Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:30, курсовая работа

Описание

Целью исследования – выявление отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению.
Объект исследования – девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения в подростковой среде.
Основными задачами исследования являются:
Дать характеристику понятию социально-педагогической профилактике девиантного поведения в подростковой среде.
Выявить учащихся, потенциально предрасположенных к девиантному поведению.
Разработать методы решения проблемы девиантного поведения.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы психологии педагогической профилактики девиантного поведения…………………….
6
Понятие психологии девиантного поведения………….
6
Личность подростка и девиантное поведение……………
Особенности отдельных психических форм девиантного поведения…………………………………………………………..
Наркомания ………………………………………….
Курение ………………………………………………
Пьянство и алкоголизм ……………………………..
Проституция …………………………………………
Суицидальное поведение ……………………………
Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний ……………………………………………………….
Правонарушения ……………………………………
11
Особенности работы по профилактике девиантного поведения…………………………………………………………
20
Глава 2. Диагностика предрасположенности подростков к девиантному поведению и ее коррекция…………………….
26
2.1. Цели и задачи исследования……………………………….
26
2.2. Методики исследования……………………………………...
26
2.3. Анализ и обсуждение результатов………………………….
29
2.4. Психотерапия и психокоррекция девиантного поведения..

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!!.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

     Содержательные  шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, т.е. социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями, служебная шкала – на предрасположенность испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, т.е. сознательно обманывать и выставлять себя в лучшем свете, чем он есть на самом деле. Эта шкала позволяет также оценить достоверность результатов тестирования в целом и скорректировать результаты в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

     Результаты  по каждой шкале оцениваются суммой баллов, которая сравнивается; нормами, заложенными в методике. Если избранная сумма баллов равна или превышает 50, то измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной, степень склонности к девиантному поведению высока. Если набранная сумма баллов исследуемого меньше 50, то измеряемое свойство оценивается как мало выраженное.

     Ученики были распределены по критерию склонности к девиантному поведению и поделены на три группы. Распределение проводилось на основании результатов всех содержательных шкал, кроме шкалы принятия женской социальной роли. Если хотя бы по одной из шкал ученик попадал в группу риска, т.е. набирал более 50 баллов, то он заносился в третью группу под названием «высокий риск». Все ученики, набравшие менее 50 баллов по всем шкалам, попадали в группы «средний риск» и «низкий риск». В группу «средний риск» попали ученики, набравшие по каждой шкале от 49 до 40 баллов

     В группу «низкий риск» - набравшие  по каждой шкале менее 40 баллов. Результаты распределения приведены в гистограмме. Приложение 2,3.

       Оценка уровня моральной нормативности человека может явиться важным, если не основным, фактором для выявления лиц, склонных к девиантному поведению.

     В данном исследовании использовались шкала  «Моральная нормативность» (МН) из многоуровневого личностного опросника «Адаптивность», разработанного А.Г. Максаковым и С.В. Чермяниным.

     Данная  шкала (МН) содержит 24 вопроса: по ней можно набрать от 1 до 10 баллов. Средние показатели лежат в интервале от 4 до 6 баллов. Если набранная сумма 7—10 баллов, т.е. превышает средние значения, то измеряемую психологическую характеристику можно считать хорошо развитой: человек реально оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения. Если набранная сумма 1-3 балла, т.е. меньше среднего, то измеряемое свойство оценивается как плохо развитое: человек не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения. К примеру, получившие низкий балл по шкале МН отвечали «нет» на вопросы «У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения», «Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-либо причине остался безнаказанным»; отвечали «да» на вопросы «Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда я это делаю ради забавы», «Я думаю, что можно, не нарушая закона, попытаться найти в нем лазейку», «Глупо осуждать людей, которые стремятся ухватить от жизни все, что могут».

     По  результатам набранных баллов все  ученики были ранжированы по уровню моральной нормативности и распределены по трем группам (Приложение с.33.). В первую группу под названием «низкий риск» вошли ученики, набравшие 7 и более баллов, во вторую группу - «средний риск» - ученики с показателями 4-6 баллов, в третью группу — «высокий риск» — 1-3 балла.

     Для оценки взаимосвязи уровня моральной нормативности учащихся и склонности к отклоняющемуся поведению были рассчитаны коэффициенты корреляции (r) между шкалой МН и всеми шкалами методики СОП. Расчеты показали, что снижение уровня моральной нормативности тесно связано с повышением склонности ко всем рассмотренным в работе видам отклоняющегося от норм поведения. Например, коэффициент корреляции между шкалой МН и шкалами: а) склонность к аддиктивному поведению r = -0,59 (при p5< 0,001); б) склонность к преодолению норм и правил r = -0,55 (при р < 0,001); в) склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (в том числе рискованному) r = -0,49 (при р< 0,01); г) склонность к. агрессии и насилию r = -0,46 (при р < 0,01); д) склонность к делинквентному поведению г = -0,45 (при р < 0,001). Менее выраженная связь, но также достоверная, выявлена между снижением моральной нормативности и нарушением волевого контроля эмоциональных реакций (r = -0,33; р< 0,05).Все приведенные коэффициенты корреляции являются статистически значимыми и свидетельствуют о том, что снижение уровня моральной нормативности связано с повышением склонности к отклоняющемуся поведению. 

    1. АНАЛИЗ  И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

     По  шкале «Моральная нормативность» (МН) из многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» из 20 испытуемых подростков 16-17 лет ни у одного нормы моральной нормативности не лежат выше среднего (7 баллов). Средний уровень моральной нормативности у 13 испытуемых. Уровень моральной нормативности ниже среднего у 7 человек.

     Из 12 испытуемых подростков у 4 наблюдается склонность к отклоняющемуся поведению.

     У 4 человек наблюдалась тенденция  давать при заполнении опросника  социально-желательные ответы, а  у 6 человек тенденция демонстрировать  строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм. Только у 2 подростка  не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности.

     По  шкале склонности к преодолению  норм и правил 3 подростков (из них  только одна девушка) имеют нонкомформистские  установки, склонность противопоставлять собственные нормы и ценности, искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Из 12 испытуемых у 7 подростков имеется склонность следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. У 2 подростков мальчиков наблюдается чрезвычайная выраженность нонкомформистских тенденций, проявление негативизма. 

2.4.ПСИХОТЕРАПИЯ  И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО  ПОВЕДЕНИЯ

     К возможным путям решения проблемы девиантного поведения относится  следующее: изоляция, лечение, психотерапия и психокоррекция, а также их сочетание в зависимости от «глубины» нарушенного поведения31. Вопрос состоит в том, чтобы решить, какой именно тип психотерапевтического воздействия использовать. Основной выбор существует между применением культуры наказания и культуры безопасности, справедливости и конструктивной заботливости.

     Если  просмотреть все выше изложенное относительно девиантного поведения, то становится очевидным, что психотерапевтическое воздействие должно быть активным, хорошо скоординированным, кооперативным, последовательным и конфронтационным.

     Критерием компетентности психолого-педагогического  общения является сохранение внутренней свободы в общении. В игре «Кто виноват?» не бывает победителей. Намерение исправить последствия несправедливости состоит в том, чтобы завершить какую-либо важную задачу или же воссоединить людей в рамках продуктивных отношений.

     Для построения эффективных взаимоотношений  следует озаботиться обнаружением скрытой цели нарушения поведения. Прежде всего, для выявления мотивационной цели следует ответить на вопрос: «чего хотят достичь дети, когда плохо себя ведут?»

     Каждый  человек выбирает определенное поведение  в определенных обстоятельствах. Психологу не изменить прошлое и обстоятельства жизни. Но конкретное поведение — это один из выборов. Свободная личность - это ответственная личность. И в этом заключается оптимистический психотерапевтический пафос в работе с девиантными подростками. Но в этом же и главная сложность.

     Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителями дисциплины и поведения в целом, необходимо:

  1. распознать истинную цель проступка;
  2. выбрать способ для немедленного вмешательства в ситуацию и прекращения выходки;
  3. разработать стратегию своего поведения, которая привела 
    бы к постепенному снижению числа подобных проступков 
    в будущем.

     Прежде  всего, необходимо установить личное знакомство с трудными подростками, чтобы они знали психолога и могли относиться к нему с симпатией. Эти личные отношения помогут в тех случаях, когда возникнет необходимость урегулирования конфликта. Подобные отношения должны быть не манипулятивными, а эмпатическими; при этом придется приготовиться к тому, чтобы очень много слушать и побуждать подопечных к самостоятельному мышлению. Поддразнивание, принижение, нотации, просьбы, угрозы, запугивание неэффективны.

     Навыки  активного слушания в данном случае весьма существенны. Требуется практика, чтобы научиться понимать и разделять чувства или намерения, содержащиеся в сообщениях другого лица, и эмпатически реагировать на них. Обратная связь относительно эмоций и намерений подростков-девиантов помогает корректировать неправильное понимание других и способствует заботливому отношению. Предпочтительно использовать «Я-сообщения» вместо «Вы-сообщений».

     Далее следует выявить дисфункциональную  систему убеждений, идентифицировать ее, раскрыть суть. Важно корректно обозначить поведение и четко определить проблемы. Поведение, которое в основе является враждебным или вызывающим, не должно быть подтверждено как дружеское. Следует подумать о других путях воздействия и вариантах поведения.

     Обязательным  моментом является конкретизация проблемы (проблемой является поведение, а не персона). При этом психологу следует избегать решения проблем за подростка. Следует поощрять его автономию, давать возможность самостоятельно искать альтернативные варианты и прорабатывать пути решения проблем. Психолог должен смотреть на то, что происходит, — это более важно, — вместо того, чтобы выжидать, что будет. Поощряя подростков делать что-либо конструктивное, психологу подобает признавать это во всеуслышание.

     Изменение поведения, урегулирование конфликтов — это поэтапный процесс, протекающий с использованием расследования, активного понимания, предложения выборов, определения культуры справедливости, с применением выборов и установлением пределов. Цель процесса — научиться новым методам мышления и поведения.

     Проведение  психотерапии и психокоррекции в  случаях девиантного поведения  с необходимостью предполагает предварительное проведение диагностического обследования.

     При этом следует иметь в виду основные параметры изучения девиантного поведения:

     1 группа параметров. Психические и психофизиологические расстройства:

     • адекватность поведения ребенка нормам, соответствующим его возрасту и половой принадлежности;

  • длительность сохранения расстройства;
  • появление изменений в поведении ребенка по сравнению с 
    обычным поведением;

     • появление тяжелых и часто повторяющихся симптомов 
{ночные кошмары);

     • одновременное существование целого ряда симптомов, психологические особенности личности, порожденные аномалиями или акцентуациями.

     2 группа параметров. Особенности  социальной ситуации или психологическая специфика проявлений характера подростка:

  • отношение общества к подросткам;
  • дефекты правового и нравственного сознания;
  • содержание потребностей личности;
  • особенности характера;
  • особенности эмоционально-волевой сферы;
  •   неблагоприятная социальная ситуация развития;

     • незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения;

     -   следование за группой;

     • низкая самооценка и, как ее следствие, частое возникновение депрессии.

     3 группа параметров. Возрастные кризисы  развития:

     • возрастные кризисы — условные обозначения более или менее выраженных состояний конфликтности при переходе из одного периода возрастного развития в другой. По Немову, это задержка в психическом развитии человека, сопровождающаяся депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудно разрешимыми проблемами внутреннего и внешнего характера.

     Любой кризис несет в себе и конструктивное, и разрушительное начало. Важно как взрослые реагируют на негативные проявления;

     • кризис подросткового возраста: физиологические  изменения; отношения, складывающиеся с взрослыми; опережающее развитие интеллектуальной сферы по сравнению с личностным развитием.

     Неоднократные поведенческие проявления, которые позволяют говорить о девиантности подростков:

  1. нарушения правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий);
  2. побеги из дома;
  3. грубость, сквернословие;
  4. употребление алкоголя, пьянство;
  5. курение;
  6. раннее начало половой жизни;
  7. хулиганство;
  8. унижение других;
  9. воровство;

Информация о работе Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема