Профессиональное самоопределение личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание

Целью исследования изучить направленность педагога и педагогические способности.
Задачи:
Рассмотреть направленность личности педагога.
Изучить педагогические способности.
Описать основные требования к личности учителя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава I: Педагогическая направленность: понятие и структура……..…..5
1.1 Проблема направленности в общепсихологических теориях личности..…5
1.2 Понятие направленности педагога…………..………………………...…...9
1.3 Типы педагогической направленности…………………………….………14
1.4 Основные требования к личности педагога…………………………..……17
Глава II. Педагогические способности ………………………………..….…22
2.1 Понятие и сущность педагогических способностей …………………..….22
2.2 Виды педагогических способностей……………………………………..…25
2.3 Структура педагогических способностей…………………………………28
Заключение…………………………………………………………………...…34
Библиографический список…………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

kursovaja.doc

— 256.00 Кб (Скачать документ)

Третья специфическая  черта воспитательного процесса — его длительность. Конечно, процесс воспитания может и идет с разной скоростью, но значительно форсировать его нельзя. Ведь для того, чтобы только узнать человека, нужно, как говорит народная пословица «пуд соли с ним съесть». Нельзя быстро воспитать чуткого, трудолюбивого человека. Особенно медленно идет процесс перевоспитания. Нет таких быстродействующих методов, которые бы позволили эгоиста быстро переделать в альтруиста, а лентяя — в труженика. А это, в свою очередь, делает результаты воспитания малозаметными, скрытыми. Очень часто педагог, прикладывая много сил, долго не видит позитивных изменений. Успешно работать в таких условиях может только терпеливый оптимист. Терпение и оптимизм — важнейшие профессиональные качества педагога. Может быть, поэтому педагоги нашей страны могут так долго успешно работать в условиях перманентной бедности. Эти же качества определяют и главное педагогическое табу: педагогической ущербности, а в пределе—непригодности. Раздраженность—это ржавчина педагогической квалификации, и если эта ржавчина стала частью личности, второй натурой, надо срочно менять профессию.

Четвертая особенность  процесса воспитания — концентризм  в содержании воспитательной работы. Это означает, что в процессе воспитания к одним и тем же качествам личности приходится многократно возвращаться. Однако это не просто повторение.

 Известное  выражение древних «Нельзя дважды  войти в одну и ту же реку»  можно перефразировать так: «  Нельзя дважды поговорить с  одним и тем же человеком». Эта особенность говорит также о том, что никакое воспитание нельзя считать законченным. Если, например, в третьем классе удалось воспитать трудолюбие у учеников, это не значит, что в четвертом классе трудолюбием можно не заниматься. Но воспитание трудолюбия в четвертом классе не будет повторять работу, проделанную в третьем, это будет уже работа с учеником от достигнутого и на базе достигнутого.

Пятая специфическая  черта воспитания заключается в  том, что это активный двусторонний процесс. Воспитанник — это не только объект, но и субъект воспитания. Поэтому важнейшая задача педагога воспитать у учащихся постоянную потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Необходимо вызвать у воспитанников волну собственных усилий, пробудить их внутреннюю активность, максимально развить их самостоятельность. Успешное решение этих задач требует от педагога развитой эмпатии, т. е. способности видеть ситуацию глазами другого человека, умение поставить себя на место своего воспитанника и взглянуть на проблему его глазами.

Шестой особенностью воспитания является то, что результаты этого процесса малозаметны для внешнего восприятия. Проверить и оценить работу воспитателя довольно трудно. Как и все большое, она видится на расстоянии. Конечно, на расстоянии не географическом, а на временном. Поэтому педагог должен быть готов к тому, что его усилий не только быстро не увидят, но его еще и порицать будут, что называется, за чужие грехи. Вот почему педагог должен быть очень скромным человеком и не только, чтобы служить должным примером своим воспитанникам, но и для сохранения своего душевного равновесия при нередких, к сожалению, случаях несправедливого отношения к себе.

И, наконец, седьмая  особенность процесса воспитания: это  деятельность, устремленная в будущее. Каждый педагог должен помнить, что его воспитанники вступают в жизнь при изменившихся условиях, в иных общественных отношениях. Поэтому в воспитательной работе следует учитывать не только потребность сегодняшнего дня, но и перспективы технического прогресса и общественного развития. Быть хорошим прогнозистом, уметь за нынешними проблемами увидеть проблемы завтрашние и требования, которые они предъявят к людям будущего

— еще одно необходимое качество хорошего педагога.

Профессия педагога требует большого нервного и физического  напряжения, а поэтому, как это ни кажется странным, предъявляет довольно высокие требования к здоровью. Работа педагога требует развитых голосовых связок, хорошего зрения, способности долго стоять, много ходить, легко двигаться. Нервная нагрузка у людей педагогических профессий чрезвычайно велика. Наверное, поэтому долгожители среди педагогов так редки. Особенно важны для педагога выдержка, находчивость, быстрота реакции и в то же время эмоциональная уравновешенность, умение владеть своими чувствами.

Особые общественные функции педагога, необходимость быть все время на глазах самых пристрастных судей своих учеников и воспитанников, предъявляют определенные требования и к внешности педагога. Педагогу не следует ни отставать от моды, ни идти на ее острие, т.к. и в том, и в другом случае его внешность станет предметом нездорового интереса его воспитанников. Он должен быть одет как большинство своих добропорядочных ровесников. Другими словами, педагог должен выглядеть как воспитанный англичанин. Воспитанный англичанин (джентльмен) по старым английским меркам должен быть одет так, что после его ухода остается хорошее впечатление о нем, но бывает очень трудно вспомнить, во что он был одет.

Итак, профессия  педагога очень показана людям, которых  можно охарактеризовать так: педагогически одаренный, высоконравственный, общительный оптимист-труженик, любящий людей. [26,с. 170 – 172].

Отсюда следует сделать вывод, что основное требование к педагогу, прежде всего, его способности. Главнейшее требование к педагогу, качество, определяющее выбор этой профессии — конечно же, душевная доброта, потребность в общении с людьми, интерес к их жизни, уважение к личности каждого человека.

 

Глава II . Педагогические способности

2.1 Понятие и сущность педагогических способностей.

Способности – это  индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

На основе анализа  психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие  признаки наличия способностей деятельности.

 
          На сегодняшний день существуют различные подходы к определению  способностей.

 

Глубокий анализ проблемы способностей был дан  Тепловым [25]. Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками. В развитии способностей они входят лишь как исходный момент. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими [6]. Талант и гениальность являются уровнями способностей.

Талант - это высшая степень способностей личности в определенной деятельности, а гениальность - высшая степень проявления творческих способностей. Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации [29].

В этом плане  можно выделить:

Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности; 
          Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.

Таким образом, сегодня изучение способностей ведется с разных сторон: в общепсихологическом плане выявляется их общественно-историческая сущность. Кроме того, изучается их развитие в конкретных видах деятельности. А также изучаются общие механизмы формирования способностей.

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

- педагогический  такт

- наблюдательность

- любовь к  детям

- потребность  в передаче знаний

Педагогический  такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся[5].

Педагогический  такт предполагает:

- уважение к  школьнику и требовательность  к нему;

- развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;

- внимательность  к психическому состоянию школьника  и разумность и последовательность  требований к нему;

- доверие к  учащимся и систематическая проверка  их учебной работы;

- педагогически  оправданное сочетание делового  и эмоционального характера отношений  с учениками и др.

Педагогическая  наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся.

По-другому можно  сказать, что педагогическая наблюдательность - это качество личности педагога, заключающееся  в высоком уровне развития способности  концентрации внимания на том или  ином объекте педагогического процесса.

Итак, педагогические способности не только условие эффективной педагогической деятельности, но и во многом результат успешной работы учителя. Педагогические способности проявляются, формируются и развиваются в общей структуре психологических свойств, отношений и действий учителя.

2.2 Виды педагогических способностей.

Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна [27], выделил целый набор педагогических способностей. Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя.

 В исследованиях  Н.В. Кузьминой [11]  раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности.

Ф.Н. Гоноболин [4] перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю:

- способность  понимать ученика; 

- способность  доступно налагать материал;

- способность развивать заинтересованность учащихся;

- организаторские  способности; 

- педагогический  такт;

- предвидение  результатов своей работы и  др.

В целом к  группе педагогических способностей в  первую очередь относят:

- педагогическую  наблюдательность;

- педагогическое воображение;

- требовательность  как черту характера; 

- педагогический  такт;

- организаторские  способности; 

- простоту, ясность  и убедительность речи.

Перечисленные педагогические способности позволяют  успешно осуществлять все стороны  педагогической деятельности.

Так, педагогическое воображение особо значимо для конструктивной деятельности - оно выражается в "проектировании" будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики.

Педагогический  такт проявляется в коммуникативной стороне педагогической деятельности. Как мы уже отмечали выше, это способность к установлению правильных отношений с учениками, учителями, родителями, чувство меры в отношениях (в меру требовательность, в меру доброта), что позволяет устранять предупреждать конфликтные ситуации [14].

Организаторские способности также нужны для деятельности учителя, так как вся педагогическая деятельность носит организаторский характер.

Левитов Н.Д. [5] выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие:

- способность  к передаче детям знаний в  краткой и интересной форме; 

- способность  понимать учеников, базирующаяся  на наблюдательности;

- самостоятельный  и творческий склад мышления;

- находчивость  или быстрая и точная ориентировка;

- организаторские способности, необходимые как для обеспечения

- систем работы  самого учителя, так и для  создания хорошего

ученического  коллектива.

Далее рассмотрим, в наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким [9], который и дал им соответствующие общие определения:

1. Дидактические  способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

Информация о работе Профессиональное самоопределение личности