Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:30, курсовая работа

Описание

Целью исследования – выявление отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению.
Объект исследования – девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения в подростковой среде.
Основными задачами исследования являются:
Дать характеристику понятию социально-педагогической профилактике девиантного поведения в подростковой среде.
Выявить учащихся, потенциально предрасположенных к девиантному поведению.
Разработать методы решения проблемы девиантного поведения.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы психологии педагогической профилактики девиантного поведения…………………….
6
Понятие психологии девиантного поведения………….
6
Личность подростка и девиантное поведение……………
Особенности отдельных психических форм девиантного поведения…………………………………………………………..
Наркомания ………………………………………….
Курение ………………………………………………
Пьянство и алкоголизм ……………………………..
Проституция …………………………………………
Суицидальное поведение ……………………………
Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний ……………………………………………………….
Правонарушения ……………………………………
11
Особенности работы по профилактике девиантного поведения…………………………………………………………
20
Глава 2. Диагностика предрасположенности подростков к девиантному поведению и ее коррекция…………………….
26
2.1. Цели и задачи исследования……………………………….
26
2.2. Методики исследования……………………………………...
26
2.3. Анализ и обсуждение результатов………………………….
29
2.4. Психотерапия и психокоррекция девиантного поведения..

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!!.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

     10) неподчинение, критика взрослых;

     11) ношение «вызывающей» одежды, причесок, украшений;

  1. отрицательное отношение к школе;
  2. драки, нанесение телесных повреждений;
  3. употребление наркотиков;
  4. лживость;
  5. беспорядочные половые связи;
  6. самоповреждения;
  7. нарушение общественного порядка.

     Для прояснения экологической ситуации, получения необходимой диагностической информации, организации продуктивной совместной деятельности психолога и ребенка возможно использование экокарты. Приложение 4.

      ВЫВОДЫ

     I.     Проведенные исследования подтвердили неблагополучное морально нравственное и психическое состояния нашей молодежи. У 40% исследованных уровень моральной нормативности ниже среднего. Около 60% по результатам методики СОП склонны к отклоняющемуся поведению, а по результатам всех трех методик эта цифра увеличивается до 77%.

     2. По мнению педагогов с многолетним стажем, из класса или группы, как правило,  не более одного-двух человек  склонны к наиболее опасным, в том числе и для себя, а также уголовно наказуемым формам девиантного поведения. По результатам данного исследования из 44 учащихся пятеро оказались в группе риска по всем трем методикам. Это дает основание говорить, что, возможно, именно они наиболее склонны к девиантному поведению. Следовательно, с ними необходимо работать в первую очередь.

  1. Сравнение всех трех методик показало невысокое совпадение результатов между собой как по числу, так и по составу учеников. Хуже всего совпали с остальными двумя вместе взятыми методиками результаты   опроса   психолого-педагогического состава — совпадение составило 28%, чуть лучше - результаты по шкале моральная нормативность - совпадение 48%; методика СОП дала совпадение 69%.
  2. Расчеты коэффициентов корреляции между шкалой моральная нормативность и всеми шкалами «Методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» показали, что снижение уровня моральной нормативности тесно связано с повышением склонности к отклоняющемуся поведению.  Поэтому необходимо включение оценки моральной нормативности в психологическое тестирование, что позволит повысить вероятность раннего выявления лиц, склонных к девиантному поведению.

     5. Проведенные экспериментальные  исследования подтвердили необходимость разработки метода скрининговых исследований для выявления учеников, потенциально предрасположенных к девиантному поведению, и могут быть использованы как составная часть и один из этапов этой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В настоящее время большинство  исследователей указывают на взаимообусловленность девиантных поступков и деструктивных социально-политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей.

     В этой связи на первое место в решении вопросов профилактики выдвигаются экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость повышения материального уровня и социальной защищенности российских граждан.

     Наблюдение  за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно- профилактические заведения и находящихся в условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное положение родителей не является гарантией соблюдения детьми социальных норм.

     Вот почему в числе причин роста девиантного  поведения особо следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.

     Лучшая  профилактика девиантного поведения - это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что может достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

     Профилактика  и предупреждение девиантного поведения  несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решиться в следующих основных направлениях:

     - выявление неблагоприятных факторов  и десоциализирующих воздействий  со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности   несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

     - современная диагностика асоциальных  отклонений в поведении несовершеннолетних  и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

     Отсюда  возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребенка, приводит к быстрому переходу отклонении в хронические нарушения поведения.

     Рассмотрение  проявления разных форм девиантного  поведения у подростков  из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс. 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические труды в 2-х томах М., 1980
  2. Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский, И.А Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. М., 1990.
  3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
  4. Бодалев А.А., Деркач А.А., Лаптев Л.Г. Рабочая книга практического психолога. М., 2001.
  5. Выготский  Л.С. Педагогическая психология. М., 1991
  6. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  7. Горшкова Е.А. Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы. сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. М., 1993.
  8. Горьковая И.А. Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. СПб., 1992.
  9. Егоров А.Ю., Нейропсихология девиантного поведения. СПб., 2006.
  10. Заика Е.В., Крейдун И.П., Ячина А.С. Психоогическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением//Вопросы психологии.1990.№4.
  11. Зарубежная психология. М., 2005
  12. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям.  сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её  развитии. М., 1993.
  13. Исаев Д.Д. Журавлёв И.И Дементьев В.В. Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. СПб., 1997.
  14. Касаткин В. Н. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. – М.: 2003. – 132 с.
  15. Касаткин и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. – М., 2003. – 136 с.
  16. Кондратьев М.Ю. Девиантное поведение подростков. М., 2005.
  17. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. М., 2004.
  18. Кон И.С. психология ранней юности. М., 1989
  19. Кулагин Л.Г. О подростках, которым трудно.// Советская педагогика. 1991. №6.  с. 141-142.
  20. Личко А.Е. Психология и акцентуации характера у подростков. – Л.: 1983
  21. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. М., 1988.
  22. Матющшкин М.Д. Социально-педагогические особенности девиантного поведения подростков. Ярославль. 2000.
  23. Нехорошев И.В., Зубов В.Н. исследование возможности раннего выявления отклонений психического состояния молодежи с помощью инструментальных методов//Сознание и физическая реальность. 2008.т.13. №2
  24. Паренс  Генри Агрессия наших детей. М., 1997.
  25. Першанина Е.Проблема профилактики педагогической  запущенности подростков.// Советская педагогика. 1984. № 5, с. 141.
  26. Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 года №28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»//Вестник образования России.2003.№17.
  27. Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов//Вопросы психологии. 1001.№4.
  28. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994
  29. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. М., 2003.
  30. Саенко Е.В. Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. Тверь, 1995.
  31. Семенюк Л.М. психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996.
  32. Семикин Г.И. Организация антинаркотической профилактической работы со студенческой  молодежью вузах.М., 2003.
  33. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. М., 1998.
  34. Сурков А. Семейные войны.//Стрела. СПБ., 1999. апрель, №14.
  35. Тархова Л. Как уберечь ребенка от тюрьмы и панели. М., 1997.
  36. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические  проблемы соотношения биологического и социального.//Советская педагогика. 1984. №5. С.
  37. Фридман Л.М., Волкова К.Н. Психологическая наука – учителю. М., 1985.
  38. Шипицына Л.М., Иванова Е.С. Нарушение поведения учеников вспомогательной школы. Уэльс Великобритания, 1992.

Информация о работе Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема