Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:30, курсовая работа

Описание

Целью исследования – выявление отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению.
Объект исследования – девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения в подростковой среде.
Основными задачами исследования являются:
Дать характеристику понятию социально-педагогической профилактике девиантного поведения в подростковой среде.
Выявить учащихся, потенциально предрасположенных к девиантному поведению.
Разработать методы решения проблемы девиантного поведения.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы психологии педагогической профилактики девиантного поведения…………………….
6
Понятие психологии девиантного поведения………….
6
Личность подростка и девиантное поведение……………
Особенности отдельных психических форм девиантного поведения…………………………………………………………..
Наркомания ………………………………………….
Курение ………………………………………………
Пьянство и алкоголизм ……………………………..
Проституция …………………………………………
Суицидальное поведение ……………………………
Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний ……………………………………………………….
Правонарушения ……………………………………
11
Особенности работы по профилактике девиантного поведения…………………………………………………………
20
Глава 2. Диагностика предрасположенности подростков к девиантному поведению и ее коррекция…………………….
26
2.1. Цели и задачи исследования……………………………….
26
2.2. Методики исследования……………………………………...
26
2.3. Анализ и обсуждение результатов………………………….
29
2.4. Психотерапия и психокоррекция девиантного поведения..

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!!.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

Профилактика  и коррекция девиантного  поведения подростков как социально-педагогическая проблема 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….. 3
      Глава 1. Теоретические  основы психологии педагогической профилактики девиантного поведения…………………….
6
    1. Понятие психологии девиантного поведения………….
6
    1. Личность подростка и девиантное поведение……………
    2. Особенности отдельных психических форм девиантного поведения…………………………………………………………..
      1. Наркомания ………………………………………….
      2. Курение ………………………………………………
      3. Пьянство и алкоголизм ……………………………..
      4. Проституция …………………………………………
      5. Суицидальное поведение ……………………………
      6. Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний ……………………………………………………….
      7. Правонарушения ……………………………………
11
    1. Особенности работы по профилактике девиантного поведения………………………………………………………
20
    Глава 2. Диагностика  предрасположенности подростков к  девиантному поведению и ее коррекция…………………….
26
    2.1. Цели и  задачи  исследования……………………………….
26
    2.2. Методики  исследования……………………………………...
26
    2.3. Анализ и  обсуждение результатов………………………….
29
    2.4. Психотерапия  и психокоррекция девиантного  поведения..
32
Заключение………………………………………………………………. 39
Литература………………………………………………………………… 42
Приложения………………………………………………………… 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Актуальность  исследования. Глубокие социальные изменения, происходящие в нашем обществе, - кризисное состояние экономики, культуры и образования – катастрофическое, ухудшают условия жизни и воспитания молодого поколения. Это приводит к увеличению трудностей и рисков,  с которыми сталкиваются ребенок и его родители. Как следствие, отличается целый ряд негативных явлений в детской и подростковой среде. Обозначились тенденции существенных изменений в иерархии нравственных ценностей. Такие базовые ценности, как гуманизм, гражданственность, патриотизм, среди большей части девушек и юношей утратили свою значимость. На первое место вышли ориентации индивидуалистического и потребительского характера. Существенно возросло число тех, кто считает вполне возможным разговаривать с применением ненормативной лексики, свободно распивать в общественных местах спиртные напитки, иметь добрачные связи, демонстрировать жестокость и агрессию по отклонению к слабым и нуждающимся в помощи. Наиболее остро потеря морально-нравственных ценностей выражается в девиантном поведении. Наблюдается возрастание масштабов детского алкоголизма и наркомании, сексуальной распущенности, рост подростковой преступности.

      Проблема  девиантного поведения является одной из важнейших для будущего России и всего человечества, т.к. через некоторое время, получив поверхностное и  однобокое образование, невоспитанное поколение без достаточного понимания, а порой и при полном отсутствии морально-нравственных норм станут руководителями различных уровней и рангов, вплоть до руководства страной. Отсюда вытекает необходимость самого пристального внимания к этой проблеме и срочных мер для ее решения. Целью исследования – выявление отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению.

      Объект  исследования – девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.

      Предмет исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения  в подростковой среде.

      Основными задачами исследования являются:

    1. Дать характеристику понятию социально-педагогической профилактике девиантного поведения в подростковой среде.
    2. Выявить учащихся, потенциально предрасположенных к девиантному  поведению.
    3. Разработать методы решения проблемы девиантного поведения.

      Гипотеза - если в профилактике девиантного поведения  использовать методы диагностики раннего и точного выявления отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению, то это способствует совершенствованию воспитательно-профилактической работы.

      Министерство  образования РФ профилактика девиантного  поведения включена в задачи психолого-педагогического сопровождения обучающихся на уровнях средней и старшей школы1.

      Оценка  любого поведения всегда подразумевает  его сравнение с какой-то нормой. Существуют различные подходы к  оценке поведенческой нормы и  девиации: нормоцентрической, предполагающей оценку деятельности человека с позиции ее соответствия норме – социальной, психологической, этнокультурной, возрастной, гендерной, профессиональной, феноменологической и нозоцентрической (психиатрической), рассматривающей поведение с позиции поиска и обнаружения симптомов болезни, психопатологии2.

      Статистически норма психического здоровья подростков и юношей, по большинству психологических  тестов, несколько иные, чем для взрослых3.

      С позиций самого подростка поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся считается «нормальным», отражает стремление к приключениям, завоеванного признания, испытанию границ дозволенного4.

      На  основании ключевых положений работ  отечественных и зарубежных ученых (Вест, Джекинс, Ниссен, Патаки и др.)5 следует признать целесообразность деления девиантного поведения на преступное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не несущее за собой уголовной ответственности).

      Разработка  методики предупреждения рецидивов  отклоняющего поведения учащихся среднего и старшего школьного возраста показала его эффективность, что дает основания надеяться на возможность ее массового применения в профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.

      В данной работе использованы:

    1. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП).
    2. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А.С.Маклаковым и С.В.Чермяниным.
    3. Наблюдение.
 
 
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    1. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

     Оценка  любого поведения всегда подразумевает  его сравнение с какой-то нормой. Существуют различные подходы к  оценке поведенческой нормы и девиации: нормоцентрический, предполагающий оценку деятельности человека с позиции ее соответствия норме — социальной, психологической, этнокультуральной, возрастной, тендерной, профессиональной, феноменологической - и нозоцентрический (психиатрический), рассматривающий поведение с познания поиска и обнаружения симптомов болезни, психопатологии6

     Традиционно рассматривается статистически-адаптационный  подход к понятию «норма», которая представляет собой: 1) что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы; 2) нечто  наиболее приспособленное к окружающей среде (М.И. Бобнева). Вместе с тем статистические нормы психического здоровья подростков и юношей, по большинству психологических тестов, несколько иные, чем для взрослых. Как сказывается это на их поведении, что в нем считать нормальным, а в каких случаях следует обращаться к психиатру? Во-первых, вслед за К. Леонгардом и А.Е. Личко7, целесообразно различать, с одной стороны, возрастно-специфические психические расстройства (заболевания) и, с другой, характерные для этого возраста акцентуации характера, т.е. крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, в результате чего появляется избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Во-вторых, следуя за Л.С. Выготским8, необходимо признать, что норма представляет собой отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частых случаев и на деле не встречается в чистом виде, а всегда с некоторой примесью, ненормальных форм. Поэтому никаких точных границ между  нормальным и ненормальным поведением не существует. Однако уклонения иногда достигают таких количественно внушительных размеров, что мы получаем право говорить о ненормальном поведении. Все ненормальные формы поведения могут быть разделены на:

     1) кратковременные и случайные (обмолвки, описки, опьянение);

     2) длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, душевные заболевания);

     3) постоянные дефекты поведения.

     В социальных науках «норма» — это  интервал, «оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень»9. С этой точки зрения проблема «ненормальности» обнаруживается в пограничных состояниях. В целом, социальная норма — это социальные явления, которые не представляют реальной угрозы физическому и социальному выживанию человека.

     Проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это - неотъемлемая часть развития. На практике психологи нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с не принимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. Это часто обнаруживается в повседневной педагогической практике. Увлекающийся словесными оценками учитель легко разнесет по полочкам трудновоспитуемости и психических аномалий всех своих учеников. Да и в семейном кругу родители нередко припечатывают свое чадо: «Ты что, ненормальный!» Между тем хороший психиатр ставит диагноз на основе тщательного исследования и натренированной годами опыта профессиональной интуиции. Учитель ими не всегда обладает. Родители тоже в запале не очень-то заботятся об истинности своих высказываний. Увлечение определениями из области психиатрии может быть даже выгодным: «наклеив» на трудного, не совсем понятного ребенка, ярлык, учитель или родитель тем самым как бы отгораживается от его индивидуальности и оправдывает свой отказ от поисков контакта с подростком.

     С позиций самого подростка поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, считается «нормальным», отражает стремление к приключению, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного10. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. С этих позиций отклоняющееся поведение естественно и необходимо. Не случайно X. Ремшмидт11 отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением. 

     Поэтому, придерживаясь мнения М.Ю. Кондратьева12, О.Б. Крушельницкой, Н.И. Озерецкого, полагаем, что девиантом можно называть того подростка, который «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», носящее социально-негативный характер.

     Девиантное  поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют следующие типы: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером. Во-вторых, это поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков или преступлений. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

Информация о работе Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема