Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 00:13, курсовая работа
Основной целью специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Специальная психология содержит те знания, которые могут служить методической базой по созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников специальных образовательных учреждений.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Актуальность исследования………………………………………………………………….....3
Методическое обоснования исследования……………………………………………………..5
Выборка…………………………………………………………………………………...5
Методы……………………………………………………………………………………5
История становления…………………………………………………………………………….6
Описание социальных профессиональных характеристик………………………………..…11
Трудовой пост…………………………………………………………………….…….11
Номенклатурные данные……………………………………………………………….13
Квалификационные требования…………………………………………………….…13
Медицинские противопоказания………………………………………………………………16
Психограмма……………………………………………………………………………………17
Заключение. Общая характеристика профессии…………………………………………..…21
Литература………………………………………………………………………………….…..24
Идеи Л. С. Выготского, развитые и подтвержденные его учениками и последователями Л. В. Занковым, Р. Е. Левиной, И. М. Соловьевым, Н. Г. Морозовой, Ж. И. Шиф и др., послужили научной основой кардинального изменения сложившихся в России в дореволюционный период подходов к обучению, воспитанию и социальной адаптации аномальных детей, обеспечили научную основу, создаваемой в стране системы специального образования.
Развитие С. п. внесло значительный вклад и в создание общих теоретических основ отечественной психологии. Известно, что многие важные положения культурно-исторической психологии были первоначально сформулированы в работах, посвященных проблемам аномального развития. Представляется, что именно психологическая составляющая дефектологии, в период ее становления, в наибольшей степени отражает самобытность отечественной психологии. Она проявляется, прежде всего, в постулате единства законов психического развития человека, реализуемого в самых разных условиях. Восприятие психики как живой развивающейся системы отражено в стремлении к выявлению целостной, иерархически организованной картины аномалии развития, где биологическое неблагополучие лишь создает первичные предпосылки отклонения развития, которое проявляется во вторичных и третичных событиях, происходящих в психологической и социо-культурной реальности.
Развитие С. п. в послевоенный период было обусловлено необходимостью восстановления, развития и дифференциации системы специального образования. Поскольку именно дифференциация системы специального образования вплоть до 90-х годов рассматривалась как магистральный путь совершенствования психолого-педагогической помощи разным категориям детей с нарушениями развития, усилия психологов в этот период были направлены, прежде всего, на изучение особенностей обучения и развития детей (главным образом когнитивной сферы) внутри ранее выделенных типов аномального развития. Такой подход, способствуя дифференциации обучения слепых и слабовидящих, глухих и слабослыщащих, умственно отсталых и детей с задержкой психического развития, привел к накоплению знания во всех областях ПС, обеспечил развитие теоретических основ и методов дифференциальной диагностики, но, в то же время, обусловил относительную изолированность и, по преимуществу, прикладной характер разных направлений С. п. [ 15 c. 398]
Переосмысление в 90-е годы государством и обществом ценностей специального образования, в соответствии с ценностями открытого общества, ориентированного на интеграцию людей с различными проблемами в единое сообщество при достижении каждым человеком максимально высокого уровня качества жизни, потребовало изменения приоритетов и в развитии С. п. В связи с этим актуальными становятся разработка и реализация методов специальной психологической поддержки ребенка, подростка, взрослого человека на всех этапах его взросления. Одной из важнейших задач становится гармонизация отношений между обучением и развитием, встает вопрос об обеспечении специальным образованием социально-эмоционального развития ребенка, поддержки его семьи и ближайшего социального окружения.
Вслед за Л. С. Выготским рассматривая образование как специфически человеческий способ передачи индивиду опыта рода как универсальный механизм трансляции общественного опыта, как всеобщую культурно-историческую форму становления и развития сущностных сил человека, современная С. п. видит свои главные задачи:
Таким
образом, в центре внимания специалистов
находится теперь уже не особенности развития
детей с теми или иными аномалиями, а образовательные
потребности конкретного ребенка с особенностями
в развитии, создание оптимального индивидуального
образовательного маршрута, позволяющего
сохранить ребенка в семье и максимально
интегрировать в сообщество обычных сверстников.
С. п., таким образом, становится не только
теоретической или прикладной, но и практической
дисциплиной, и задачи развития специальной
психологической практики начинают требовать
массовой подготовки кадров не только
для исследовательской, диагностической,
но и для психологической коррекционной
работы. [10, c. 245]
3.1. Трудовой пост.
Объект труда: дети с различными нарушениями органов чувств.
Предмет труда: закономерности психического развития аномальных детей.
Цель работы специального психолога: выявить, устранить и предотвратить дисбаланс между процессами обучения и развитием ребенка.
Критерий эффективности: реабилитация и социальная адаптация аномального школьника к реалиям окружающего мира.
Разделы специальной психологии:
А так же психология людей с нарушениями опорно-двигательно аппарата, задержкой психического развития, сложными недостатками развития, а так же расстройствами эмоционально-волевой сферы.
В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются:
Каждая
из методик применяется в
Связь с другими науками.
Коррекционная психология как отрасль психологии тесно взаимодействует со многими науками, такое взаимодействие теоретически можно разделить на несколько блоков, которые в свою очередь состоят из самостоятельных наук и отраслей наук.
К первому блоку можно отнести педагогику, которая делится на общую педагогику, методику преподавания предметов детям как с нормальным уровнем развития, так и с отклонениями в развитии. Коррекционная психология во взаимодействии со специальной педагогикой повышает уровень развития детей с врожденными или приобретенными дефектами. Также взаимодействие наук позволяет формировать научно целостный взгляд на процесс развития человека с ограниченными способностями.
Ко
второму блоку относится
Третий блок гуманитарный, который состоит из философии, социологии, психологии всех направлений. Взаимосвязь коррекционной психологии и гуманитарных наук позволяет аккумулировать знания с той же целью, что и все остальные отрасли наук: для эффективного и доступного пониманию обучения людей с дефектами развития. Такие науки, как политология, философия, социология позволяют рассматривать многие явления коррекционной психологии с точки зрения социального статуса человека. Некоторые аспекты процесса применения методик коррекционной психологии могут быть полностью раскрыты только с позиций философии и политологии.
Использование знаний и опыта многих самостоятельных наук и отраслей наук дает дополнительный шанс специалистам коррекционной психологии подбирать более эффективные методы обучения для каждой категории людей в индивидуальном порядке.
3.1. Номенклатурные данные
Профессия:
[Коррекционный педагог-
Специальность: Психология.
Шифр специальности: 190010 [13]
3.3. Квалификационные требования.
По
профессии коррекционный
Специальный (коррекционный) психолог в отличие от психолога, ориентированного только на работу с нормально развивающимися детьми, а также в отличие от педагога, работающего с аномальными детьми, должен быть таким специалистом, который фокусирует своей профессиональной подготовкой достижения научной психологической мысли и к тому же умеет ими пользоваться в практической работе с детьми, развивающимися нормально и с патологией. Знание нормы возрастного развития на любом возрастном этапе и хорошая ориентация в закономерностях нормального возрастного развития вообще для него просто необходимы, поскольку помогают лучше понять ребенка с отклонениями в развитии, понять социальные и психолого-педагогические причины этих отклонений, а также разрабатывать индивидуализированные программы психолого-педагогической помощи этим детям.
Требования при поступлении на работу:
Прежде чем приниматься за работу, важно составить продуманный план действий. А чтобы составлен он был не на ровном месте, любой психолог должен провести все необходимые исследования и диагностику и иметь в голове детальную картину того, с чем придется работать.
Без соответствующей коррекционной квалификации психолог не имеет права заниматься коррекцией поведения своих подопечных. Необходимо помнить, что этический кодекс психолога требует от каждого специалиста действий лишь в рамках его профессиональной компетенции.
Существуют общие положения, касающиеся планирования работы психолога и относящиеся к специалистам узкой квалификации. Наиболее подробные планы касаются работы психологов-педагогов, специалистов, занимающихся коррекцией детского и подросткового поведения. Они должны вносить в готовый план индивидуальные правки или самостоятельно разработать его с нуля на основе личных наблюдений и результатов исследований. Если план психолога включает такую составляющую, как мониторинг, то его, плана, пункты могут меняться в соответствии с новыми данными, получаемыми по завершении отведенного периода времени.
В идеале при поступлении на работу работодателем должна быть предоставлена вся необходимая документация для коррекционного психолога, которому предстоит работать внутри коллектива и решать поставленные задачи, будь то оптимизация деятельности, коррекция отношений внутри группы коллег или решение индивидуальных проблем.
Информация о работе Профессиографический анализ деятельности специального (коррекционного) психолога