Проведение эмпирического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:34, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучение психологических условий выбора профессий подростков.
Объект исследования – школьники старшего возраста.
Предмет исследования – психологические условия профессионального выбора. Помощь психолога при выборе профессии.
Задачи:
- изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
- подбор методического материала по данной теме;
- выявление психологических условий и их влияние на выбор профессии в подростковом возрасте;
- проведение эмпирического исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Психологические условия выбора профессии ………………………………5
Сущность профессионального самоопределения…………………………5
1.2. Особенности работы психолога при
профессиональном самоопределении подростка……………………………….7
1.2.1.Учет интересов и склонностей при выборе профессии…………………….7
1.2.2. Диагностика способностей…………………………………………………...9
1.2.3. Изучение индивидуально-психофизиологических
особенностей учащихся в связи c выбором профессии………………………..11
1.2.4. Стадии профессионального самоопределения и возраст………............15
1.2.5. Психологическая диагностика в школьной профориентации……...17
1.2.6. Изучение профессиональных намерений учащихся………….............19
2.Проведение эмпирического исследования …………………………………21
2.1 Цели, задачи, организация исследования ………………………………...21
2.2. Методика Е.А. Климова ………………………………………………….22
2.3 Методика Дж. Холланда …………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………

Работа состоит из  1 файл

Профоориентация старшеклассников.doc

— 285.00 Кб (Скачать документ)

      В заключении можно сделать выводы.

      Психологическая помощь старшеклассникам должна предусматривать  достижение такого уровня развития личности старшеклассника, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути. Такое самоопределение мы называем личностно-профессиональным и считаем его целью-ориентиром психологического сопровождения старшеклассников. Эффективное профессиональное самоопределение возможно лишь при достаточно высоком уровне личностного развития старшеклассника, которое предполагает позитивный образ «Я» и отношение к себе как субъекту своей жизни, способному осуществлять выборы.

      Наиболее  адекватным подходом к оказанию психологической  помощи старшекласснику в период профессионально-личностного самоопределения является психологическое сопровождение. Целью-ориентиром психологического сопровождения является не выбор конкретной профессии, а создание внутренних условий профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «Я», способность опираться на себя, то есть относиться к себе как субъекту собственной жизни и уметь осуществлять выбор) и знакомство с миром профессий. 
 
 
 
 

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Итак, трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

      Психологи считают, что при выборе профессии  очень важно соответствие между  психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Любая профессия требует, чтобы  у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

      Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с  твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

      Профессиональное  самоопределение является центральным  новообразованием подросткового возраста.

        Процесс профессионального самоопределения  включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

      Главным показателем выраженности склонности является стремление ребенка к длительному  и систематическому занятию и  определенным видом деятельности, что  может найти выражение в предпочтительном отношении к определенным школьным предметам, стремлении заниматься в кружках, секциях, посвящать свободное время любимому дeлу.

      Для изучения интересов личности в целях  профконсультации могут использоваться и специальные анкеты, опросники. Так, например, в пособиях для профконсультантов приведены методики выявления и оценки интересов стаpшеклассников: «Анкета интересов» либо ее модифицированные варианты.

      Как правило, с возрастом интересы ребенка  из аморфных, неoпpеделенных и малоустойчивых становятся более стабильными, концентрируются в определенных областях деятельности. Hо это происходит не всегда. Иногда и в подростковом и в юношеском возрасте интересы и склонности выражены мало, иногда же наоборот. B этом случае некоторую помoщь психологу может оказать проведение психодиагностического исследования уровня развития некоторых способностей. Высокий урoвень развития способностей можно рассматривать как показатель некоторой предрасположенности к определенному виду деятельности, что может служить свидетельством наличия склонности к ней.

      Необходимо  иметь в виду, что при диагностике  интересов и склонностей не следует  абсолютизировать ни один из методов. Направленные наблюдения за детьми в  течение длительного времени (что доступно школьному психологу в отличие от профконсультанта центра профориентации), беседы с учащимися, педагогами, родителями могут дать вполне надежную информацию для планирования и построения работы по активизации профессионального самоопределения.

      Чтобы выявить прeимущественное развитиe некоторых способностей, имеющих отношение к выбору профессии, можно использовать некоторые тесты интеллектуальных и специальных способностей (многие тесты интеллeкта имеют в своем составе субтесты, измеряющие специальные способности). Так, например, тест Р. Амтхауэра позволяет получить «тестовый профиль» испытуемого по трeм параметрам - выраженности гуманитарных, математических и технических способностей. Тест ШТУР (Школьный тест умствeнного развития) помогаeт определить выраженность способностей к общественно-научной, физико-математической, естественнонаучной областям деятельности. Когда область предпочитаемых профессий учащимися намечена, могут использоваться многие тесты специальных способностей для углубленного изучения индивидуально-психологических особенностей школьника.

      Психологу при проведении консультации необходимо иметь информацию o психофизиологических особенностях учащегося, чтобы в  случае необходимости внести ограничения  в круг избираемых им профессий. Однако не всегда требуется коренная перестройка планов на будущее. Иногда достаточно наметить для себя в этой же профессии другую специальность, другой рабочий пост. Например, в профессии врача для лиц со слабой нервной системой противопоказаны такие специализации, как хирург, реаниматолог, врач скорой помощи, где часто возникают сложные ситуации, требующие принятия ответственных решений при дефицитe времени, но могут быть рекомендованы специализации терапевта, санитарного врача и др., в которых маловероятно возникновение крайне напряженных ситуаций.

      Методы  психологической диагностики могут  быть использованы для выявления интересов, способностей, психофизиологических особенностей учащегося на начальном этапе работы с ним проф. консультанта, а также для осуществления контроля за развитием требуемых качеств после проведения коррекции или тренинга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Акимова M. K. Формирование скоростного двигательного навыка в связи c индивидуальными особенностями по силе и лабильности нервной системы /Психофизиологические вопросы становления профессионала.- M., 1974
  2. Акимова M. K., Борисова E. М., Козлова B. K., Логинова Г. Л. Особенности умственного развития учащихся старшего подросткового возраста // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания.- M., 1984.
  3. Алтухов В.В. «Как найти себя на рынке труда? «Профкарьера» как инструмент выбора профессионального пути». Студенческая Ярмарка, РДВ-Медиа, 2006, вып.2.
  4. Алтухов В.В., Орлова Е.А., Серебряков А.Г. «Профкарьера»: профориентация для студентов и выпускников вузов. Психология в вузе. 2006. 3. с. 55-68.
  5. Богоявленская д. Б. Психологический анализ педагогического обобщения в сиcтеме работы C. H. Лысенковой // Вопросы психологии.- 1987.- N2 3.
  6. Борисова E. M. Индивидуальнocть и выбор профессии // Школа и производство.- 1989.- N2 4.
  7. Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности/Т.М.Буякас//Вопросы психологии.-2002.-№ 2.-С,28-40
  8. Вопросы психологии способностей / Под ред. B. A. Крутецког - М., 1973.
  9. Гypeвич K. М. Что такое психологическая диагностика.- М., 1985.
  10. Гурeвич K. М. Индивидуально-психологические особенности школьников.- М., 1988.
  11. Дубровина .И. B. Об индивидуальных особенностях школьника- М., 1975.
  12. Евстратов, В.Г. Психология и педагогика профориентационной работы/В.Г. Евстратов.-Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р.Державина, 1999.
  13. Иванова О.Н. «Комплекс тестирования «Профориентатор»: психометрические и прагматические свойства теста» // Психологическая диагностика. 2006. 2. с. 41-69.
  14. Иванова О.Н. «О профориентационной работе в Центре тестирования и развития» // Психологическая диагностика. 2006. 2. с. 17-23.
  15. Иванова О.Н., Страхов Н.Н., Шмелев А.Г. «Профплан» – экспертная система компьютерной поддержки профориентационной консультации». Психологическая диагностика. 2006. 2. с. 78-91.
  16. Климов E. А. Как выбирать профессию.- M., 1984.
  17. Климов, Е.А. Как выбирать профессию: КН. для учащихся ст. классов сред. шк./Е.А. Климов.-М.: Просвещение, 1990.-192с.
  18. Клягин B. C. Значение типа нервной системы для диагностики надежности системы управления // Психологическая диагностика ее проблемы и методыы.- M., 1975.
  19. Кондаков, И.Н. Диагностика профессиональных установок подростков/ И.Н. Кондаков// Вопросы психологии.-1997.-№ 2.-С.122-130.
  20. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.-М.: ТЦ «Сфера», 2001.-464с.
  21. Лейтес H. С. Умственные способности и возраст.-М., 1971.
  22. Леонтьев, Д. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего/Д. Леонтьев, Е. Шалобанова//Вопросы психологии-2001.-№ 1.-С.57-66.
  23. М., 1966.
  24. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик.- M., 1988.
  25. Небылицын B. Д. Основные свойства нервной системы человека.
  26. Подлеснова, Н. Выбирая профессию/Н. Подлеснова, И. Руденко//Семья и школа.-2001.-№ 11-12.-С.19-21
  27. Пряжников Н.С. «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения». М., МПСИ, Воронеж, НПО Модек, 2002.
  28. Пряжникова, Е. Профконсультация: планирование жизненного пути/Е.Пряжникова, Н. Пряжников//Школьный психолог/Прилож. к газ. «п/с»/.-2002.-№ 2.-С.2-3.
  29. Психологическое сопровождение выбора профессии/ Под ред. Л.М, Митиной.-М.,1998.
  30. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.
  31. Соломин И.Л. «Профориентация. Россия. ХХ век». Школьный психолог, N24(120), июнь, 2000.
  32. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация/Л.Д. Столяренко.- Ростов н/Дону: издательство «Феникс», 1999.-383с.
  33. Теплов Б. M. Способности и одаренность / Избранные труды.- М.,1985.- T. I.
  34. Чудновский B. Э. Воспитание способностей и формиpование личности.-M., 1986.
  35. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Инструментарий/В.Б. Шапарь, А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко.-Ростов н/Дону: Издательство «Феникс», 2002.-68с.
  36. Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР): Методические рекомендации по работе c тестом (для школьных психологов).- М., 1987.
  37. Шмелев А.Г., Науменко А.С. «Компьютерная система профориентационного тестирования». В сб. тезисов докладов Всероссийской конференции «Развитие системы тестирования в России». М., ЦТМО, 2002.

Информация о работе Проведение эмпирического исследования