Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 09:56, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследование феномена профессионального выгорания, а также профилактики и коррекции данного синдрома у медицинских работников, поскольку наличие выгорания отрицательно сказывается не только на психофизическом самочувствии отдельных работников, но также и на деятельности медицинского учреждения в целом.
Задачи работы:
дать определение понятия синдрома профессионального выгорания;
исследовать причины, факторы, симптомы профессионального выгорания;
изучить особенности проявления синдрома профессионального выгорания у медицинских работников;
проанализировать влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома профессионального выгорания;
охарактеризовать мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания медицинского работника.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Социально-психологическая сущность синдрома профессионального выгорания………………………………………………………………………….8
I.1 Понятие профессионального выгорания……………………………...8
I.2 Причины, факторы, симптомы профессионального выгорания…...11
Глава II. Особенности проявления синдрома профессионального выгорания у медицинских работников………………………………………………………..23
II.1 Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома профессионального выгорания………………………...23
Глава III. Организация мероприятий по профилактике синдрома профессионального выгорания медицинского работника………………...….33
III.1 Мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания………………………………………………………………………...33
III.2 Методы саморегуляции……………………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….46
невозможность оказать помощь больному в некоторых случаях;
более высокая летальность, чем в большинстве других отделений;
воздействие пациентов и их близких, стремящихся решить свои психологические проблемы за счет общения с врачом;
тенденция последнего времени - угроза обращений родственников больных в случае летального исхода с юридическими претензиями, исками, жалобами. [28]
Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженней работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним "выгоранием". Развитию этого состояния способствуют определенные личностные особенности у медицинских работников - высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура. Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может свидетельствует о силе, но нередко это становится их слабостью. [30]
Рис. 1. Составляющие элементы синдрома профессионального выгорания
На рисунке 1 представлены основные составляющие компоненты синдрома профессионального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.
Рассмотрим подробнее особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики профессионалов, работающих в бригадах скорой помощи.
"Выгоревшие" работники скорой помощи указывают на многочасовой характер работы, большое количество вызовов, недостаток оборудования и медикаментов, нечеткое планирование трудовой деятельности (нестабильный график работы). У медицинских работников скорой помощи повышенная ответственность за исполняемые ими функции и операции. Врачи и фельдшера работают "на износ" - ведь ответственность и самоконтроль очень велики. В результате возможно появление тревожности, депрессии, эмоциональной ригидности, эмоционального опустошения. Персонал скорой помощи постоянно имеет дело с психологически трудным контингентом (тяжелые и умирающие больные). Иногда возникают конфликтные случаи в системе "руководитель-подчиненный", чаще в системе "коллега-коллега", когда работающие в бригаде врач и фельдшер - люди с совершенно разными взглядами и позициями на определенные вещи.
Все перечисленное выше относится к внешним факторам (особенности профессиональной деятельности), вызывающим синдром "эмоционального выгорания".
К внутренним факторам (индивидуальные характеристики самих профессионалов) можно отнести: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивную интериоризацию обстоятельств профессиональной деятельности.
Около 20 % молодых специалистов скорой помощи уходят в первые пять лет своего трудового стажа. Они или меняют профиль работы, или же вообще меняют профессию. Врачи и фельдшера спустя 5-7 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности. Причиной является истощение эмоционально-энергетических ресурсов и в связи с этим поиск способов их восстановления и сбережения. [40] Действительно, бывает так, что в работе чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты; возможны слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, нравственные дефекты и дезориентация личности.
К основным симптомам "эмоционального выгорания" медицинских работников скорой помощи можно отнести (согласно проведенным клинико-психологическим беседам):
- усталость, утомление, истощение (после активной профессиональной деятельности);
- психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства);
- бессонницу;
- негативное отношение к пациентам (после имевших место позитивных взаимоотношений);
- отрицательную настроенность к выполняемой деятельности (вместо присутствующего раньше "это дело на всю жизнь");
- стереотипизацию личностной установки, стандартизацию общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий,
- ригидность мыслительных операций;
- агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);
- функциональное, негативное отношение к себе;
- тревожные состояния;
- пессимистическую настроенность, депрессию, ощущение бессмысленности происходящих событий. [21]
Одно из первых мест по риску возникновения выгорания занимает профессия медицинской сестры. Ее рабочий день - это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания.
По роду своей деятельности медсестры обязаны четко знать и применять полученные ими теоретические знания на практике, проводить санитарно-просветительную работу на участке, включающую пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание и обучение населения здоровому образу жизни, организовывать проведение амбулаторного приема врача (подготовку рабочего места, приборов, инструментария, подготовку индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков, рецептов, проведение предварительного сбора анамнеза, предварительный осмотр больного), выполнять профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, назначаемые врачом в поликлинике и в стационаре, ассистировать врачу при проведении амбулаторных операций и сложных манипуляций и т.д. [26]
Медицинская сестра повседневно должна быть готова к оказанию неотложной помощи, тем самым она переживает стрессовые ситуации, связанные с выполнением ею профессиональной деятельности, что позволяет говорить о подверженности медсестер риску профессионального выгорания. Если рассматривать факторы риска социально-профессиональной природы медицинских сестер, то следует выделить длительное эмоциональное напряжение специалистов, связанное с ответственностью за жизнь и здоровье людей, их повседневную подверженность стрессу, столкновение с чужой болью, а в итоге, хроническую усталость, перенапряжения.
Постоянное столкновение с чужой болью, страданиями, проблемами, связанными с вопросами жизни и здоровья неизбежно ведут к огрублению, эмоциональной невосприимчивости, и как следствие, к профессиональному выгоранию медицинских сестер. [37]
Существует тесная взаимосвязь между профессиональным "выгоранием" у медсестер и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к рабочим обязанностям, которые сводятся к необходимому минимуму. Нередко "трудоголизм" и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью у медсестер также способствуют развитию симптомов выгорания.
Выделяют три типа медицинских сестер, которым угрожает СЭВ:
1) "педантичный", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе);
2) "демонстративный", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы;
3) "эмотивный", состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением. [31]
При обследовании медицинских сестер психиатрических отделений установлено, что синдром выгорания проявляется у них неадекватным реагированием на пациентов и своих коллег, отсутствием эмоциональной вовлеченности, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь. [30]
Формированию синдрома профессионального выгорания подвержены различные категории медицинских работников. Высок риск заболевания среди профессионалов, работающих в области психиатрии и психотерапии. Так, психиатры чаще, чем другие врачи, сообщают о заболевании синдромом выгорания на работе, депрессией или другими психическими расстройствами. Заметно, что обусловленным стрессами нарушениям здоровья подвержены, прежде всего, начинающие специалисты. У 76 % младших ординаторов обнаруживаются симптомы профессионального выгорания, такие как эмоциональное изнеможение или демотивация. Дело в том, что они часто имеют идеализированные представления о своей профессии и поэтому начало трудовой деятельности нередко связано для них с разочарованиями. Деятельность врача-психотерапевта является публичной, подразумевает необходимость работы с большим количеством людей и предполагает оказание услуг клиентам. Причем последние отличаются от лиц основной массы населения психической неуравновешенностью и девиантным поведением в той или иной форме. [16] Среди психотерапевтов и психологов-консультантов подвержены синдромам эмоционального и, как следствие, профессионального выгорания, люди с низким уровнем профессиональной защищенности (отсутствие опыта практической работы, невозможность систематического повышения квалификации и пр.). Провоцировать синдром могут болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента). [34]
Сотрудники "тяжелых" отделений, прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжелыми больными с онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и пр. В результате постепенно формирующегося синдрома выгорания возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам. [23]
Таким образом, специфика профессиональной деятельности медицинских работников является предпосылкой к развитию СЭВ.
Глава III. Организация мероприятий по профилактике синдрома профессионального выгорания медицинского работника
III.1 Мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания
Медицинская практика показывает, что синдром профессионального выгорания может диагностироваться, согласно МКБ-10, по-разному: как "расстройство приспособительных реакций" (код F43.2) в связи со стрессовыми событиями, либо "проблемы, связанные с трудностями организации нормального образа жизни" (код Z73).
Диагноз зависит от внимательной оценки соотношения между формой, содержанием и тяжестью симптомов; анамнестическими данными и личностью; стрессовым событием, ситуацией и жизненным кризисом.
В выраженных формах синдром профессионального выгорания подлежит полному и комплексному врачебному психотерапевтическому лечению с использованием всех средств врачебной психотерапии. Используются все основные этапы врачебной психотерапии: релаксация, излечение соматических, психиатрических и психосоциальных расстройств, коррекция, обучение (в том числе жизнь в болезни) и переучивание, социализация.
При этом применяется весь потенциал врачебной психотерапии: естественно-научный (медицинский), гуманитарно-личностный и социально-мировоззренческий подходы к терапии. Применяются психологические и психосоциальные воздействия и лекарства (включая лечение астении, депрессии и тревоги, налаживание сна, ноотропы, аминокислотные комплексы, витамины и т.д.), режим труда и отдыха, питания, движения, обеспечивается коррекция представлений о социуме и внутренней картины болезни, связь между страдающим больным, его "внутренним дитя" и лечащим врачом, социальная помощь и адаптация, проводится социальная реабилитация и реадаптация, физическая, психическая, коммуникативная и трудовая реабилитация, что позволяет добиться полноценного возврата (включения) пациента в макро- и микросоциум, в семью, к труду.
К сожалению, в ряде случаев развитие СЭВ заходит очень далеко, наблюдается стойкое негативное отношение к работе, к пациентам, коллегам. В таких ситуациях необходимым становится изменение места работы, переход на административный вид деятельности, работа, не связанная с людьми.
Именно поэтому так важны профилактические меры, предупреждающие эмоциональное, профессиональное выгорание, используя при этом различные подходы: личностно-ориентированные методики, направленные на улучшение способностей личности противостоять стрессу через изменение своего поведения, отношения; меры, направленные на изменение рабочего окружения (предупреждение неблагоприятных обстоятельств).
Как показывают исследования, если активно не вмешиваться в развитие синдрома эмоционального выгорания среди персонала, то самопроизвольного улучшения не происходит.
Синдром выгорания оказывает воздействие на все аспекты мотивационной сферы человека. При этом происходит нарушение сбалансированности структуры мотивации и гармоничных отношений между ее компонентами: повышение степени дезинтегрированности структуры, перераспределение роли элементов и выпадение некоторых из них из общей системы мотивации.
Исследование феномена психического выгорания не могло не привести к мысли о существовании его антипода, характеризующегося направленностью на работу, энтузиазмом, положительным отношением к своему труду. К. Маслач было предложено понятие "engagement" ("вовлеченность в работу" - как один из вариантов перевода), которое характеризуется прямо противоположными выгоранию составляющими: энергичностью, включенностью в работу, самоэффективностью. [42]
Все эти дефиниции можно определить общим понятием - мотивационная включенность, понимаемая как особое пролонгированное психическое состояние, выступающее "ядром" интрагенной (внутренней) активности субъекта. Вовлеченность - это желание предпринимать личные усилия, вносить свой вклад в деятельность организации для достижения ее целей. Существуют определенные механизмы формирования и повышения уровня включенности. При этом уровень ее сформированности и развития выступает как показатель меры собственного участия индивидуума в любом процессе, а значит, во многом определяет эффективность его деятельности.
Мотивационная включенность выступает условием формирования вовлеченности в профессиональную деятельность. Вовлеченность в работу может быть достигнута лишь в том случае, если данная работа пробуждает у людей:
готовность, если этого требуют интересы организации, к дополнительным усилиям, не ограничиваясь должностными инструкциями;
Информация о работе Профессиональное выгорание медицинских работников