Профессиональное мышление педагога и пути его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:49, курсовая работа

Описание

Цель: выявить психологические особенности творческого педагогического мышления и пути его развития.
Задачи:
1. Теоретический анализ проблемы профессионального педагогического мышления.
2. Ознакомление с методами исследования творческих особенностей педагогического мышления.
3. Профессиональное оперативное мышление будущего учителя и пути его развития.

Содержание

Введение
1 Теоретический анализ проблемы профессионального педагогического мышления
1.1 Профессиональное педагогическое мышление
1.2 Творческое педагогическое мышление как объект изучения педагогической психологии
1.3 Структура педагогического мышления педагога
2 Исследование творческих особенностей педагогического мышления
2.1 Методы исследования
3 Профессиональное оперативное мышление будущего педагога и пути его развития
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Профессиональное мышление педагога и пути его развития.doc

— 365.50 Кб (Скачать документ)


Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Челябинский, Чебаркульский ЦД

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Педагогическая психология

Тема

Профессиональное мышление педагога и пути его развития

Фамилия студента

Мурыгина

Имя студента

Светлана

Отчество студента

Анатольевна

№ контракта

11610080701002

Содержание

Введение

3

1 Теоретический анализ проблемы профессионального педагогического мышления

4

1.1  Профессиональное педагогическое мышление

4

1.2 Творческое педагогическое мышление как объект изучения педагогической психологии

6

1.3  Структура педагогического мышления педагога

10

2  Исследование творческих особенностей педагогического мышления

14

2.1  Методы исследования

14

3 Профессиональное оперативное мышление будущего педагога  и пути его развития

20

Заключение

31

Глоссарий

32

Список использованных источников 

36

Приложения

40

 

Введение

Актуальность темы. Проблема исследования профессионального мышления педагога является одной из фундаментальных в педагогической психологии. Ее значимость обусловлена ролью педагогического мышления в организации деятельности педагога, его профессионального поведения и общения. Процесс педагогического труда не терпит стандарта и шаблона, хотя масштабы творческих задач педагога могут быть разными, начиная от внесения принципиальных инноваций в содержание, формы и методы учебно-воспитательной работы и кончая решением многообразных текущих вопросов, возникающих в различных ситуациях деятельности педагога.

Творчество - наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Этим определяется проблема развития творческого мышления учителя. Кроме того, проблема подготовки учителя, воспитателя дошкольного образовательного учреждения к педагогической деятельности, как к творческому процессу, приобретает в настоящее время особую значимость и остроту. Это обстоятельство требует полного и всестороннего исследования творческих особенностей педагогического мышления.

Цель: выявить психологические особенности творческого педагогического мышления и пути его развития.

Задачи:

1. Теоретический анализ проблемы профессионального педагогического мышления.

2. Ознакомление с методами исследования творческих особенностей педагогического мышления.

3. Профессиональное оперативное мышление будущего учителя и пути его развития.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, раскрывающей цели и задачи, заключения, глоссария, списка использованной литературы, приложения. Объём работы – 31 страница.

Основная часть

1Теоретический анализ проблемы профессионального педагогического мышления

 

1.1.           Профессиональное педагогическое мышление

 

Профессиональное мышление - это одна из форм мышления. Данная форма имеет ряд отличительных особенностей и свойств: активность - преобразующая позиция субъекта мышления; специфичность объекта мысли, которым является не сам объект изучения или труда, а вся взаимодействующая система; индивидуализированность мышления, обобщенность знания; действенность.

Профессиональное педагогическое мышление отвечает всем общим законам мышления, но имеет свою специфику согласно теории профессионального мышления (Ф.Н. Гоноболин, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, Н.В. Кузьмина. А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Кашапов, Ю.П. Поваренков, В.А. Мазилов, Т.Г. Киселева) [16,150].

Профессиональное мышление педагога - есть сложное образование, характеризующееся своеобразием структуры, содержательного и практически - действенного фондов, качественных характеристик и направленностью на решение практических задач по преобразованию деятельности и личности учащегося.

Анализ литературы, посвященной проблемам педагогической деятельности, позволил выделить ряд важнейших характеристик педагогического мышления. В качестве единицы профессионального мышления педагога, опираясь на идеи С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, Л.В. Путляевой, А.В. Карпова, М.М. Кашапова, мы выделяем педагогическую проблемность [5,113]. Именно с момента ее выявления и анализа происходит возникновение проблемной ситуации, перерастающей в педагогическую задачу. Уровни педагогической деятельности связываются с уровнями обобщения собственной практики, выработкой стратегий осуществления деятельности (Н.В. Кузьмина). Возникающие проблемные ситуации педагог способен решать на уровне ведущих идей, на уровне конструктивно - методических схем, либо на уровне технических приемов (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская). В последнее время проблемность стала считаться одним из базовых профессионально важных качеств педагога (А.В. Карпов, Е.В. Карпова, Е.В. Конева, Н.А. Токарева). Проблемность мышления рассматривается как одно из наиболее общих проявлений креативности (А.В. Карпов, Е.В. Карпова) [5,114].

Согласно точке зрения М.М. Кашапова. Т.Г. Киселевой, профессиональное педагогическое мышление осуществляется на двух уровнях: ситуативном и надситуативном. Ситуативность - надситуативность мышления педагога приводит к психологическим отличиям в целемотивационном компоненте профессиональной деятельности, в выделении информационной основы, в составлении программы деятельности и принятии педагогического решения.

Это позволяет дать следующее рабочее определение: педагогическое мышление - это высший познавательный процесс поиска, обнаружения педагогической проблемности в ходе профессиональной деятельности педагога. Осознание проблемности приводит к возникновению педагогической проблемной ситуации и стимулирует решение педагогической задачи.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Творческое педагогическое мышление как объект изучения педагогической психологии

 

Теоретический анализ понятия "творческое мышление" и концепций творческого мышления дает возможность сделать следующие выводы:

1. Существуют различные точки зрения, различные подходы к определению особенностей творческого мышления. Наиболее часто описывают творческое мышление, ориентируясь на оценку новизны конечного продукта, через ряд процессов решения задач и характеристик заданий, необходимых для порождения творчества.

2. Применение интегрального подхода к исследованию творческого мышления признается большинством специалистов в области творчества. Творческое мышление в этом случае рассматривается как комплексная способность, включающая как дивергентные, так и конвергентные составляющие. Творческое мышление связано с определенными чертами личности [24,с.211].

Особенности творческого мышления учителя складываются под влиянием требований, вытекающих из содержания и характера педагогического труда. Согласно К.Д. Ушинскому, педагогическая деятельность является одним из видов практического искусства, которое требует от учителя высокоразвитого творческого мышления. Педагогическая деятельность принадлежит к типу "человек - человек" (Е.А Климов). Наиболее существенной ее особенностью является то, что она представляет собой деятельность по управлению другой деятельностью (деятельностью учащихся), в процессе которой осуществляются формирование и развитие личности ученика. Руководство процессами взаимодействия, коммуникации, общения в системе "учитель - учащийся" не может быть ничем иным, кроме как делом педагогического искусства [16,156]. Искусство учителя проявляется и в том, как он строит урок, и в том, какими способами он организует самостоятельную работу учащихся, и в том, как он находит контакты и нужный тон общения с учениками в тех или иных ситуациях школьной жизни. Этим определяется проблема развития творческого мышления педагога.

Творческое мышление педагога, складываясь в процессе приобретения опыта учебно-воспитательной работы, само начинает выполнять активную роль в регуляции педагогической деятельности.

При выявлении творческих особенностей профессионального педагогического мышления мы используем "синтетический" подход (Д.Н. Завалишина), который может быть реализован как выделение на множестве характеристик креативности ограниченного числа интегральных параметров, описывающих основные особенности любого творчества.

Первый параметр - "открытость" человека внешнему миру. Этот способ связи творческого человека с миром объединяет такие характеристики продуктивных процессов, как исследовательская (познавательная, поисковая) активность и инициатива субъекта, его впечатлительность, восприимчивость, "изощренное чутье" (М.С. Бернштейн, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков, Я.А. Пономарев) [22,230].

Информация о работе Профессиональное мышление педагога и пути его развития