Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:30, курсовая работа
Целью исследования – выявление отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению.
Объект исследования – девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения в подростковой среде.
Основными задачами исследования являются:
Дать характеристику понятию социально-педагогической профилактике девиантного поведения в подростковой среде.
Выявить учащихся, потенциально предрасположенных к девиантному поведению.
Разработать методы решения проблемы девиантного поведения.
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы психологии педагогической профилактики девиантного поведения…………………….
6
Понятие психологии девиантного поведения………….
6
Личность подростка и девиантное поведение……………
Особенности отдельных психических форм девиантного поведения…………………………………………………………..
Наркомания ………………………………………….
Курение ………………………………………………
Пьянство и алкоголизм ……………………………..
Проституция …………………………………………
Суицидальное поведение ……………………………
Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний ……………………………………………………….
Правонарушения ……………………………………
11
Особенности работы по профилактике девиантного поведения…………………………………………………………
20
Глава 2. Диагностика предрасположенности подростков к девиантному поведению и ее коррекция…………………….
26
2.1. Цели и задачи исследования……………………………….
26
2.2. Методики исследования……………………………………...
26
2.3. Анализ и обсуждение результатов………………………….
29
2.4. Психотерапия и психокоррекция девиантного поведения..
Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, является правонарушение.
В
юриспруденции различают
На практике преступления классифицируются по следующим основаниям:
1. по степени тяжести: на тяжкие, менее тяжкие и не представляющие большой общественной опасности;
2. по форме вины: на умышленные и неосторожные;
3.
по объекту посягательства
4. по социально-демографическим и криминологическим основаниям: преступления взрослых и молодежи, преступления несовершеннолетних, первичные, повторные и рецидивная преступность.
Преступление – это противотравное, виновное наказуемое общественно-опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящие им существенный вред.
Проступок - это то же противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасность. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и др. отраслями права. Правонарушение в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.
Подросткам
и юношам в возрасте 14-18 лет присуща
как корыстная, так и насильственная
мотивация противоправного поведения.
Корыстные правонарушения носят незавершенный
детский характер, поскольку совершаются
из-за озорства и любопытства, не мотивируемой
агрессии. На сегодняшний день к подростковым
и юношеским правонарушения можно отнести
угон автотранспорта, завладение предметами
молодежной моды (радиоаппаратура, спортивный
инвентарь, модная одежда, деньги, сладости,
вино и др.). Насильственные правонарушения
вызываются потребностями самоутверждения,
стадным чувством, ложно понятого долга
перед своей компанией, недостатками воспитания.
Особенно в семьях, где нормой поведения
было пьянство, грубость, жестокость. К
типичным молодежным насильственным правонарушениям
можно отнести молодежные «Разборки»,
которые сопровождаются бранью, насилием30.
1.4. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении учащихся требует их социальной иммунизации, то есть обучению навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально компетентными людьми.
Для решения этой задачи необходимо выработать единую политику, направленную на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она включает следующие направления:
-
диагностика типов и форм
отклоняющего поведения учащихся
и
провоцирующих их факторов;
Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении учащихся эффективна лишь при соблюдении следующих условий: успешность учащегося в учебной деятельности, эмоционально позитивная система отношений со сверстниками, родителями, учителями, психологическая защищённость. Последнее обстоятельство связано с гарантированной социальной защищённостью, включающей в себя:
- знание учащимися своих прав и обязанностей;
- соблюдение
прав и обязанностей
всеми участниками учебно-
воспитательного процесса;
- психологическое и социальное равенство всех учащихся в стенах образовательного учреждения;
- исключение дискриминации по любому признаку.
Выполнение этих требований позволит вести учебно-воспитательный процесс со всеми учащимися через дифференциацию педагогического подхода и интеграцию образовательного процесса.
В работе с девиантно-деликветными учащимися образовательное учреждение может придерживаться следующей модели:
1 этап
- выявление и постановка на учёт учащихся
данной категории.
Это самый сложный и продолжительный по
времени этап, и его выполнение
полностью ложиться на плечи педагога
и классного руководителя. Именно
они владеют информацией об учащемся,
его семье, досуговой деятельности, круге
его общения. Задачи классного руководителя
и социального педагога - решить вопрос
о форме учёта (внутриклассный, внутришкольный).
Затем ведётся совместное социально -
педагогическое сопровождение, уточняется
дополнительная информация об учащихся.
2 этап
- коррекционная работа.
На данном этапе к деятельности
подключается администрация учебного
заведения, которая организует работу
всех служб с семьёй и учащимся, утверждает
нормативную документацию.
Родителям на индивидуальных консультациях
разъясняется нормативно -
правовая сторона проблемы,
их ответственность. Коррекционную
работу
осуществляют также:
социальный педагог (способствует
социализации
ребёнка, оказывает возможную помощь ребёнку
и семье и т.д.), психолог (осуществляет
психологическое сопровождение коррекционной
работы с ребёнком, родителями, учителями),
медицинский работник (организует углублённый
осмотр ребёнка, консультации узких специалистов
и т.д.).
На втором этапе важно обеспечить взаимодействие социально педагога и педагога-психолога образовательного учреждения, когда социальный педагог и психолог совместно ведут девиантно - деликветного учащегося и его семью, выясняя проблемы в семейных коммуникациях; проводят совместный анализ круга общения ребёнка с использованием социальных и психологических методик. Анализ проводится в присутствии ребёнка (по его желанию могут присутствовать и родители). Предметом обсуждения становится полученная информация, которая по согласованию с ребёнком может быть доведена до родителей. Однако та часть информации, которая по желанию ребёнка не должна являться предметом обсуждения, не должна доводиться ни до членов администрации, ни до родителей.
Вели же устанавливается односторонняя связь (социальный педагог психолог или психолог-социальный педагог) или каждый из специалистов осуществляет поддержку ребёнка в рамках своей компетенции, действует изолированно, ребёнок с осложнённым поведением остаётся без комплексной поддержки.
3 этап - малый педсовет (совет по профилактике). На заседании малого педсовета классный руководитель представляет информацию об учащемся, о проделанной работе, включая и работу администрации учреждения, привлечённых специалистов, подводятся промежуточные итоги работы с семьёй и учащимся, то есть идёт обобщение всей собранной информации. Амплитуда решений малого педсовета колеблется от вынесения предупреждения по передачи материалов в подразделение по делам несовершеннолетних.
В некоторых случаях присутствия ребёнка не требуется.
Задача системы по профилактике девиантного-деликветного поведения учащихся в образовательном учреждении заключается не в том, чтобы довести ребёнка до мест лишения свободы, а в том, чтобы вовремя его остановить и направить на путь исправления вне стен специального учреждения.
ВЫВОДЫ:
Цель исследования: выявить учащихся, которые наиболее склонны к девиантному поведению и нуждающихся в профилактических работах.
Задачи исследования: дать характеристику понятию социально-педагогической профилактике девиантного поведения в подростковой среде.
Выявить учащихся, потенциально предрасположенных к девиантному поведению с помощью «Методики диагностики склонности к отклоненяющемуся поведению» (СОП), многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (под руководством А.Г.Маклакова и С.В.Черемянина).
Разработать методы психотерапии и психокоррекции девиантного поведения.
Методика СОП предназначена для измерения склонности учащихся к реализации различных форм отклоняющегося поведения и применяется для обследования лиц старшего подросткового и младшего юношеского возрастов. Она направлена на диагностику следующих взаимосвязанных форм девиантного поведения: нарушения норм и правил, агрессивное, саморазрушающее и самоповреждающее, аддиктивное, делинквентное поведение.
Методика включает 98 вопросов, формирующих специализированные психодиагностические шкалы - 1 служебную (шкала установки на социальную желательность ответов) и 6 содержательных шкал: 1) склонность к преодолению норм и правил; 2) склонность к аддиктивному поведению; 3) склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; 4) склонность к агрессии и насилию; 5) волевой контроль эмоциональных реакций; 6) склонность к делинквентному поведению.