Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:34, курсовая работа
Цель исследования - изучение психологических условий выбора профессий подростков.
Объект исследования – школьники старшего возраста.
Предмет исследования – психологические условия профессионального выбора. Помощь психолога при выборе профессии.
Задачи:
- изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
- подбор методического материала по данной теме;
- выявление психологических условий и их влияние на выбор профессии в подростковом возрасте;
- проведение эмпирического исследования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Психологические условия выбора профессии ………………………………5
Сущность профессионального самоопределения…………………………5
1.2. Особенности работы психолога при
профессиональном самоопределении подростка……………………………….7
1.2.1.Учет интересов и склонностей при выборе профессии…………………….7
1.2.2. Диагностика способностей…………………………………………………...9
1.2.3. Изучение индивидуально-психофизиологических
особенностей учащихся в связи c выбором профессии………………………..11
1.2.4. Стадии профессионального самоопределения и возраст………............15
1.2.5. Психологическая диагностика в школьной профориентации……...17
1.2.6. Изучение профессиональных намерений учащихся………….............19
2.Проведение эмпирического исследования …………………………………21
2.1 Цели, задачи, организация исследования ………………………………...21
2.2. Методика Е.А. Климова ………………………………………………….22
2.3 Методика Дж. Холланда …………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………
В заключении можно сделать выводы.
Психологическая помощь старшеклассникам должна предусматривать достижение такого уровня развития личности старшеклассника, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути. Такое самоопределение мы называем личностно-профессиональным и считаем его целью-ориентиром психологического сопровождения старшеклассников. Эффективное профессиональное самоопределение возможно лишь при достаточно высоком уровне личностного развития старшеклассника, которое предполагает позитивный образ «Я» и отношение к себе как субъекту своей жизни, способному осуществлять выборы.
Наиболее
адекватным подходом к оказанию психологической
помощи старшекласснику в период профессионально-личностного
самоопределения является психологическое
сопровождение. Целью-ориентиром психологического
сопровождения является не выбор конкретной
профессии, а создание внутренних условий
профессионального самоопределения (развитие
позитивного образа «Я», способность опираться
на себя, то есть относиться к себе как
субъекту собственной жизни и уметь осуществлять
выбор) и знакомство с миром профессий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.
Наконец,
тип реализуемой
Профессиональное самоопределение является центральным новообразованием подросткового возраста.
Процесс профессионального
Главным
показателем выраженности склонности
является стремление ребенка к длительному
и систематическому занятию и
определенным видом деятельности, что
может найти выражение в
Для изучения интересов личности в целях профконсультации могут использоваться и специальные анкеты, опросники. Так, например, в пособиях для профконсультантов приведены методики выявления и оценки интересов стаpшеклассников: «Анкета интересов» либо ее модифицированные варианты.
Как правило, с возрастом интересы ребенка из аморфных, неoпpеделенных и малоустойчивых становятся более стабильными, концентрируются в определенных областях деятельности. Hо это происходит не всегда. Иногда и в подростковом и в юношеском возрасте интересы и склонности выражены мало, иногда же наоборот. B этом случае некоторую помoщь психологу может оказать проведение психодиагностического исследования уровня развития некоторых способностей. Высокий урoвень развития способностей можно рассматривать как показатель некоторой предрасположенности к определенному виду деятельности, что может служить свидетельством наличия склонности к ней.
Необходимо иметь в виду, что при диагностике интересов и склонностей не следует абсолютизировать ни один из методов. Направленные наблюдения за детьми в течение длительного времени (что доступно школьному психологу в отличие от профконсультанта центра профориентации), беседы с учащимися, педагогами, родителями могут дать вполне надежную информацию для планирования и построения работы по активизации профессионального самоопределения.
Чтобы
выявить прeимущественное
Психологу при проведении консультации необходимо иметь информацию o психофизиологических особенностях учащегося, чтобы в случае необходимости внести ограничения в круг избираемых им профессий. Однако не всегда требуется коренная перестройка планов на будущее. Иногда достаточно наметить для себя в этой же профессии другую специальность, другой рабочий пост. Например, в профессии врача для лиц со слабой нервной системой противопоказаны такие специализации, как хирург, реаниматолог, врач скорой помощи, где часто возникают сложные ситуации, требующие принятия ответственных решений при дефицитe времени, но могут быть рекомендованы специализации терапевта, санитарного врача и др., в которых маловероятно возникновение крайне напряженных ситуаций.
Методы
психологической диагностики
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ