8.Психолог строит
свою работу на основе безусловного
уважения достоинства и неприкосновенности
личности ребенка, уважает и
активно защищает его основополагающие
человеческие права, определяемые
Всеобщей декларацией прав человека.
9.Психолог выступает
одним из основных защитников
интересов ребенка перед обществом,
всеми людьми.
10.Психолог должен
быть осторожен и осмотрителен
в выборе психодиагностических
и психокоррекционных методов, а также
в своих выводах и рекомендациях.
11.Психолог не
должен принимать участие в
том, что как – то ограничивает
развитие ребенка, его человеческую
свободу, физическую и психологическую
неприкосновенность. Наиболее тяжкое
нарушение профессиональной этики
психолога представляет его личное
содействие или непосредственное
участие в делах, наносящих
ребенку вред. Лица, однажды замеченные
в подобных нарушениях, раз и
навсегда лишаются права работы
с детьми, пользования дипломом
или иным документом, подтверждающим
квалификацию профессионального
психолога, а в определяемых
законом случаях подлежат суду.
12.Психолог обязан
информировать тех, кому он
подчинен, а также свои профессиональные
объединения о замеченных им
нарушениях прав ребенка другими
лицами, о случаях негуманного
обращения с детьми.
13.Психолог должен
противодействовать любым политическим,
идеологическим, социальным, экономическим
и другим влияниям, способным
привести к нарушению прав
ребенка.
14.Психолог обязан
оказывать лишь такие услуги,
для которых он имеет необходимое
образование и квалификацию.
15.В случае
вынужденного применения психодиагностических
или психотерапевтических (психокоррекционных)
методик, не прошедших достаточной апробации
или не полностью отвечающих всем научным
стандартам, психолог обязан предупреждать
об этом заинтересованных лиц и быть особенно
осторожным в своих выводах и рекомендациях.
16.Психолог не
имеет права передавать психодиагностические,
психотерапевтические или психокоррекционные
методики для пользования некомпетентным
лицам.
17.Психолог обязан
препятствовать использованию методов
психодиагностики и психологического
воздействия профессионально не
подготовленными людьми, предупреждать
об этом тех, кто по незнанию
пользуется услугами таких людей.
18.Дети подросткового
и старшего школьного возраста
имеют право на индивидуальную
консультацию психолога в отсутствие
третьих лиц, включая учителей,
родителей или заменяющих их
людей
19.Психолог не
должен препятствовать тому, чтобы
обследование или консультирование
взрослого ребенка по его желанию
проводилось в присутствии других
лиц, за исключением особых
случаев, связанных с проведением
медико-психологической или судебно
– психологической экспертизы, определенных
законом.
20.Данные индивидуального
психологического обследования
детей подросткового и юношеского
возраста психолог имеет право
сообщать или передавать третьим
лицам лишь с согласии на это самих
детей. При этом ребенок имеет право знать,
что и кому о нем говорится или передается.
21.Учителям, родителям,
заменяющим их лицам, администрации
учебно-воспитательных учреждений
допускается сообщение только
таких данных о детях, которые
этими лицами не могут быть
использованы во вред ребенку.
22.Пользуясь
средствами массовой информации
и другими доступными средствами
ее получения или распространения,
психологи обязаны предупреждать
людей о возможных отрицательных
последствиях их обращения за
помощью психологического характера
к некомпетентным лицам и указывать,
где и у кого эти люди
могут получить необходимую профессиональную
психологическую помощь.
23.Психолог не
должен позволять вовлекать себя
в такие дела или виды деятельности,
где его роль и функции оказываются
двусмысленными, способными нанести
ущерб детям.
24.Психолог не
дожжен давать таких обещаний
клиентам, которые не в состоянии
выполнить.
25.Если обследование
ребенка или психологическое
вмешательство осуществляется по
требованию другого лица: представителя
органа образования, врача, судьи
и т. п., - то психолог обязан
известить об этом родителей
ребенка или лиц, их заменяющих.
26.Психолог несет
персональную ответственность за
хранение в тайне информации
о детях, которых он обследует.
27.При приеме
на работу в учебно-воспитательное
учреждение психолог должен оговорить,
что в пределах своей профессиональной
компетенции он будет действовать
независимо, а также ознакомить
администрацию того учреждения,
в котором ему предстоит трудиться,
других заинтересованных лиц
с содержанием настоящего этического
кодекса. Он должен обратить
внимание всех лиц, которые
будут связаны с ним в профессиональной
работе, на необходимость хранить
тайну и соблюдать профессиональную
этику. Психолог при этом должен
предупредить, что профессиональное
вмешательство в его работу
может осуществляться только
вышестоящим органом психологической
службы, наделенным соответствующими
полномочиями. Он также должен
оговорить невозможность для
себя выполнения неэтичных требований
со стороны других лиц.
28.Нарушение
положений этического кодекса
профессиональным практическим
психологом рассматривается судом
чести ассоциации практических
психологов, а при необходимости
– более высокой профессиональной
организацией, включенной в структуру
психологической службы системы
образования.
Заключение.
Таким образом,
практическая психология – это весьма
сложная и ответственная область
профессиональной деятельности психолога.
Она требует соответствующего образования,
профессионального мастерства и
может затрагивать судьбы людей,
например, когда на ее основе ставится
медицинский или судебно –
психологический диагноз, осуществляется
конкурсный отбор или прием на
работу. В этой связи практический
психолог в первую очередь обязан
руководствоваться социально –
этическими требованиями в своей
работе. Часть из них включена в
этический кодекс практического
психолога, изложенный выше, другие требуют
дополнительного обсуждения. Среди
них – соблюдение тайны, научная
обоснованность, ненанесение ущерба, открытость
результатов обследования для обследуемых,
объективность выводов и эффективность
предлагаемых практических рекомендаций.
Список
литературы
1.Абрамова, Г.
С. Практическая психология. «Академический
Проект», 2000.
2.Немов, Р.
С. Психология. М., Владос ИМПЭ им. Грибоедова,
А. О., 2001. Книга 2.
3.Немов, Р.
С. Психология. М., Владос ИМПЭ им Грибоедова,
А. О., 2002. Книга 3.
4."Основы этических
знаний" под ред. профессора
Росенко, М.Н.. Изд. "Лань", 1998.
5.Хорни, К.
Невротическая личность нашего
времени. М., 1993.
[1] Постановление
ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педагогических
извращениях в системе наркомпроса».
[2] Хорни, К. Невротическая
личность нашего времени. М., 1993. С. 209.