Профессиональное мышление педагога и пути его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:49, курсовая работа

Описание

Цель: выявить психологические особенности творческого педагогического мышления и пути его развития.
Задачи:
1. Теоретический анализ проблемы профессионального педагогического мышления.
2. Ознакомление с методами исследования творческих особенностей педагогического мышления.
3. Профессиональное оперативное мышление будущего учителя и пути его развития.

Содержание

Введение
1 Теоретический анализ проблемы профессионального педагогического мышления
1.1 Профессиональное педагогическое мышление
1.2 Творческое педагогическое мышление как объект изучения педагогической психологии
1.3 Структура педагогического мышления педагога
2 Исследование творческих особенностей педагогического мышления
2.1 Методы исследования
3 Профессиональное оперативное мышление будущего педагога и пути его развития
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Профессиональное мышление педагога и пути его развития.doc

— 365.50 Кб (Скачать документ)

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Воспитание

в узком смысле означает процесс целенаправленного воздействия на развитие личности в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Воспитание в широком смысле – это воздействие на человека всей социальной действительности с целью усвоения им социального опыта. И в первом и во втором случае воспитание предполагает односторонний целенаправленный процесс.

2

Готовность к самообразованию

означает, что человек, поставив перед собой новую задачу, способен выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, формулировать запрос на информацию, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск с использованием различных средств, извлекать информацию из источников разных видов, представленных на разнообразных носителях.

3

Задачи

шаги к достижению цели, это обозримая и оцениваемая часть работы, имеющая промежуточный и конечный результат и наряду с другими задачами служащая достижению общей цели.

4

Компетентность

интегральная характеристика личности, определяющая её способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в различных сферах деятельности на основе использования знаний, образовательного и жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой ценностей. Основные признаки ключевых компетентностей: многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны, метапредметны, интеллектуально формирующие, многомерны.

5

Креативность

это способность создавать нечто новое, оригинальное.

6

Мышление

это процесс опосредованного знаниями и опытом, обобщенного отражения в сознании человека наиболее существенных свойств и отношений действительности; это  продукт и способность мозга человека с помощью мыслительных операций отражать и осмысливать реальную действительность, проникать в сущность законов развития природы, общества, самой интеллектуальной деятельности; это - творческая деятельность  по накоплению и переработке опыта и знаний. 

7

Педагогическая психология

 

раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д.

8

Педагогическая ситуация

совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе. Структура педагогических ситуаций включает двух субъектов деятельности (учитель и учащийся) и способы их взаимодействия.

9

Планирование

 

это мыслительная деятельность по созданию плана функционирования управляемого объекта на определённый отрезок времени. Основой всей деятельности является общий план, который складывается в начале дня на основе знания программы учебного процесса.

10

Профессиональное мышление

 

это одна из форм мышления. Данная форма имеет ряд отличительных особенностей и свойств: активность - преобразующая позиция субъекта мышления; специфичность объекта мысли, которым является не сам объект изучения или труда, а вся взаимодействующая система; индивидуализированность мышления, обобщенность знания; действенность.

11

Самообразование

 

является требованием времени. Суть его в том, чтобы личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя институциональные формы образования как инструмент самореализации, самоактуализации, самосовершенствования.

Самообразование выступает как вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующейся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей социализации, повышение культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей.

12

Творчество

 

представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала создать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

13

Творчество

 

это и результат, и процесс активной деятельности человека, в ходе которого развивается и сам человек, оформляются его универсальные свойства, обогащается смысл его жизни.

 

Список использованных источников

1

Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Борис Герасимович Ананьев. - 3. изд.- СПб.: ПИТЕР, 2001. - 282 с. - ISBN 5-272-00315-2.

2

Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько.- М.: Педагогика, 1989. - 190  с. - ISBN 5-7155-0099-0.

3

Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А. А. Вербицкий.- М.: Высш. шк., 1991. – 204 с. - ISBN 5-06-002079-7.

4

Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007. - 367 с. - ISBN 5-7695-3605-5.

5

Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.

6

Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол. исслед.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии [Текст] - М.: Академия, 2004. - 282 с. - ISBN 5-7695-1598-8.

7

Джеймс, У. Беседы с учителями о психологии: [Пер. с англ.] [Текст] / Уильям Джеймс. - М.: Совершенство, 1998. - 148 с. - ISBN 5-8089-0012-3.

8

Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи; [Пер. с англ.] [Текст] - М.: Лабиринт, 1999. - 186 с. - ISBN 5-89441-011-8.

9

Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. и психол. направлениям и специальностям [Текст] / И. А. Зимняя. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос , 42005. – 382 с. - ISBN 5-94010-018-8.

10

Ксензова, Г. Ю. Оценочная деятельность учителя: учеб.-метод. Пособие [Текст] / Г. Ю. Ксензова. - 2. изд. - М.: Пед. изд-во России, 2001. - 126 с. - ISBN 5-93134-047-5.

11

Кумекер, Л. Свобода учиться, свобода учить: пособие для учителя: [Перевод] [Текст] / Л. Кумекер, Дж. С. Шейн. - М.: Журн. «Нар. Образование», 1994. - 158 с. - ISBN 5-87953-001-9.

12

Кухарев, Н. В. На пути к профессиональному совершенству: кн. для учителя [Текст] / Н. В. Кухарев. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с. - ISBN 5-09-001748-4.

13

Леонтьев, А. А. Педагогическое общение [Текст] А. А. Леонтьев; Психол. ин-т РАО, Центр соц.-психол. помощи им. Ж. Казаноко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. Нальчик: изд. центр "Эль-Фа", 1996. - 93 с. - ISBN 5-88195-212-Х.

14

Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Междунар. гуманитар. фонд "Знание", 1996. - 308 с. - ISBN 5-87633-016-7.

15

Митина, Л. М. Интеллектуальная гибкость учителя: психол. содерж., диагностика, коррекция: учеб. Пособие [Текст] / Л. М. Митина, Н. С. Ефимова; Рос. акад. образования. Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 2003. - 142 с. - ISBN 5-89502-362-2.

16

Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Л. М. Митина.- М.: Академия, 2004. - 318 с. - ISBN 5-7695-1666-6.

17

Митина, Л. М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция: учеб.-метод. пособие [Текст] / Л. М. Митина, Е. С. Асмаковец. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2001. - 190 с. - ISBN 5-89502-194-8.

18

Мюнстерберг, Г. Психология и учитель [Текст] / Гуго Мюнстерберг; пер. с англ. А. А. Громбаха. - М.: ЗАО "Совершенство", 1997. - 315 с. - ISBN 5-89441-008-8.

19

Ольшанский, В. Б. Практическая психология для учителей [Текст] / В. Б. Ольшанский. - М.: Онега, 1994. - 268 с. - ISBN 5-900739-04-X.

20

Психопедагогика общего образования: пособие для студентов и учителей [Текст] / Л. М. Фридман; Акад. пед. и социал. наук. Моск. психолого-социал. ин-т. - М.: РГБ, 2004. - 286 с.

21

Педагогическая психология: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования [Текст] / Н. Ф. Талызина. - 5-е изд., испр. - Москва: Академия, 2006. – 287 с. - ISBN 5-7695-3717-5.

22

Реан, А. А. Психология и педагогика: учеб. для вузов [Текст] / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Разумовская - СПб.: Питер , 2000. - 432 с. - ISBN 5-272-00266-0.

23

Реан, А. А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - СПб. и др.: Питер Ком. 1999. – 409 с. - ISBN 5-88782-424-7.

24

Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Л.Д. Столяренко. - 2. изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 541 с. - ISBN 5-222-02731-7.

25

Селевко, Г. К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г. К. Селевко.- М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 222 с. - ISBN 5-87953-197-X.

26

Селевко, Г. К. Технологии развивающего образования [Текст] / Г. К. Селевко. - М.: НИИ шк. технологий, 2005. - 185 с. - ISBN 5-87953-202-X.

27

Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: (Избр. психол. тр.) [Текст] / Д. И. Фельдштейн. - М.: Междунар. пед. акад., 1995 - 366 с. - ISBN 5-87977-032-X:Б. ц.

28

Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя [Текст] / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Совершенство, 1998. - 411 с. - ISBN 5-8089-0010-7.

29

Целуйко, В. М. Психологические основы педагогического общения: пособие для студентов и педагогов [Текст] / В. М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС, 2007 - 294 с. - ISBN 978-5-691-01574-8.

30

Чуприкова, Н. И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода): учеб.-метод. пособие [Текст] / Н. И. Чуприкова ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т .- М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003 - 317 с. - ISBN 5-89502-413-0.

 

 

 

Приложения

А

Б

В

Г

 

2

 



Информация о работе Профессиональное мышление педагога и пути его развития