Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 09:56, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследование феномена профессионального выгорания, а также профилактики и коррекции данного синдрома у медицинских работников, поскольку наличие выгорания отрицательно сказывается не только на психофизическом самочувствии отдельных работников, но также и на деятельности медицинского учреждения в целом.
Задачи работы:
дать определение понятия синдрома профессионального выгорания;
исследовать причины, факторы, симптомы профессионального выгорания;
изучить особенности проявления синдрома профессионального выгорания у медицинских работников;
проанализировать влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома профессионального выгорания;
охарактеризовать мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания медицинского работника.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Социально-психологическая сущность синдрома профессионального выгорания………………………………………………………………………….8
I.1 Понятие профессионального выгорания……………………………...8
I.2 Причины, факторы, симптомы профессионального выгорания…...11
Глава II. Особенности проявления синдрома профессионального выгорания у медицинских работников………………………………………………………..23
II.1 Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома профессионального выгорания………………………...23
Глава III. Организация мероприятий по профилактике синдрома профессионального выгорания медицинского работника………………...….33
III.1 Мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания………………………………………………………………………...33
III.2 Методы саморегуляции……………………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….46
Формирование термина "выгорание" шло следующим образом: "staff burned-out" ("окончание горения (воодушевления) персонала, работающего с людьми (пациентами, клиентами)" - "burnout" ("выгорание") - "выгорание эмоций" - "профессиональное выгорание" - "выгорание личности", "выгорание души". [25]
Что же такое "выгорание" души? К ответу на этот вопрос приближает суждение выдающегося мыслителя второй половины XX в.В.И. Володковича: "Человек живет в мире иллюзий и не может без них. Они в основе веры, надежды, любви. Выгорая душой, человек лишается иллюзий наличия веры, надежды, любви. Сначала тает вера, и человек наполняется чувством своей безотчетной несчастности. Потом улетает надежда. У человека возникает наплевательское отношение ко всему. Последней покидает человека любовь, а вместе с нею он теряет смысл жизни. Только перебравшись в новый жизненный ареал, кардинально отличающийся от прежнего, выгоревший человек может быть спасен новыми иллюзиями". [25]
В литературе, посвященной синдрому выгорания, указывается на значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности. К ним относятся: учителя, психологи, педагоги, воспитатели, врачи, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и представители других профессий. Все это работники "коммуникативных" профессий, специфика которых заключается в большом количестве эмоционально насыщенных и когнитивно сложных межличностных контактов, что требует от специалиста значительного личного вклада в ежедневные профессиональные дела. Как пишет К. Маслач: "Деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто трудно поддерживать продолжительное время". [44]
Кроме того, в профессиях, ориентированных на работу с людьми, большое значение имеет получение от них обратной связи (например, благодарность, признание, проявление уважения, информация об изменениях самочувствия или о новых планах, касающихся дальнейшего делового взаимодействия и др.), присутствует также высокая ответственность за результат общения; определенная зависимость от партнеров общения; необходимость понимания их индивидуальных особенностей, притязаний и экспектаций, частные притязания на неформальные отношения при решении их проблем; конфликтные или напряженные ситуации общения, обусловленные недоверием, несогласием и проявляющиеся в различных формах отказа от дальнейшего взаимодействия (общения). [18]
Т.И. Ронгинская справедливо отмечает, что в основу исследований психологического феномена - синдрома профессионального выгорания - может быть положена метафора: "Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек". [35]
Таким образом, к профессиональным факторам риска выгорания относятся:
- когнитивно-сложные коммуникации;
- эмоционально-насыщенное деловое общение;
- высокие требования к постоянному саморазвитию и повышению профессиональной компетентности;
- высокая ответственность за дело и за других людей;
- высокая динамичность и большое количество служебных контактов;
- необходимость быстрой адаптации к новым людям и быстро меняющимся профессиональным ситуациям;
- высокие требования к самоконтролю и интерперсональной чувствительности.
Наряду с этими потенциальными факторами риска выгорания могут быть экзистенциальные факторы:
- нереализованные жизненные и профессиональные ожидания;
- неудовлетворенность самоактуализацией;
- неудовлетворенность достигнутыми результатами;
- разочарование в других людях или в избранном деле;
- обесценивание или потеря смысла своих усилий;
- переживание одиночества;
- ощущение бессмысленности активной деятельности и жизни. [22]
Среди
факторов синдрома выгорания выделяются:
статусно-ролевые, корпоративные (профессионально-
Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают в себя: ролевой конфликт, ролевую неопределенность, неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией), низкий социальный статус, ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность; отверженность в значимой (референтной) группе; негативные полоролевые (гендерные) установки, ущемляющие права и свободу личности.
К корпоративным
(профессионально-
Характеризуя индивидуальные факторы, вызывающие выгорание, В.Е. Орел в отдельную группу выделяет социально-демографические. Так, в частности, он указывает на то, что из всех социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст. В работах К. Маслач показано, например, что средний медицинский персонал психиатрических клиник "выгорает" через 1,5 года после начала работы, а социальные работники начинают испытывать данный симптом через 2 - 4 года. [33]
Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто несоответствующей ожиданиям.
Что касается взаимоотношений между полом и выгоранием, то здесь существуют противоположные точки зрения на то, кто более подвержен процессу выгорания - мужчины или женщины. Установлено, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению, что связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов. Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами.
Среди организационных факторов основной упор в изучении был сделан преимущественно на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышение нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания.
Содержание труда включает в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентами: количество клиентов, частоту их обслуживания, степень глубины контакта с ними. Так, непосредственный контакт с клиентами, острота их проблем обычно способствуют возникновению выгорания. Наиболее отчетливо показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения. Это работа с хроническими больными или людьми, страдающими неизлечимыми заболеваниями (СПИД, рак и некоторые другие). При этом отмечается, что любая критическая ситуация с клиентом, независимо от ее специфики является тяжким бременем для работника, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию.
В трудах ряда авторов указывается также на кросс-культурные факторы выгорания, подчеркивая межнациональные различия синдрома, что объясняется различиями в образовании, условиях работы, зарплате, социальной поддержке и т.д. При этом авторами отмечается, что, несмотря на такие различия, основные корреляты выгорания (неопределенность, дисбаланс между вкладом и результатом и др.) остаются идентичными. [29]
К личностным факторам риска выгорания относятся: склонность к интроверсии (низкая социальная активность и адаптированность, социальная несмелость, направленность интересов на внутренний мир и др.); реактивность (динамическая характеристика темперамента, проявляющаяся в силе и скорости эмоционального реагирования); низкая или чрезмерно высокая эмпатия (способность постигать эмоциональное состояние других людей, понимать мир их душевных переживаний, сочувствовать и т.п.); жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки.
Личностным факторам профессионального выгорания в психологии уделяется значительное внимание, т.к. ряд ученых считает, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только по сравнению с социальными характеристиками, но и с факторами рабочей среды. Так, в частности, выделяются такие личностные показатели предрасположенности к стресс-реакциям, как соотношение экстернальности и интернальности, подразумевающие степень ответственности человека за свою жизнь, предпочитаемые человеком стратегии преодоления кризисных ситуаций, поведение типа А, для которого характерно внешнее проявление внутреннего смятения и неудовлетворенных стремлений, в отличие от людей типа "Б", которые спокойны, уравновешены, терпеливы, не склонны к непродуманным решениям и опрометчивым суждениям, прекрасно ладят с окружающими. [43]
Обнаружена тесная взаимосвязь между психическим выгоранием и локусом контроля, который традиционно подразделяется на внешний и внутренний. Люди с внешним и внутренним локусом контроля по-разному реагируют на стресс. Так, люди с преобладанием внешнего локуса контроля склонны приписывать все происшедшее с ними или свои успехи случайным обстоятельствам или деятельности других людей, в то время как индивиды с внутренним локусом контроля считают свои достижения и все происходящее с ними собственной заслугой, результатом своей активности, способностей или готовности к риску. Зачастую в проводимых исследованиях отмечается положительная корреляционная связь между внешним локусом контроля и составляющими выгорания, особенно с эмоциональным истощением и деперсонализацией. [25]
Среди факторов профессионального выгорания важное место отводится и эмпатии. Эмпатия как способность индивида проникать в состоянии другого человека с помощью воображения и интуиции способствует сбалансированности межличностных отношений, выступает в качестве некоторого буфера, препятствующего выгоранию. В частности, Н. Водопьянова приводит данные исследования врачей-хирургов и медицинских сестер хирургического отделения, показавших отрицательные корреляции между уровнем эмпатийных способностей и показателями выгорания. Наиболее сильная связь была обнаружена между эмпатией и редукцией персональных достижений: чем выше первый показатель, тем меньше склонность занижать значимость результатов своей деятельности, больше уверенность в самоэффективности. Факт меньшей предрасположенности к выгоранию лиц с высокой эмпатичностью объясняется, очевидно, тем, что тонкое понимание переживаний других людей противоречит дегуманизации межличностных отношений, а эмоциональное сопереживание - это определенная эмоциональная "подпитка" или некоторой дополнительный ресурс для "горения без затухания". [8]
Имеющиеся эмпирические данные также свидетельствуют о связи выгорания с акцентуациями характера. Более предрасположены к редуцированию личных достижений личности педантичного и застревающего типов. Деперсонализация и эмоциональное истощение чаще наблюдаются у лиц возбудимого типа. Гипертимный тип в меньшей степени склонен к выгоранию, чем другие. Возможно, это связано с тем, что его представители отличаются веселым, жизнерадостным настроением, высоким уровнем побуждений. Такие люди характеризуются ярко выраженной потребностью в разнообразии впечатлений и активности, склонны к различным изменениям. Характерный способ реагирования гипертимных людей на стресс - вытеснение источников тревоги, игнорирование препятствий. У подобного человека, как правило, большое количество планов, широкий круг интересов, он легко и быстро приспосабливается к новым условиям, легко вступает в контакты, способен не замечать затруднений и "опускать руки" при неудачах.
Немаловажное внимание уделяется взаимосвязи выгорания и мотивации. Так, исследователями отмечается свойственное "выгоревшим" снижение трудовой мотивации, которое проявляется в стремлении свести работу к минимуму, проявления апатии и хронического негативизма по отношению к функциональным обязанностям, хотя при этом подчеркивается отличие выгорания от неудовлетворительности профессией.
С синдромом профессионального выгорания тесно связана личностная выносливость - качество, которое может влиять на предрасположенность человека к стрессам. Зарубежными психологами она определяется как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Люди с высокой степенью данной характеристики имеют низкие значения эмоционального истощения и деперсонализации и высокие значения по шкале профессиональных достижений.
Другим популярным направлением исследований является выявление связи между выгоранием и индивидуальными стратегиями сопротивления выгоранию. Исследования показывают, что высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу; и наоборот, люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания. [3]
Среди личностных качеств внимание уделяется также самоэффективности, которой обозначается уверенность человека в том, что он решает стоящую перед ним задачу, т.е. то, насколько адекватным, эффективным и компетентным человек ощущает себя перед лицом тех требований, которые предъявляет ему жизнь. Людей, уверенных в своей эффективности, стрессы волнуют меньше, чем тех, кто не уверен в себе.
Информация о работе Профессиональное выгорание медицинских работников