Профессиональное самоопределение личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание

Целью исследования изучить направленность педагога и педагогические способности.
Задачи:
Рассмотреть направленность личности педагога.
Изучить педагогические способности.
Описать основные требования к личности учителя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава I: Педагогическая направленность: понятие и структура……..…..5
1.1 Проблема направленности в общепсихологических теориях личности..…5
1.2 Понятие направленности педагога…………..………………………...…...9
1.3 Типы педагогической направленности…………………………….………14
1.4 Основные требования к личности педагога…………………………..……17
Глава II. Педагогические способности ………………………………..….…22
2.1 Понятие и сущность педагогических способностей …………………..….22
2.2 Виды педагогических способностей……………………………………..…25
2.3 Структура педагогических способностей…………………………………28
Заключение…………………………………………………………………...…34
Библиографический список…………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

kursovaja.doc

— 256.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава I: Педагогическая направленность: понятие и структура……..…..5

1.1 Проблема направленности в общепсихологических теориях личности..…5

1.2 Понятие направленности педагога…………..………………………...…...9

1.3 Типы педагогической направленности…………………………….………14

1.4 Основные  требования к личности педагога…………………………..……17

Глава II. Педагогические способности ………………………………..….…22

    1. Понятие и сущность педагогических способностей …………………..….22

2.2 Виды педагогических способностей……………………………………..…25

2.3 Структура педагогических способностей…………………………………28

Заключение…………………………………………………………………...…34

Библиографический список…………………………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный учитель  должен любить и понимать своего ученика, должен быть наблюдательным и требовательным, должен обладать коммуникативными, конструктивными способностями, должен уметь делать учебный материал доступным для учащихся, быть творческим, способным организовать детский коллектив.

Список личностных свойств учителя весьма значителен. Среди них такие как: выдержка и самообладание, гражданственность, гуманность, дисциплинированность, добросовестность, идейная убеждённость, инициативность, стремление к самосовершенствованию и др.

Все эти способности  и качества в совокупности и составляют собой уникальную, своеобразную личность учителя. Основные требования к личности педагога выдвинул А.А.Радугин в книге о психологии и педагогики.

Особенностями педагогических способностей и задатков учителей изучались и продолжают изучаться как зарубежными авторами М.М.Рубинштейн, Кумекер Л., Дж.С. Шейн, так и отечественными психологами Ф.Н.Гоноблин, В.Н.Дружинин, Г.Ю.Ксензова, Н.Д Левитов, В.Ю.Питюков.

Вопросы направленности личности педагога освещены в работах  Н.В. Кузьминой, В.С.Мерлин, А.Н.Леоньтьев, Е.П.Ильин и другие.

Таким образом, широкий интерес разных авторов  к рассмотрению педагогических способностей и направленности личности педагога указывает на актуальность выбранной  темы. 

Объектом  исследования являются особенности развития способностей учителя и педагогической направленности.

Предметом исследования являются направленность педагога и  педагогические способности.

Целью исследования изучить направленность педагога и педагогические способности.

Задачи:

  1. Рассмотреть направленность личности педагога.
  2. Изучить педагогические способности.
  3. Описать основные требования к личности учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I . Педагогическая направленность: понятие и структура

1.1 Проблема направленности в общепсихологических теориях личности

В общепсихологических теориях  личности направленность выступает  как качество, определяющее ее психологический  склад. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному:

- "динамическая тенденция; 

- "смыслообразующий мотив";

- "основная жизненная направленность;

- "динамическая организация  "сущностных сил" человека;

Но как бы эта характеристика личности ни раскрывалась, во всех концепциях ей придается ведущее значение. Рассмотрим эти концепции более подробно.  

С.Л. Рубинштейн [27] под направленностью личности понимал некоторые динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами.

Направленность включает два взаимосвязанных момента: предметное содержание (содержательный момент), обозначающее определенный предмет направленности; напряжение (собственно динамическая тенденция), определяющее источник направленности.

Следует признать, что вопрос о динамических тенденциях и порождаемых ими направлениях как необходимом компоненте подлинного объяснения психических процессов  первым поставил в современной психологии К. Левин. Однако, в отличие от С.Л. Рубинштейна, он отрывал динамический аспект направленности от смыслового, стремясь превратить динамический момент в универсальный механизм объяснения человеческой психики.

З. Фрейд рассматривал динамические тенденции как бессознательные влечения, направленность которых является механизмом, изначально заложенным в организме человека. С.Л. Рубинштейн, критикуя З. Фрейда, отмечал, что всякая динамическая тенденция, выражая направленность, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то находящимся вне его. При этом он допускает возможность изменения акцентов динамической и смысловой сторон направленности.

А.Н. Леонтьев [16] ядром личности называл систему относительно устойчивых, иерархизированных мотивов как основных побудителей деятельности. Одни мотивы (смыслообразующие), побуждая к деятельности, придают ей личностный смысл и определенную направленность, другие играют роль побудительных факторов. Распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, т.е. увидеть иерархию мотивов.

Л.И. Божович [3] и ее сотрудники направленность личности понимали как систему устойчиво доминирующих мотивов, которые определяют целостную структуру личности. В контексте данного подхода зрелая личность организует свое поведение в условиях действия нескольких мотивов; выбирает цели деятельности и с помощью специально организованной мотивационной сферы регулирует свое поведение таким образом, чтобы были подавлены нежелательные, хотя даже и более сильные мотивы. Структуру направленности составляют три группы мотивов: гуманистические, личные, деловые.

У Б.И. Додонова - это система  потребностей; у К.К. Платонова - совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений; у Л.И. Божович и Р.С. Немова - система или совокупность мотивов и т.д. Однако понимание направленности личности как совокупности или системы мотивационных образований - это лишь одна сторона ее сущности. Другая сторона заключается в том, что эта система определяет направление поведения и деятельности человека, ориентирует его, определяет тенденции поведения и действий и, в конечном итоге, определяет облик человека в социальном плане. Последнее связано с тем, что направленность личности представляет собой устойчиво доминирующую систему мотивов, или мотивационных образований, т.е. отражает доминанту, становящуюся вектором поведения.

Направленность личности, как отмечает В.С. Мерлин [17], может проявляться в отношении к другим людям, к обществу, к самому себе. М.С. Неймарк, например, выделял личную, коллективистическую и деловую направленность личности.

Д.И. Фельдштейн [30] выделяет следующие типы личностной направленности:

- гуманистическую; 

- эгоистическую; 

- депрессивную;

- суицидальную

Гуманистическая направленность характеризуется положительным отношением личности к себе и обществу. Внутри этого типа авторы выделяют два подтипа: с альтруистической акцентуацией, при которой центральным мотивом поведения являются интересы других людей или социальной общности, и с индивидуалистической акцентуацией, при которой для человека наиболее важным является он сам, окружающие люди при этом не игнорируются, но их ценность, по сравнению с собственной, несколько ниже.

Эгоистическая направленность характеризуется положительным отношением к себе и отрицательным - к обществу. Внутри этого типа также выделяют два подтипа: с индивидуалистической акцентуацией - ценность для человека собственной личности также высока, как и при гуманистической направленности, с индивидуалистической акцентуацией, но при этом ценность окружающих еще более низкая (отрицательное отношение к окружающим), хотя об абсолютном отвержении и игнорировании их речи нет; с эгоцентрической акцентуацией - ценность собственной личности для человека не очень высока, концентрируется он только на себе самом; общество для него не представляет почти никакой ценности, отношение к обществу резко отрицательное.

Депрессивная направленность личности характеризуется тем, что для человека он сам не представляет никакой ценности, а его отношение к обществу можно охарактеризовать как терпимое.

Суицидальная направленность наблюдается в тех случаях, когда ни общество, ни личность для самой себя не представляют никакой ценности.

Такое выделение типов направленности показывает, что она может определяться не комплексом каких-то факторов, а только одним из них, например личностной или коллективистической установкой и т.п. Точно так же направленность личности может определяться каким-то одним чрезмерно развитым интересом. Таким образом, структура направленности личности может быть простой и сложной, но главное в ней - это устойчивое доминирование какой-то потребности, интереса, вследствие чего человек "настойчиво ищет средства возбуждать в себе нужные ему переживания как можно чаще и сильнее".

Вместе с тем сведение направленности личности просто к потребностям, интересам, мировоззрению, убеждению или идеалам неправомерно. Только устойчивое доминирование потребности или интереса, выступающих в роли долговременных мотивационных установок, может формировать стержневую линию жизни. В связи с этим Е.П. Ильин [8] подчеркивает, что присущих оперативной мотивационной установке свойств, определяющих готовность и конкретные способы поведения и действий человека в данной ситуации, недостаточно, чтобы считать ее одним из видов направленности личности. Направляет действия и деятельность, и любая цель. Установка должна стать устойчиво доминирующей, а таковыми чаще всего бывают социальные установки, связанные с межличностными и личностно-общественными отношениями, отношением к труду и т.д. Таким образом, он делает вывод о том, что направленность личности в мотивационном процессе притягивает к себе и направляет активность человека, т.е. в какой-то степени облегчает принятие решения о действиях в данной ситуации.

Итак, практически все психологи под направленностью личности понимают совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений, рассмотрев направленность личности в контексте общих психологических подходов, нам необходимо более конкретизировать и посмотреть направленность личности в сфере педагогической деятельности (педагогическую направленность).

1.2 Понятие педагогической направленности

Одним из основных профессионально значимых качеств  личности педагога является его "личностная направленность". Согласно Н.В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности.

Психологические исследования по проблемам педагогической направленности ведутся по нескольким направлениям:

- определение  ее сущности и структуры; 

- изучение особенностей  ее происхождения; 

- исследование  этапов и условий становления  направленности;

-анализ состояния и средств формирования педагогической направленности.

Можно выделить три направления, определяющие сущность педагогической направленности:

- эмоционально-ценностное  отношение к профессии учителя,  склонность заниматься видами  деятельности, воплощающими специфику  данной профессии  

  - профессионально-значимое качество личности учителя или компонент педагогических способностей.

-  рефлексивное  управление развитием учащихся.

А.К. Маркова [17] считает, что анализ личности учителя следует начинать с изучения направленности, т.е. того, на что устремлен учитель в своем труде, тогда как способности в целом являются более компенсируемой чертой личности, их можно сформировать, если у человека есть устойчивое желание быть учителем. Педагогическая направленность - это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика.

Устойчивая  педагогическая направленность - это  стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе.  

Н.В. Кузьмина, [11][12] под сущностью педагогической направленности понимает интерес и любовь к педагогической профессии, осознание трудностей в учительской работе, потребность в педагогической деятельности, стремление овладеть основами педагогического мастерства.

Более узкое  понимание сущности педагогической направленности характеризуется большей  однозначностью и конкретизацией определения. В данном случае педагогическая направленность понимается либо как положительное отношение к педагогической, либо как склонность и готовность заниматься педагогической деятельностью.

Информация о работе Профессиональное самоопределение личности