Профессиональная этика практического психолога, как основа его деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:59, контрольная работа

Описание

Конец 20 века принес в нашу жизнь новое явление, которого не существовало в ней легально с 1936 года, когда знаменитым для педагогов и психологов Постановлением ЦК ВКП(б) была закрыта, разрушена, изгнана из социального обихода педология – предшественница современной практической психологии.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по Психологической службе в образовании.docx

— 43.66 Кб (Скачать документ)

НОО ВПО  Тульский Институт Экономики и Информатики

Контрольная Работа на тему:

Профессиональная  этика практического  психолога, как основа его деятельности

Выполнила студентка 4 курса группы ПиП – 08

Голошумова Н.Г.

Введение.

Конец 20 века принес в нашу жизнь новое явление, которого не существовало в ней легально с 1936 года, когда знаменитым для педагогов  и психологов Постановлением ЦК ВКП(б) была закрыта, разрушена, изгнана из социального обихода педология – предшественница современной практической психологии.[1] По существу через 50 лет начинают появляться люди, которые называют себя практическими психологами, и предлагают обществу совершенно специфические виды услуг – определение готовности ребенка к школе; психологическое обеспечение бизнес – планов; психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т. п. Кто эти люди? Каков их социальных статус и место в системе общественных отношений? По какому праву они берут на себя ответственность влиять на индивидуальную и социальную жизнь?

Хотелось бы не только задать эти вопросы, но и  попытаться ответить на них исходя из следующих соображений:

-появление любой  профессии предполагает ее инструктивную  регламентацию, т. е. создание  социально приемлемых норм ее  осуществления; естественно, что  эти нормы появляются как бюрократическая  основа определения меры социальной  и личной ответственности профессионала  за его действия;

-профессии, связанные  с воздействием на человека, имплицитно  несут в себе обобщенную модель  человеческой жизни, где отношения  с другим человеком (профессионалом  в том числе) предполагают использование  особой информации – информации  об индивидуальной судьбе человека;

-использование  этой информации делает границы  человеческого «Я» очень уязвимыми;  это явление многократно описывалось  в философской и психологической  литературе как явление отчуждения  человека от собственной жизни;

-появляется (через  стандартизацию профессиональных  действий с человеком) реальная  опасность обесценивания качеств  человеческой жизни как индивидуальности (проблема массового человека, среднего  человека, типичного человека);

-существует  опасность превращения профессионала,  берущего на себя ответственность  за изменение индивидуальной  судьбы, в человека, которому будут  передаваться все виды ответственности  за качества индивидуальной жизни  по типу: «Психолог (или кто – то другой) сказал так, я так делал (думал, чувствовал), но ничего (что – то) не получилось…(или получилось плохо)».

Эти соображения  возникли в результате анализа тех  проблем, с которыми сталкиваются психологи  в своей ежедневной профессиональной деятельности.

Думается, что  ответы на поставленные вопросы надо попробовать искать в анализе  таких направлений организации  жизни человеческого сообщества как: область практической этики  и практической психологии как профессиональной деятельности.

Попробуем это  аргументировать. Профессиональная деятельность человека в отличие от других видов  деятельности (учебной, игровой, общения) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. При этом совершенно не принципиально, в этом смысле. Физическое отличие  предметов профессиональной деятельности. Освоение профессии предполагает включение  ее предмета в содержание Я –  концепции человека. Естественно, что  варианты этого будут бесконечно разнообразны, но, тем не менее, в  них есть то принципиально общее, что конституирует предмет одной профессиональной деятельности в отличие от другой.

На уровне Я  – концепции человека это переживается как рефлексивно обоснованные ограничения  на свои профессиональные действия. Знаменитое умение сказать себе и другим: «Это я не умею, это я умею плохо, это  я умею посредственно». За этими ограничениями скрывается не только локус контроля, область профессиональной ответственности, но и потенциальная возможность для профессионального совершенствования – преодоление «не умею».

Появление профессии  психолога в начале века было связано  с социальными задачами максимального  использования индивидуальных ресурсов человека в трудовой и учебной  деятельности: человек должен был  хорошо работать и хорошо учиться. Это  нашло свое отражение в истории  психологии труда и в истории  психологии обучения. В конечном итоге  это позволило появиться целой  отрасли психологического знания –  психологии индивидуальных различий.

По существу, психолог на заре существования этой профессии начинал работать с  одной из важнейших характеристик  индивидуальной жизни – с характеристикой  перспективы личного развития, беря таким образом (пусть даже временно) ответственность за определение  этой перспективы в достаточно конкретных проявлениях успешности осуществления  учебной или трудовой деятельности.

...Личность характеризуется  не только тем, 

что она делает, но и тем, как она это делает

1. Происхождение профессиональной  этики.

Выяснить происхождение  профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного  труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад  обращали внимание Аристотель, затем  Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи  разделения общественного труда  с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование  этих проблем дали К.Маркс и Ф. Энгельс.

Возникновение первых профессионально-этических  кодексов относится к периоду  ремесленного разделения труда в  условиях становления средневековых  цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые  констатируют наличие в цеховых  уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру  труда, соучастникам по труду.

Однако ряд  профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и  поэтому, такие профессионально-этические  кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших  судебные функции, известны гораздо раньше.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость  в регулировании взаимоотношений  людей той или иной профессии  приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув  как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась  на основе обобщенной практике поведения  представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались  как в писаных, так и в неписаных  кодексах поведения, так и в форме  теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении  и усвоении норм профессиональной этики  играет общественное мнение. Нормы  профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано  с борьбой мнений. Взаимосвязь  профессиональной этики и общественного  сознания существует и в форме  традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что  свидетельствует о наличии преемственности  основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

1.1. Профессионализм  как нравственная  черта личности.

Профессиональная  этика - это совокупность моральных  норм, которые определяют отношение  человека к своему профессиональному  долгу. Нравственные отношения людей  в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально  функционировать и развиваться  только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и  способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная  этика изучает:

- отношения трудовых  коллективов и каждого специалиста  в отдельности; 

- нравственные  качества личности специалиста,  которые обеспечивают наилучшее  выполнение профессионального долга; 

- взаимоотношения  внутри профессиональных коллективов,  и те специфические нравственные  нормы, свойственные для данной  профессии; 

- особенности  профессионального воспитания.

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического  развития их содержание и оценка существенно  различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного  и физического труда, наличием привилегированных  и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II века до н.э. христианская библейская книга "Мудрость Иисуса, сына Сирахова", в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: "корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы". В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. А в феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда. При капитализме отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождало два типа нравственности: хищнически-грабительскую капиталистическую и коллективистски-освободительскую рабочего класса, распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет Ф.Энгельс " ... каждый класс и даже профессия имеют свою мораль".

Те ситуации, в которых оказываются люди в  процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние  на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.

Во-первых, это  отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса,

Во-вторых, это  те моральные отношения, которые  возникают в области непосредственного  соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Профессиональная  этика не является следствием неравенства  в степени моральности различных  профессиональных групп. Просто к некоторым  видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные  требования. В основном это такие  профессиональные сферы, в которых  сам процесс труда требует  согласованности действий всех его  участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с  правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.

Сейчас в России выявляется необходимость выработки  нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о  моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.

Информация о работе Профессиональная этика практического психолога, как основа его деятельности