Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 00:13, курсовая работа
Основной целью специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Специальная психология содержит те знания, которые могут служить методической базой по созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников специальных образовательных учреждений.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Актуальность исследования………………………………………………………………….....3
Методическое обоснования исследования……………………………………………………..5
Выборка…………………………………………………………………………………...5
Методы……………………………………………………………………………………5
История становления…………………………………………………………………………….6
Описание социальных профессиональных характеристик………………………………..…11
Трудовой пост…………………………………………………………………….…….11
Номенклатурные данные……………………………………………………………….13
Квалификационные требования…………………………………………………….…13
Медицинские противопоказания………………………………………………………………16
Психограмма……………………………………………………………………………………17
Заключение. Общая характеристика профессии…………………………………………..…21
Литература………………………………………………………………………………….…..24
Важно учесть как можно больше факторов и деталей, поскольку от грамотного планирования зависит эффективность работы и, что немаловажно, популярность психолога внутри коллектива. Для специалиста, кто стоит в самом начале своего профессионального пути, было бы неплохо посетить специальные занятия, ведь тренинг для психологов – это возможность расширить спектр своих навыков, получить дополнительную информацию, в том числе и о планировании работы, обменяться опытом с коллегами из других сфер или с более богатым опытом.
Требования к данной профессии.
Должен
знать: общую, возрастную и педагогическую
психологию; современные
Требования к эмоционально-волевой сфере.
Коррекционный педагог-психолог должен ко всем детям относиться одинаково дружелюбно, с пониманием. Ему необходимо уметь контролировать свои эмоции, быть терпимым по отношению к аномальным детям. Проявление негативных эмоций в процессе работы крайне запрещено, так как «особые» дети очень чувствительны и ранимы, могут ощутить себя виноватыми, несправедливо обделенными т.д.
Специалист
в данной области может иметь как
полный график рабочего дня, так и неполный,
поэтому особенно важными качествами
для него является стрессоустойчивость,
особенно это необходимо тем коррекционным
психологом, которые работают с детьми,
у которых проявляется задержка психического
расстройства.
Личностные особенности специального психолога.
Для того, чтобы коррекционный психолог успешно справлялся со своей работой, он должен обладать следующими личностными особенностями, как:
3.4. Медицинские противопоказания.
Выраженные
нервные, психические и инфекционные
заболевания, дефекты зрения и слуха.
Социальная среда.
Основной
круг общения специального (коррекционного)
психолога включает в себя: детей
с задержкой психического развития,
детей с расстройствами эмоционально-волевой
сферы и поведения, детей с
нарушениями функций опорно-
Коррекционные психологи проводят работу как с детьми, у которых выражены отклонения в интеллектуальном развитии, так и с детьми, отличающихся недоразвитием познавательной сферы.
Кроме
того, специалистам в области данных
знаний, встречаются дети, которые
испытывают трудности социально-
Требования и обязанности.
Должен уметь:
Идеальные условия труда.
Специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, развивающей и коррекционной работы. Удобная мебель (кресла, кушетка), комфортные условия, оптимальная освещенность, канцелярский принадлежности, различные игрушки. Оборудование рабочего места в соответствии с их функциональными обязанностями. Независимо от учреждения, 36-ти часовая рабочая неделя.
Реальные условия труда:
Помещение, в котором полностью отсутствуют яркие стимулы, которые могу отвлекать детей. Не очень удобная мебель (твердые стулья, как со спинками так и без), наличие окон, различные канцелярские принадлежности, письменные столики, детские картины, большое количество игрушек.
Трудности, возникающие в работе:
Примеры родственных профессий:
Близкими
направлениями являются такие профессии,
как педагог, социальный педагог, гувернер,
социолог.
Личностные качества, которыми должен обладать представитель данной профессии:
В ходе анкетного опроса были выделены следующие основные личностные качества, требующиеся специальному психологу:
Промахи и ошибки при выполнении деятельности:
1) «Несовместность» действий взрослого и ребенка. С одой стороны такая «несовместность» проявляется как психологическое подавление (позиция «сверху»), а с другой стороны – как манипулятивное приспособление к потребностям, желаниям, сиюминутным капризам ребенка (позиция «снизу»).
2) Избегание всяких контактов со сложным ребенком, а вместе с ними и ответственности за психологические события в жизни ребенка.
3) Рассеянность, несобранность. Эти факторы очень мешают при работе с детьми, так как можно неправильно истолковать то или иное намерение ребенка.
Заключение.
Специальный психолог – это уникальный и редко встречающийся специалист по работе с людьми, имеющими отклонения в развитии или нарушении каких-либо функций. Он изучает различные патологии психического развития, проблемы аномального развития психики. Отдельное внимание уделяет умственно отсталым детям, имеющим поражения коры головного мозга, и детям с нарушениям деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе.
Информация о работе Профессиографический анализ деятельности специального (коррекционного) психолога