Проведение эмпирического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:34, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучение психологических условий выбора профессий подростков.
Объект исследования – школьники старшего возраста.
Предмет исследования – психологические условия профессионального выбора. Помощь психолога при выборе профессии.
Задачи:
- изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
- подбор методического материала по данной теме;
- выявление психологических условий и их влияние на выбор профессии в подростковом возрасте;
- проведение эмпирического исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Психологические условия выбора профессии ………………………………5
Сущность профессионального самоопределения…………………………5
1.2. Особенности работы психолога при
профессиональном самоопределении подростка……………………………….7
1.2.1.Учет интересов и склонностей при выборе профессии…………………….7
1.2.2. Диагностика способностей…………………………………………………...9
1.2.3. Изучение индивидуально-психофизиологических
особенностей учащихся в связи c выбором профессии………………………..11
1.2.4. Стадии профессионального самоопределения и возраст………............15
1.2.5. Психологическая диагностика в школьной профориентации……...17
1.2.6. Изучение профессиональных намерений учащихся………….............19
2.Проведение эмпирического исследования …………………………………21
2.1 Цели, задачи, организация исследования ………………………………...21
2.2. Методика Е.А. Климова ………………………………………………….22
2.3 Методика Дж. Холланда …………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………

Работа состоит из  1 файл

Профоориентация старшеклассников.doc

— 285.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Психологические  условия выбора  профессии ………………………………5

    1. Сущность профессионального самоопределения…………………………5

1.2. Особенности   работы  психолога при 

профессиональном  самоопределении подростка……………………………….7

1.2.1.Учет  интересов и склонностей при выборе профессии…………………….7

1.2.2. Диагностика способностей…………………………………………………...9

1.2.3. Изучение индивидуально-психофизиологических

особенностей учащихся в связи c выбором профессии………………………..11

  1.2.4. Стадии профессионального самоопределения и возраст………............15

1.2.5. Психологическая  диагностика в школьной профориентации……...17

1.2.6.  Изучение профессиональных намерений учащихся………….............19

2.Проведение эмпирического исследования …………………………………21

2.1 Цели, задачи, организация исследования ………………………………...21

2.2. Методика  Е.А. Климова ………………………………………………….22

2.3 Методика  Дж. Холланда …………………………………………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………...34 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления  о современном рынке труда, существующих профессиях. Они оказываются не в  состоянии соотнести предъявляемые  той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.  Поэтому большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д.

      Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального выбора профессии молодежи. Рынок влечет за собой и такие явления, как безработица, формирование новых хозяйственных структур, переподготовка и перемещение значительных масс людей.

      Вместе  с тем в силу ряда объективных  и субъективных причин современная  молодежь оказалась не достаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Серьезному искажению подверглась  система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда и др.

      Социальные  опросы показывают, что 60% старшеклассников имеют устойчивые интересы к профессиональной деятельности, при этом около 70% не владеют  способами изучения индивидуальных возможностей, соответствия из избираемой профессии.

      Низкая  культура психологических знаний, слабое знакомство c миром современных профессий затрудняет выбор своего жизненного пути. По данным разных исследователей, восьмиклассники могут назвать в среднем лишь 20-2б профессий.

      Выбор профессии рассматривается как  сложный динамический процесс, связанный  с формированием личности, системы  своих основополагающих отношений  к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.  

      Цель  исследования - изучение психологических  условий выбора профессий  подростков.  

      Объект  исследования –   школьники старшего возраста.

      Предмет исследования – психологические  условия профессионального выбора. Помощь психолога при выборе профессии.

      Задачи:

      -   изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

      -   подбор методического материала по данной теме;

      -   выявление психологических условий и их влияние на выбор профессии в подростковом возрасте;

      - проведение эмпирического исследования.

 

     1. Психологические условия выбора  профессии

    1. Сущность профессионального самоопределения
 

    Профессиональное  самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в 
связи с устройством своей профессиональной карьеры.

     Профессиональное  самоопределение тесным образом  связано с понятием «профессиональная ориентация» (это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации).

    Профессиональная  ориентация в школе направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, с тем, чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней. Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первый план выходят такие личные качества профессионала, как предприимчивость, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения и т.д. Нарождающийся новый хозяйственный механизм, ориентированный на стимулирование частной инициативы человеческих возможностей, поощрение творческих возможностей, в конечном счете создает условия для свободы личности в выборе жизненного и профессионального пути.

    Результатом  процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.

    Эти компоненты являются основными составляющими  процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

    Выделим ряд направлений, способствующих  решению практических вопросов профессионального  самоопределения подрастающего  поколения. К ним  относятся: система  профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; теоретические и методические основы проф. консультации молодежи, банк профессиокарт; системный подход к профориентации школьников; общественно-значимые мотивы выбора профессии.

      Таким образом, профессиональное самоопределение  тесно связано с профориентацией  и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала. 
 
 

    1.2. Особенности   работы  психолога при профессиональном  самоопределении подростка

  1.2.1.Учет  интересов и склонностей при выборе профессии 

        Обычно учащиеся с выраженными интересами и склонностями практически не испытывают затруднений в выборе профессии, ориентируются на содержание труда, его процесс и результаты.

      Под интересом в психологии понимается избирательная направленность личности на определенную область познания или деятельности. Под склонностью же понимается потребность личности в определенной деятельности. Часто именно с интереса к какому-либо виду деятeльности начинает формироваться склонность к ней.

      Главным показателем выраженности склонности является стремление ребенка к длительному  и систематическому занятию и определенным видом деятельности, что может найти выражение в предпочтительном отношении к определенным школьным предметам, стремлении заниматься в кружках, секциях, посвящать свободное время любимому дeлу.

      Поэтому уже простые наблюдения за школьной и внешкольной деятельностью ребенка, беседы о предпочитаемых видах деятельности с ним, его родителями и педагогами дают психологу основания судить о выраженности, глубине и устойчивости интереса учащегося и его склонностях.

      Для изучения интересов личности в целях профконсультации могут использоваться и специальные анкеты, опросники. Так, например, в пособиях для профконсультантов приведены методики выявления и оценки интересов стаpшеклассников: «Анкета интересов» либо ее модифицированные варианты.

      Часто информацию об интересах и склонностях школьников психолог может получить путем анализа библиотечных формуляров, изучения списков предпочитаемых учащимся для чтения книг, журналов, газет.

      Как правило, с возрастом интересы ребенка  из аморфных, неoпpеделенных и малоустойчивых становятся более стабильными, концентрируются в определенных областях деятельности. Hо это происходит не всегда. Иногда и в подростковом и в юношеском возрасте интересы и склонности выражены мало, иногда же наоборот. B этом случае некоторую помoщь психологу может оказать проведение психодиагностического исследования уровня развития некоторых способностей. Высокий урoвень развития способностей можно рассматривать как показатель некоторой предрасположенности к определенному виду деятельности, что может служить свидетельством наличия склонности к ней.

      Однако  одних данных об интересах и склонностях  явно недостаточно для выбора профессии, ведь одни и те же склонности могут соотноситься с разными профессиями. Скажем, склонность к занятиям техникой может найти выражение и в профессии инженера, и в работе наладчика станков, и в педагогической деятельности по преподаванию технических дисциплин. Все эти виды дeятeльности (рабочие посты внутри профессии) требуют особого уровня подготовки, определенных предпочтений к работе с людьми или машиной и т. д. Поэтому необходимо дальнейшее изучeниe особенностей интересов и склонностей, которое позволит сузить круг выбираемых профессий и специализаций.

      Необходимо  иметь в виду, что при диагностике  интересов и склонностей не следует абсолютизировать ни один из методов. Направленные наблюдения за детьми в течение длительного времени (что доступно школьному психологу в отличие от профконсультанта центра профориентации), беседы с учащимися, педагогами, родителями могут дать вполне надежную информацию для планирования и построения работы по активизации профессионального самоопределения.

      Психологу необходимо систематически фиксировать  всевозможные наблюдения за процессом формирования интересов и склонностей (их направленностью, устойчивостью, глубиной и т. д.) в ходе проведения любой психологической работы с детьми, их родителями и педагогами. Начиная же с VI класса целесообразно наряду с изучением профессиональных намерений изучать динамику интересов и склонностей c помощью специальных анкет. Проведение такого лонгитюдного исследования и накопление соответствующих данных очень важно для решения вопроса о профессиональном будущем каждого учащегося. . . 

   1.2.2. Диагностика способностей 

   B психологии выделяют общие и специальные способности. Первые обеспечивают овладение знаниями и умениями, которые чeловек реализует в разных видан деятельности. Специальные же способности являются условием успешного осуществления отдельных видов дeятельности, таких, как музыкальная, математическая, художественная, педагогическая и др. И общие и специальные способности зависят от условий воспитания и обучения и от природных задатков.

      Для изyчения способностей исследователи  применяют разнообразные приемы: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, тесты. Следует отметить, что диагностика артистических, музыкальных, художественных способностей требует участия специалистов – экспертов. Что касается способностей к другим видам деятельности, то уровень их развития может быть измерен c помощью психодиагностических методов. Необходимо отдавать себе отчет, что диагностика способностей - дело очень тонкое, требующeе высокой квалификации психолога.

Информация о работе Проведение эмпирического исследования