Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:49, курсовая работа
Цель: выявить психологические особенности творческого педагогического мышления и пути его развития.
Задачи:
1. Теоретический анализ проблемы профессионального педагогического мышления.
2. Ознакомление с методами исследования творческих особенностей педагогического мышления.
3. Профессиональное оперативное мышление будущего учителя и пути его развития.
Введение
1 Теоретический анализ проблемы профессионального педагогического мышления
1.1 Профессиональное педагогическое мышление
1.2 Творческое педагогическое мышление как объект изучения педагогической психологии
1.3 Структура педагогического мышления педагога
2 Исследование творческих особенностей педагогического мышления
2.1 Методы исследования
3 Профессиональное оперативное мышление будущего педагога и пути его развития
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Воспитание | в узком смысле означает процесс целенаправленного воздействия на развитие личности в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Воспитание в широком смысле – это воздействие на человека всей социальной действительности с целью усвоения им социального опыта. И в первом и во втором случае воспитание предполагает односторонний целенаправленный процесс. |
2 | Готовность к самообразованию | означает, что человек, поставив перед собой новую задачу, способен выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, формулировать запрос на информацию, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск с использованием различных средств, извлекать информацию из источников разных видов, представленных на разнообразных носителях. |
3 | Задачи | шаги к достижению цели, это обозримая и оцениваемая часть работы, имеющая промежуточный и конечный результат и наряду с другими задачами служащая достижению общей цели. |
4 | Компетентность | интегральная характеристика личности, определяющая её способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в различных сферах деятельности на основе использования знаний, образовательного и жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой ценностей. Основные признаки ключевых компетентностей: многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны, метапредметны, интеллектуально формирующие, многомерны. |
5 | Креативность | это способность создавать нечто новое, оригинальное. |
6 | Мышление | это процесс опосредованного знаниями и опытом, обобщенного отражения в сознании человека наиболее существенных свойств и отношений действительности; это продукт и способность мозга человека с помощью мыслительных операций отражать и осмысливать реальную действительность, проникать в сущность законов развития природы, общества, самой интеллектуальной деятельности; это - творческая деятельность по накоплению и переработке опыта и знаний. |
7 | Педагогическая психология
| раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д. |
8 | Педагогическая ситуация | совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе. Структура педагогических ситуаций включает двух субъектов деятельности (учитель и учащийся) и способы их взаимодействия. |
9 | Планирование
| это мыслительная деятельность по созданию плана функционирования управляемого объекта на определённый отрезок времени. Основой всей деятельности является общий план, который складывается в начале дня на основе знания программы учебного процесса. |
10 | Профессиональное мышление
| это одна из форм мышления. Данная форма имеет ряд отличительных особенностей и свойств: активность - преобразующая позиция субъекта мышления; специфичность объекта мысли, которым является не сам объект изучения или труда, а вся взаимодействующая система; индивидуализированность мышления, обобщенность знания; действенность. |
11 | Самообразование
| является требованием времени. Суть его в том, чтобы личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя институциональные формы образования как инструмент самореализации, самоактуализации, самосовершенствования. Самообразование выступает как вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующейся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей социализации, повышение культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей. |
12 | Творчество
| представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала создать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. |
13 | Творчество
| это и результат, и процесс активной деятельности человека, в ходе которого развивается и сам человек, оформляются его универсальные свойства, обогащается смысл его жизни. |
1 | Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Борис Герасимович Ананьев. - 3. изд.- СПб.: ПИТЕР, 2001. - 282 с. - ISBN 5-272-00315-2. |
2 | Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько.- М.: Педагогика, 1989. - 190 с. - ISBN 5-7155-0099-0. |
3 | Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А. А. Вербицкий.- М.: Высш. шк., 1991. – 204 с. - ISBN 5-06-002079-7. |
4 | Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007. - 367 с. - ISBN 5-7695-3605-5. |
5 | Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с. |
6 | Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол. исслед.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии [Текст] - М.: Академия, 2004. - 282 с. - ISBN 5-7695-1598-8. |
7 | Джеймс, У. Беседы с учителями о психологии: [Пер. с англ.] [Текст] / Уильям Джеймс. - М.: Совершенство, 1998. - 148 с. - ISBN 5-8089-0012-3. |
8 | Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи; [Пер. с англ.] [Текст] - М.: Лабиринт, 1999. - 186 с. - ISBN 5-89441-011-8. |
9 | Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. и психол. направлениям и специальностям [Текст] / И. А. Зимняя. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос , 42005. – 382 с. - ISBN 5-94010-018-8. |
10 | Ксензова, Г. Ю. Оценочная деятельность учителя: учеб.-метод. Пособие [Текст] / Г. Ю. Ксензова. - 2. изд. - М.: Пед. изд-во России, 2001. - 126 с. - ISBN 5-93134-047-5. |
11 | Кумекер, Л. Свобода учиться, свобода учить: пособие для учителя: [Перевод] [Текст] / Л. Кумекер, Дж. С. Шейн. - М.: Журн. «Нар. Образование», 1994. - 158 с. - ISBN 5-87953-001-9. |
12 | Кухарев, Н. В. На пути к профессиональному совершенству: кн. для учителя [Текст] / Н. В. Кухарев. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с. - ISBN 5-09-001748-4. |
13 | Леонтьев, А. А. Педагогическое общение [Текст] А. А. Леонтьев; Психол. ин-т РАО, Центр соц.-психол. помощи им. Ж. Казаноко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. Нальчик: изд. центр "Эль-Фа", 1996. - 93 с. - ISBN 5-88195-212-Х. |
14 | Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Междунар. гуманитар. фонд "Знание", 1996. - 308 с. - ISBN 5-87633-016-7. |
15 | Митина, Л. М. Интеллектуальная гибкость учителя: психол. содерж., диагностика, коррекция: учеб. Пособие [Текст] / Л. М. Митина, Н. С. Ефимова; Рос. акад. образования. Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 2003. - 142 с. - ISBN 5-89502-362-2. |
16 | Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Л. М. Митина.- М.: Академия, 2004. - 318 с. - ISBN 5-7695-1666-6. |
17 | Митина, Л. М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция: учеб.-метод. пособие [Текст] / Л. М. Митина, Е. С. Асмаковец. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2001. - 190 с. - ISBN 5-89502-194-8. |
18 | Мюнстерберг, Г. Психология и учитель [Текст] / Гуго Мюнстерберг; пер. с англ. А. А. Громбаха. - М.: ЗАО "Совершенство", 1997. - 315 с. - ISBN 5-89441-008-8. |
19 | Ольшанский, В. Б. Практическая психология для учителей [Текст] / В. Б. Ольшанский. - М.: Онега, 1994. - 268 с. - ISBN 5-900739-04-X. |
20 | Психопедагогика общего образования: пособие для студентов и учителей [Текст] / Л. М. Фридман; Акад. пед. и социал. наук. Моск. психолого-социал. ин-т. - М.: РГБ, 2004. - 286 с. |
21 | Педагогическая психология: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования [Текст] / Н. Ф. Талызина. - 5-е изд., испр. - Москва: Академия, 2006. – 287 с. - ISBN 5-7695-3717-5. |
22 | Реан, А. А. Психология и педагогика: учеб. для вузов [Текст] / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Разумовская - СПб.: Питер , 2000. - 432 с. - ISBN 5-272-00266-0. |
23 | Реан, А. А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - СПб. и др.: Питер Ком. 1999. – 409 с. - ISBN 5-88782-424-7. |
24 | Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Л.Д. Столяренко. - 2. изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 541 с. - ISBN 5-222-02731-7. |
25 | Селевко, Г. К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г. К. Селевко.- М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 222 с. - ISBN 5-87953-197-X. |
26 | Селевко, Г. К. Технологии развивающего образования [Текст] / Г. К. Селевко. - М.: НИИ шк. технологий, 2005. - 185 с. - ISBN 5-87953-202-X. |
27 | Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: (Избр. психол. тр.) [Текст] / Д. И. Фельдштейн. - М.: Междунар. пед. акад., 1995 - 366 с. - ISBN 5-87977-032-X:Б. ц. |
28 | Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя [Текст] / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Совершенство, 1998. - 411 с. - ISBN 5-8089-0010-7. |
29 | Целуйко, В. М. Психологические основы педагогического общения: пособие для студентов и педагогов [Текст] / В. М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС, 2007 - 294 с. - ISBN 978-5-691-01574-8. |
30 | Чуприкова, Н. И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода): учеб.-метод. пособие [Текст] / Н. И. Чуприкова ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т .- М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003 - 317 с. - ISBN 5-89502-413-0. |
А | |
Б | |
В | |
Г |
2
Информация о работе Профессиональное мышление педагога и пути его развития