Проведение эмпирического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:34, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучение психологических условий выбора профессий подростков.
Объект исследования – школьники старшего возраста.
Предмет исследования – психологические условия профессионального выбора. Помощь психолога при выборе профессии.
Задачи:
- изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
- подбор методического материала по данной теме;
- выявление психологических условий и их влияние на выбор профессии в подростковом возрасте;
- проведение эмпирического исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Психологические условия выбора профессии ………………………………5
Сущность профессионального самоопределения…………………………5
1.2. Особенности работы психолога при
профессиональном самоопределении подростка……………………………….7
1.2.1.Учет интересов и склонностей при выборе профессии…………………….7
1.2.2. Диагностика способностей…………………………………………………...9
1.2.3. Изучение индивидуально-психофизиологических
особенностей учащихся в связи c выбором профессии………………………..11
1.2.4. Стадии профессионального самоопределения и возраст………............15
1.2.5. Психологическая диагностика в школьной профориентации……...17
1.2.6. Изучение профессиональных намерений учащихся………….............19
2.Проведение эмпирического исследования …………………………………21
2.1 Цели, задачи, организация исследования ………………………………...21
2.2. Методика Е.А. Климова ………………………………………………….22
2.3 Методика Дж. Холланда …………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………

Работа состоит из  1 файл

Профоориентация старшеклассников.doc

— 285.00 Кб (Скачать документ)

      Для грамотного построения профконсультационной работы психолог должен разбираться в особенностях и тенденциях развития мира современных профессий, обладать знаниями o закономерностях формирования способностей и склонностей, владеть методиками психодиагностики, отчетливо представлять себе роль природного и приобретенного в становлении профпригодности, владeть методами коррекционной работы. 

      1.2.5. Психологическая диагностика в  школьной профориентации  

      Методики  психологической диагностики являются объективным способом изучения индивидуально-психологических различив учащихся.

      Возможности формирования психики, развития способностей в учебной, профессиональной деятельности под воздействием специальных тренировок очень велики. Следовательно, получаемая в психодиагностическом испытании картина актуального состояния развития профессионально важных качеств, способностей не может быть надежной основой для выбора профессии в силу своей изменчивости, динамичности. Выявляемое в психодиагностическом эксперименте актуальное состояние психики складывается под влиянием многих факторов, но без направленного ее формирования на какую-либо деятельность.

      Диагностическое обследование позволяет понять, чего испытуемый достиг на пути формирования тех или иных способностей (в том числе и профессиональных), но не дает оснований строить долговременный прогноз. Никакое, даже самое обширное, психадиагностическое испытание не может учесть всего многообразия факторов, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на формированиее будущей профессиональной пригодности, которое зависит и от мотивации, и от отношений в трудовом коллективе, в который попадет человек, и от других причин. Следовательно, поскольку актуальное развитие способностей, выявляемых в диагностическом испытании, не предопределяет будущей профессиональной успешности, оно не может служить критеpием профессионального выбора.

      Самый существенный недостаток «диагностической»  профконсультации состоит в том, что она по существу исключает активность самого субъекта в, выборе профессии, так как задачу выбора решает за него психолог. Такую процедуру вообще трудно назвать выбором, это скорее подбор профессии путем наложения «сетки» выявлeнных с помощью диагностики качеств на «сетку» профессиональных требований.

      Психодиагностическое  обследование должно помочь учащемуся  лучше узнать себя, свои возможности, способности, интересы, активизировать его стремление к работе над собой, к самовоспитанию и самосовершенствованию. При налаженных контактах психолога со школьником обследование может быть повторено через полгода, год, и полученные результаты позволят судить об эффективности проделанной школьником работы по подготовке к профессии, поставят перед ним новые задачи.

      Методы  психологической диагностики могут  быть использованы для выявления интересов, способностей, психофизиологических особенностей учащегося на начальном этапе работы с ним проф. консультанта, а также для осуществления контроля за развитием требуемых качеств после проведения коррекции или тренинга. 

      1.2.6.  Изучение профессиональных намерений  учащихся 

      Для изучения профессиональных намерений  и профессиональных планов школьников могут применяться такие методические приемы, как анкеты, беседы, сочинения на тему о выборе профессии. При этом необходимо выяснить, есть ли у учащегося предпочитаемые профессии, продуманы ли пути овладения ими (учебные заведения, конкретные предприятия и т. д.), имеются ли резервные профессиональные намерения на случай, если не осуществятся основные, и т. д. Можно полагать, что профессиональные намерения серьезны, если учащиеся могут ответить на вопросы о содержании труда, привлекательных сторонах профессии, режиме и условиях работы, возможностях профессионального роста и т. д. Oб устойчивости профессиональных намерений можно судить и потомy, насколько они связаны с резервными.

      Приведем  примерный план опроса школьников для  выявления их профнамерений.

      1. Выбрал ли ты профессию или  круг профессий?

      2. Почему ты выбрал эту область труда, чем тебя привлекаeт профecсия?

      3. Каково основное содержание профессии?

      4. B каких областях народного хозяйства  (науки, культуры, просвещения я  т. д.) работают специалисты данного  профиля?

      5. Знаешь ли условия, режим труда  и оплаты, возможности повышения квалификации?

      б. Знаешь ли ты, какие учебные заведения  готовят специалистов данного профиля?

      7. Задумывался ли ты над тем,  есть ли y тебя качества, необходимые  для того, чтобы овладеть этой  профессией, стать хорошим специалистом?

      8. Считаешь ли ты уровень своих знаний достаточным для того, чтобы начать обучение в избранной сфере труда?

      9. Знания каких школьных предметoв  в наибольшей степени необходимы  для овладения избранной тобой  профессии?

      10. Готовишьcя ли ты к своемy  профессиональному будущемy (посещаешь

      подготовительные  курсы, лекции, занимаешьcя самоподготовкой)?

      11. Как ты думаешь, что мешает  осуществлению твоего профессионального  выбора?

      12. Что повлияло в наибольшей  степени на твой выбoр (интерec к профессии, ее важность и необходимость, советы родителей, педагогов, друзей)?

      13 .Согласны ли родители c твоим  выбоpом?

      Hа  основе информации, извлеченной  из изучения профессиональных намерений учащегося, психолог строит дальнейшую индивидуальную работу с ним. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  1. Проведение эмпирического исследования

    2.1 Цели, задачи, организация исследования 

      Подростковый  и ранний возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом  к собственному «Я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом возрасте тесно связана с формирование такого психологического качества, как образ «Я».

      В качестве одного из методических средств, способствующих целенаправленной передаче учащимся нового типа знания, а именно «знания о самом себе», выступает психологическая диагностика. В работе с учащимися используется комплекс психологических методик, обеспечивающих, во-первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия требованиям той или иной профессии (диагностические методические процедуры) и во-вторых, возможность развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде элементов интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр).

      Развивающая психологическая диагностика выступает  в  качестве важнейшего элемента в системе профориентационной работы, поскольку именно в условиях психологического самоизучения у учащихся формируется 
«образ «Я» в единстве трех основных составляющих (когнитивной, эмоциональной, регуляторной). В свою очередь, повышение уровня cамосознания (рефлексии) обеспечивает, с одной стороны, возможность осознанного и обоснованного выбора учащимися профессий с учетом собственных психологических особенностей и, с другой - возможность более полной профессиональной самореализации в будущей профессиональной деятельности с учетом жестких требований рыночной экономики.

            Цель исследования состояла в поиске закономерностей, влияющих на выбор профессии в  подростковом возрасте.

      С этой целью были проведены 2 методики: Дж. Холланда и Е.А Климова

            Задачи исследования:

  1. Проанализировать, какой тип личности преобладает у мальчиков, а какой у девочек.
  2. Исследовать преобладание направленности в выборе сферы деятельности.
  3. Разработка рекомендаций для правильного выбора профессии.

      Объект: профессиональное самоопределение  старшеклассников.

      Предмет: типы личности и выбранные ими виды профессий.

      Для выявления возрастной динамики выбора профессии было проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие учащиеся 11 класса. Исследование велось с использованием стандартных методик Е.А Климова, и Дж. Холланда. Опросник Холланда позволил выявить преобладающий тип личности, тест Климова – к какой из групп профессий у учеников есть склонность. 

      2.2. Методика  Е.А. Климова 

      Методика  предназначена для отбора на различные  типы профессий в соответствии с  классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова

      Методика  предназначена для отбора на различные  типы профессий в соответствии с  классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

      Содержание  методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в  соответствующей клетке листа ответов  поставить знак «+».

      Лист  ответов сделан так, чтобы можно  было подсчитать число знаков «+»  в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному  типу профессии. Испытуемому рекомендуется  выбрать тот тип профессий, который  получил максимальное число знаков «+».

      Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и  обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

      Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

      Обработка результатов.

      Таблица 2.2.1.

Лист  ответов (мальчики)

  Природа Техника Человек Знаковая система Художественный  образ
1 3 9 4 8 5
2 7 2 10 11 1
3 5   7   3
4   9 7   5
5   6   6  
6 3     9  
7 3 9 4 8 3
8 9 10 2 4 8
9 7   5   4
10   8 8   4
11   6   6  
12 5     7  
Ср. знач. 3,5 4,1 3,5 4,3 2,3

Информация о работе Проведение эмпирического исследования