Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:30, курсовая работа
Целью исследования – выявление отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению.
Объект исследования – девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения в подростковой среде.
Основными задачами исследования являются:
Дать характеристику понятию социально-педагогической профилактике девиантного поведения в подростковой среде.
Выявить учащихся, потенциально предрасположенных к девиантному поведению.
Разработать методы решения проблемы девиантного поведения.
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы психологии педагогической профилактики девиантного поведения…………………….
6
Понятие психологии девиантного поведения………….
6
Личность подростка и девиантное поведение……………
Особенности отдельных психических форм девиантного поведения…………………………………………………………..
Наркомания ………………………………………….
Курение ………………………………………………
Пьянство и алкоголизм ……………………………..
Проституция …………………………………………
Суицидальное поведение ……………………………
Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний ……………………………………………………….
Правонарушения ……………………………………
11
Особенности работы по профилактике девиантного поведения…………………………………………………………
20
Глава 2. Диагностика предрасположенности подростков к девиантному поведению и ее коррекция…………………….
26
2.1. Цели и задачи исследования……………………………….
26
2.2. Методики исследования……………………………………...
26
2.3. Анализ и обсуждение результатов………………………….
29
2.4. Психотерапия и психокоррекция девиантного поведения..
10) неподчинение, критика взрослых;
11) ношение «вызывающей» одежды, причесок, украшений;
Для прояснения экологической ситуации, получения необходимой диагностической информации, организации продуктивной совместной деятельности психолога и ребенка возможно использование экокарты. Приложение 4.
ВЫВОДЫ
I. Проведенные исследования подтвердили неблагополучное морально нравственное и психическое состояния нашей молодежи. У 40% исследованных уровень моральной нормативности ниже среднего. Около 60% по результатам методики СОП склонны к отклоняющемуся поведению, а по результатам всех трех методик эта цифра увеличивается до 77%.
2. По мнению педагогов с многолетним стажем, из класса или группы, как правило, не более одного-двух человек склонны к наиболее опасным, в том числе и для себя, а также уголовно наказуемым формам девиантного поведения. По результатам данного исследования из 44 учащихся пятеро оказались в группе риска по всем трем методикам. Это дает основание говорить, что, возможно, именно они наиболее склонны к девиантному поведению. Следовательно, с ними необходимо работать в первую очередь.
5.
Проведенные экспериментальные
исследования подтвердили необходимость
разработки метода скрининговых исследований
для выявления учеников, потенциально
предрасположенных к девиантному поведению,
и могут быть использованы как составная
часть и один из этапов этой работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время большинство исследователей указывают на взаимообусловленность девиантных поступков и деструктивных социально-политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей.
В этой связи на первое место в решении вопросов профилактики выдвигаются экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость повышения материального уровня и социальной защищенности российских граждан.
Наблюдение за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно- профилактические заведения и находящихся в условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное положение родителей не является гарантией соблюдения детьми социальных норм.
Вот почему в числе причин роста девиантного поведения особо следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.
Лучшая профилактика девиантного поведения - это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что может достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.
Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решиться в следующих основных направлениях:
-
выявление неблагоприятных
-
современная диагностика
Отсюда
возникает необходимость в
Рассмотрение
проявления разных форм девиантного
поведения у подростков из разных
социальных групп населения даёт
необходимую ориентацию в характере
сфер личности ребёнка развивающегося
под воздействием различной микросреды
и позволяет целенаправленно строить
воспитательный процесс.
ЛИТЕРАТУРА