельности.
 

   3.4. Медицинские противопоказания. 

   Выраженные  нервные, психические и инфекционные заболевания, дефекты зрения и слуха. 
 
 
 
 
 
 

  1. Психограмма.

Социальная  среда.

Основной  круг общения специального (коррекционного) психолога включает в себя: детей  с задержкой психического развития, детей с расстройствами эмоционально-волевой  сферы и поведения, детей с  нарушениями функций опорно-двигательного  аппарата, лиц с нарушениями речи, слуха, зрения и т.д., а также детей  со сложными недостатками развития.

Коррекционные психологи проводят работу как с  детьми, у которых выражены отклонения в интеллектуальном развитии, так  и с детьми, отличающихся недоразвитием  познавательной сферы.

Кроме того, специалистам в области данных знаний, встречаются дети, которые  испытывают трудности социально-психологической  адаптации и обучения вследствие тяжелых соматических заболеваний (заболевания органов дыхания, различные  виды аллергий, желудочно-кишечные и  сердечные заболевания и т.д.), а также дети, испытывающие последствия  тяжелых эмоциональных переживаний (например, посттравматические стрессовые расстройства, внезапная потеря близких  или разлука с ними, дети –  свидетели или жертвы насилия  и т.д.).

Требования  и обязанности.

  • Индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.
  • Знание нормы возрастного развития на любом возрастном этапе.
  • Хорошая ориентации в закономерностях нормального возрастного развития.
  • Понимание социальных и психолого-педагогических причин возможных отклонений.
  • Подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. (Имеется ввиду, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта).
  • Умение проведения коррекционно-диагностических и коррекционно-развивающих программам для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.
 

Должен  уметь:

  • Устанавливать доверительные отношения со всеми детьми (чтобы дети в общении со специалистом чувствовали себя расковано и были открыты, т.к. это способствует позитивному настрою в коллективе).
  • Наблюдать за возможными изменениями в психике и поведении ребенка (для того, чтобы фиксировать улучшения или ухудшения, происходящие в процессе работы).
  • Обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку на протяжении всего периода коррекционной работы (очень важно, так как разные дети имеют различные отклонения, и для того, чтобы работа коррекционного психолога была эффективно, необходимо обеспечивать данный подход к каждому в отдельности).
  • Сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки (чтобы ребенок не впадал в отчаяние, а стремился и сам хотел выздороветь).
  • Помогать ребенку поверить в себя и свои способности (дл оптимистичного настроя на выздоровление).
  • Помогать ребенку избежать ошибок (имеется ввиду – в его трудовой деятельности, в данном случае, тестолепка, например).
  • Поддерживать ребенка при неудачах (чтобы он не отчаивался и не замыкался в себе, а понимал, что каждая неудача – это опыт, который в следующий раз можно предотвратить).
  • Уметь заинтересовывать ребенка той или иной деятельностью (чтобы в дальнейшем он сам стремился всесторонне развиваться).
  • Уметь логически мыслить и понимать причинно-следственные связи различных изменений в работе с детьми (для того, чтобы правильно устанавливать диагноз, а также следить за дальнейшим выздоровлением или ухудшением состояния).

Идеальные условия труда.

Специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, развивающей и коррекционной работы. Удобная мебель (кресла, кушетка), комфортные условия, оптимальная освещенность, канцелярский принадлежности, различные игрушки. Оборудование рабочего места в соответствии с их функциональными обязанностями. Независимо от учреждения, 36-ти часовая рабочая неделя.

Реальные  условия труда:

Помещение, в котором полностью отсутствуют яркие стимулы, которые могу отвлекать детей. Не очень удобная мебель (твердые стулья, как со спинками так и без), наличие окон, различные канцелярские принадлежности, письменные столики, детские картины, большое количество игрушек.

Трудности, возникающие в  работе:

  1. Проблемы поведения (некоторые дети непослушны, делают многие вещи по-своему).
  2. Трудности в общении (дети бывают как общительными, легко идущими на контакт, так и угрюмыми, недоверчивыми, таких детей бывает сложно, а порой и невозможно привлечь в групповую работу).
  3. Взаимоотношения детей и родителей (не все родители терпеливы и тактичны к своим детям, некоторые из них могут накричать на своего ребенка или показать недовольство по отношению к его деятельности, это все приводит к тому, что ребенок со временем начинает замыкаться в себе и с ним становится сложнее контактировать).
  4. Кризисные ситуации (случаются периоды, когда у детей обостряются их нарушения, в эти моменты специалист должен обратиться к заведующему отделением или к главному врачу (если таковой присутствует на территории)).
  5. Расстройства настроения (сюда входят: плаксивость, выраженная обиженность, агрессия по отношению к другим детям).
  6. Гиперактивность, нарушения внимания (порой бывают дети, которые не могут заниматься одним и тем же делом, например, лепить зверушку из теста, специально отведенное для этого время, поэтому их надо либо переключать на другую деятельность, либо постоянно мотивировать, что не совсем легко).

Примеры родственных профессий:  

Близкими  направлениями являются такие профессии, как педагог, социальный педагог, гувернер, социолог. 
 

Личностные  качества, которыми должен обладать представитель  данной профессии:

В ходе анкетного опроса были выделены следующие  основные личностные качества, требующиеся  специальному психологу:

  • хорошо развитые коммуникативные способности (коррекционный психолог должен находить подход к каждому ребенку для того, чтобы устанавливать доверительные отношения).
  • тактичность (чувство такта и толерантность – это два основных качества, без которых специальный психолог не сможет работать с «особыми» детьми. Такт нужен практически в любой работе, а с такими детьми он просто необходим, так как они очень чувствительны и ранимы).
  • чувство ответственности (коррекционный психолог несет ответственность за будущее здоровье и жизнь ребенка, поэтому он должен следить за каждым в отдельности).
  • умение сопереживать (важное качество, которое также помогает установить доверительные отношения).
  • вера в каждого ребенка (имеется ввиду, что коррекционный педагог должен держать в голове тот идеальный образ ребенка, в который, общими усилиями, он со временем должен превратиться).
  • эмоциональная устойчивость (умение справляться со стрессовыми ситуациями, быть спокойным и уравновешенным очень важно, так как это не только способствует хорошим отношениям в коллективе детей, но и они будут брать пример).

Промахи и ошибки при выполнении деятельности:

1) «Несовместность» действий взрослого и ребенка. С одой стороны такая «несовместность» проявляется как психологическое подавление (позиция «сверху»), а с другой стороны – как манипулятивное приспособление к потребностям, желаниям, сиюминутным капризам ребенка (позиция «снизу»).

2)   Избегание всяких контактов со сложным ребенком, а вместе с ними и ответственности за психологические события в жизни ребенка.

3)   Рассеянность, несобранность. Эти факторы очень мешают при работе с детьми, так как можно неправильно истолковать то или иное намерение ребенка.

Заключение.

     Специальный психолог – это уникальный и редко встречающийся специалист по работе с людьми, имеющими отклонения в развитии или нарушении каких-либо функций. Он изучает различные патологии психического развития, проблемы аномального развития психики. Отдельное внимание уделяет умственно отсталым детям, имеющим поражения коры головного мозга, и детям с нарушениям деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе.

Информация о работе Профессиографический анализ деятельности специального (коррекционного) психолога