Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:34, курсовая работа
Цель исследования - изучение психологических условий выбора профессий подростков.
Объект исследования – школьники старшего возраста.
Предмет исследования – психологические условия профессионального выбора. Помощь психолога при выборе профессии.
Задачи:
- изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
- подбор методического материала по данной теме;
- выявление психологических условий и их влияние на выбор профессии в подростковом возрасте;
- проведение эмпирического исследования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Психологические условия выбора профессии ………………………………5
Сущность профессионального самоопределения…………………………5
1.2. Особенности работы психолога при
профессиональном самоопределении подростка……………………………….7
1.2.1.Учет интересов и склонностей при выборе профессии…………………….7
1.2.2. Диагностика способностей…………………………………………………...9
1.2.3. Изучение индивидуально-психофизиологических
особенностей учащихся в связи c выбором профессии………………………..11
1.2.4. Стадии профессионального самоопределения и возраст………............15
1.2.5. Психологическая диагностика в школьной профориентации……...17
1.2.6. Изучение профессиональных намерений учащихся………….............19
2.Проведение эмпирического исследования …………………………………21
2.1 Цели, задачи, организация исследования ………………………………...21
2.2. Методика Е.А. Климова ………………………………………………….22
2.3 Методика Дж. Холланда …………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………
Таблица 2.2.2.
Лист ответов (девочки)
Природа | Техника | Человек | Знаковая система | Художественный образ | |
1 | 10 | 2 | 8 | 4 | 5 |
2 | 7 | 3 | 9 | 5 | 7 |
3 | 7 | 5 | 9 | ||
4 | 3 | 6 | 6 | ||
5 | 5 | 7 | |||
6 | 7 | 5 | |||
7 | 9 | 3 | 8 | 4 | 7 |
8 | 5 | 2 | 10 | 4 | 8 |
9 | 6 | 6 | 9 | ||
10 | 3 | 6 | 6 | ||
11 | 7 | 5 | |||
12 | 8 | 4 | |||
Ср. знач. | 4,9 | 2,3 | 4,8 | 3,1 | 4,8 |
Таблица 2.2.3.
Сравнительная таблица средних значений по методике Е.А. Климова.
Климов | |||||
П. | Т. | Ч. | З.С. | Х.О. | |
М. | 3,5 | 4,1 | 3,5 | 4,3 | 2,3 |
Д. | 4,9 | 2,3 | 4,8 | 3,1 | 4,8 |
П.- природа
Т.- техника
Ч.- человек
З. С.- знаковая система
Х.О.-
художественный тип
Анализируя результаты средних значений, для всей выборки учащихся 11 классов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности.
Направленность на сферу деятельности Человек-человек в 11 классе преобладает над направленностью на сферу деятельности Человек-Техника. При этом ведущий тип личности социальный, а самым менее значимым являются реалистичный и предпринимательский типы личности. Возможно это связано с возрастными особенностями: ведущая деятельность в данном возрасте- это развитие взаимоотношений с людьми, обществом и усвоение норм этих взаимоотношений. Выборка может быть рассмотрена как репрезентативная, так как учебная успешность у учащихся 11 класса близка как в области гуманитарных, так и естественных учебных дисциплин.
Проводя сравнительный анализ средних значений показателей у выборки мальчиков и девочек было обнаружено ряд статистически достоверных различий между средними значениями измеряемых показателей.
Так подтвердились различия, полученные нами при качественном анализе. Направленность на сферу деятельности Человек- Техника у мальчиков выше, чем у девочек. А направленность на сферу деятельности Человек- Человек у девочек выше, чем у мальчиков.
Таким
образом мальчики больше всего направлены
на такие сферы деятельности как
техника и знаковая система, а девочки
на человек и художественный образ. Это
связано с тем, что подростки типизируют
многие профессии по полу как женские
и реже как мужские. Подобные представления
подростков о профессиях как женских или
мужских также влияет на их ценностные
ориентации и профессиональное самоопределение.
2.3
Методика Дж. Холланда
Данный тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет соотнести склонности, способности и интересы с различными, конкретными профессиями, более точно определить круг запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании профессиональной карьеры.
Инструкция. «В бланке теста приведены широкий круг интересов и установок. Из двух предложенных профессий вам надо выбрать одну, которая наиболее вам интересна, и отметить ее на бланке ответов крестиком. После чего перейти ко вторым двум профессиям, так же отмечая наиболее заинтересовавшую вас. Время проведения теста не ограниченно»
Обработка результатов.
Таблица 2.3.1.
Методика
Дж. Холланда (мальчики)
Автомеханик (Р) 10 | Физиотерапевт (С) 2 |
Специалист по защите информации (И) 9 | Логистик (П) 3 |
Оператор связи (О) 7 | Кинооператор (А) 5 |
Водитель (Р) 10 | Продавец (С) 2 |
Инженер-конструктор (И) 10 | Менеджер по продажам (П) 2 |
Диспетчер (О) 1 | Дизайнер компьютерных программ (А) 11 |
Ветеринар (Р) 3 | Эколог (С) 9 |
Биолог-исследователь (И) 9 | Фермер (П) 3 |
Лаборант (О) 5 | Дрессировщик (А) 7 |
Агроном (Р) 8 | Санитарный врач (С) 4 |
Селекционер (И) 3 | Заготовитель сельхозпродуктов (П) 9 |
Микробиолог (О) 7 | Ландшафтный дизайнер (А) 5 |
Массажист (Р) 12 | Воспитатель (С) 0 |
Преподаватель (И) 2 | Предприниматель (П) 10 |
Администратор (О) 5 | Режиссер театра и кино (А) 7 |
Официант (Р) 2 | Врач (С) 10 |
Психолог (И) 3 | Торговый агент (П) 9 |
Страховой агент (О) 9 | Хореограф (А) 3 |
Ювелир-гравер (Р) 5 | Журналист (С) 7 |
Искусствовед (И) 2 | Продюсер (П) 10 |
Редактор (О) 6 | Музыкант (А) 6 |
Дизайнер интерьера (Р) 7 | Экскурсовод (С) 5 |
Композитор (И) 4 | Арт-директор (П) 8 |
Музейный работник (О) 4 | Актер театра и кино (А) 8 |
Верстальщик (Р) 8 | Гид-переводчик (С) 4 |
Лингвист (И) 4 | Антикризисный управляющий (П) 8 |
Корректор (О) 4 | Художественный редактор (А) 8 |
Наборщик текстов (Р) 4 | Юрисконсульт (С) 8 |
Программист (И) 7 | Брокер (П) 5 |
Бухгалтер (О) 4 | Литературный переводчик (А) 8 |
Таблица 2.3.2.
Методика
Дж. Холланда (девочки)
Автомеханик (Р) 0 | Физиотерапевт (С) 12 |
Специалист по защите информации (И) 6 | Логистик (П) 6 |
Оператор связи (О) 8 | Кинооператор (А) 4 |
Водитель (Р) 1 | Продавец (С) 11 |
Инженер-конструктор (И) 2 | Менеджер по продажам (П) 10 |
Диспетчер (О) 3 | Дизайнер компьютерных программ (А) 9 |
Ветеринар (Р) 6 | Эколог (С) 6 |
Биолог-исследователь (И) 7 | Фермер (П) 5 |
Лаборант (О) 7 | Дрессировщик (А) 5 |
Агроном (Р) 4 | Санитарный врач (С) 8 |
Селекционер (И) 9 | Заготовитель сельхозпродуктов (П) 3 |
Микробиолог (О) 4 | Ландшафтный дизайнер (А) 8 |
Массажист (Р) 5 | Воспитатель (С) 7 |
Преподаватель (И) 6 | Предприниматель (П) 6 |
Администратор (О) 7 | Режиссер театра и кино (А) 5 |
Официант (Р) 4 | Врач (С) 8 |
Психолог (И) 9 | Торговый агент (П) 3 |
Страховой агент (О) 3 | Хореограф (А) 9 |
Ювелир-гравер (Р) 2 | Журналист (С) 10 |
Искусствовед (И) 8 | Продюсер (П) 4 |
Редактор (О) 5 | Музыкант (А) 7 |
Дизайнер интерьера (Р) 6 | Экскурсовод (С) 6 |
Композитор (И) 4 | Арт-директор (П) 8 |
Музейный работник (О) 3 | Актер театра и кино (А) 9 |
Верстальщик (Р) 3 | Гид-переводчик (С) 9 |
Лингвист (И) 8 | Антикризисный управляющий (П) 4 |
Корректор (О) 3 | Художественный редактор (А) 9 |
Наборщик текстов (Р) 4 | Юрисконсульт (С) 8 |
Программист (И) 7 | Брокер (П) 5 |
Бухгалтер (О) 6 | Литературный переводчик (А) 6 |
Таблица 2.3.3.
Сравнительная таблица средних значений по диагностике Дж. Холланда
Тип личности Холланд | |||||
Р. | И. | С. | К. | П. | А. |
5,8 | 4,4 | 4,3 | 4,3 | 5,6 | 5,7 |
2,9 | 5,5 | 7 | 4 | 4,5 | 5,9 |
Р.-реалистичный
И.- интеллектуальный
С.- социальный
К.- конвенциальный
П.- предпринимательский
А.- артистичный
Анализируя преобладающий тип личности
у выборки учащихся 11 класса мы видим,
что мальчики имеют более реалистичный
тип личности, чем девочки. И в то же время
у девочек более выражен социальный тип
личности, по сравнению с мальчиками.
Выводы
Сравнивания результаты были сделаны следующие выводы:
-
мальчики больше направлены на
сферу деятельности Человек-
-
девочки больше направлены на
сферу деятельности Человек-
преобладание социального типа личности.
Полученные
результаты можно использовать при
профориентации учащихся старших классов,
при организации личностно-