Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:43, дипломная работа
Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни и выдвинули новые требования в целом.
Трудно, по-видимому, найти другое понятие, столь же привычное для обыденного сознания и вместе с тем имеющее столь же сложную и драматическую судьбу в психологии как понятие внимания. Школьная программа усложняется в связи с этим, становится актуальной и необходимой такая проблема, как развитие внимания школьников.
Сущность проблемы состоит в том, чтобы повысить интерес не только к такому предмету как математика, но и к другим областям науки.
Введение 3
ГЛАВА I. Обзор психологических исследований изучения внимания 5
§1. Понятие внимания 5
§2. Физиологические основы внимания 9
Функции внимания 14
§3.Свойства внимания 15
Виды внимания 24
ГЛАВА II. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания 29
§1. Методы диагностики внимания 29
§ 2. Эмпирическое исследование. 37
Заключение 66
Список литературы 67
3—4 — средний уровень внимания,
более 5 — низкий уровень внимания.
Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом или др.
Методики Бурдона. – Метод корректурной пробы.
Опыт проводится одним из видов корректурной пробы и состоит из двух серий, следующих одна за другой с перерывом в 5 минут. Продолжительность каждой серии – 5 минут. В первой серии опыта ребенок, просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать, например, две буквы (С и К). Через каждую минутку; подается сигнал (слово « черта ») и ребенок отмечает вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствует момент произнесения слова «черта », затем продолжает работу. Во второй серии опыта ребенок выполняет ту же работу на новых бланках, зачеркивая и обводя другие элементы.
№ |
Фамилия |
Кол-во просмотренных строк, с |
Кол-во ошибок
n |
Устойчивость внимания
А |
Показатель переключаемости С |
где А — темп выполнения
S — количество символов в просмотренной части корректурной таблицы
t — время выполнения
, где С — показатель
S0 — количество ошибочных проработанных строк
S — общее количество строк в проработанной части таблицы.
Методика «Шифровка»
Методика предназначена для оценки переключения и распределения внимания. Детям объясняют, что им будут предложены карточки с геометрическими фигурами. В каждой из геометрических фигурок нужно поставить тот знак, который задан вверху на образце. Задание выполняется в течении 2 минут. Общий показатель переключения и распределения внимания определяется по формуле:
где S – показатель переключения и распределения внимания;
N – количество геометрических фигур , просмотренных и помеченных соответствующими значками в течении 2 минут;
n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания.
Ошибками считаются неправильно поставленные знаки и пропущенные, т.е. не помеченные знаками геометрической фигуры.
Фамилия |
Показатель, S |
Констатирующий эксперимент.
Методика «Таблицы Шульте» может использоваться для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности. Применяется для обследования лиц разных возрастов. Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25 (см. приложение). Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.
Т время
|
0 1 2 3 4 5
Инструкция: Испытуемому предъявляют первую таблицу: « На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку ». Затем таблицу закрывают и продолжают: « Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок ». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.
Основной показатель — время выполнения, а также количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения может быть построена « кривая истощаемости (утомляемости) по каждой таблице » (рис.1) отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
С помощью этого теста можно вычислить еще и как: эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости (ВР) психическая устойчивость (выносливость) (ПУ).
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого (см. таблицу ).
Таблица
Возраст |
5 баллов |
4 балла |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
10 лет |
45 и меньше |
46-55 |
56-65 |
66-75 |
76 и больше |
11 лет |
35 и меньше |
36-45 |
46-55 |
56-65 |
66 и больше |
12 лет |
30 и меньше |
31-35 |
36-45 |
46-55 |
56 и больше |
Результат меньше 1,0 — показатель хорошей врабатываемости. Соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.
Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданной работы.
По этой методике были исследованы 17 учеников 5 класса.
Результаты записаны в таблицу.
Таблица.
Фамилия ученика |
Возраст |
ЭР |
ВР |
ПУ |
t1 |
t2 |
t3 |
t4 |
t5 |
1. Аблесимов |
10 |
51,3Б |
0,9 |
1,3 |
55 |
60 |
50 |
80 |
60 |
2.Буниатьян Армине |
10 |
48,4Б |
0,9 |
0,93 |
45 |
45 |
60 |
45 |
47 |
3. Баканова Вик. |
11 |
56,2Б |
0,8 |
0,89 |
45 |
60 |
65 |
50 |
60 |
4. Бондаренко А |
10 |
54,4Б |
0,9 |
1,11 |
50 |
55 |
48 |
60 |
58 |
5. Бычек Сергей |
10 |
87,1Б |
1 |
1,03 |
95 |
75 |
75 |
90 |
100 |
6. Гевондов Ан. |
10 |
58,3Б |
0,94 |
1,2 |
55 |
60 |
55 |
70 |
50 |
7. Голубкина Е. |
10 |
54,4Б |
0,83 |
0,92 |
45 |
55 |
60 |
50 |
60 |
8. Тущенко Д. |
10 |
69,2Б |
0,86 |
1,3 |
60 |
70 |
55 |
90 |
70 |
9. Иванова А. |
10 |
64,3Б |
0,98 |
1,09 |
63 |
55 |
65 |
70 |
65 |
10. Кочук Д. |
10 |
60,3Б |
1,25 |
1,08 |
75 |
55 |
45 |
65 |
60 |
11. Каверина М. |
10 |
42,5Б |
0,83 |
1,19 |
35 |
28 |
50 |
50 |
45 |
12. Мегов И. |
11 |
53,3Б |
1 |
1,88 |
55 |
40 |
45 |
63 |
60 |
13. Панченко Д. |
10 |
63,3Б |
0,87 |
1,11 |
55 |
65 |
55 |
70 |
68 |
14. Стеклов А. |
10 |
59,3Б |
0,93 |
1,01 |
55 |
45 |
75 |
60 |
60 |
15. Уланов С. |
10 |
62,3Б |
0,97 |
1,13 |
60 |
58 |
65 |
70 |
55 |
16. Филимонова Е. |
10 |
55,4Б |
0,72 |
1,05 |
40 |
55 |
53 |
58 |
70 |
17. Юнкина А. |
10 |
55,4Б |
0,61 |
1,45 |
45 |
55 |
50 |
80 |
45 |
Исходя из полученных результатов проведенного теста была отобрана группа учащихся из 6 человек с которыми проводились занятия по развитию внимания.
Формирующий эксперимент.
По результатам проведенной методики Шульте были выбраны 6 учащихся с которыми проводились тесты и упражнения по коррекции и развитию внимания.
Тесты.
1. В шести квадратах размещены белые и черные кружочки. Вам дается минута времени, чтобы запомнить расположение кружочков в каждом из квадратов. Теперь закройте книгу и постарайтесь по памяти нарисовать квадраты и восстановить расположение кружочков в них.
За каждый правильно помещенный кружочек вы получаете одно очко. Если вы наберете 35 очков, вы очень внимательны.
2. Из какого количества
маленьких рыбок состоит эта
большая рыба? Скажите сразу, не
подсчитывая, а потом
3. Можете ли вы менее чем за минуту найти квадратик, который содержит все лепестки этой прекрасной розы?
Психологические упражнения по развитию внимания
Наиболее частой причиной отставания ученика в школе является несформированность познавательной деятельности, слабость познавательных процессов, отсутствие мотивации и т.д. В первой главе предлагаются процедуры коррекционной работы по развитию внимания. Как в этой главе, так и в последующих встречаются модификации приемов, предложенных Н.В. Цзеном и Ю.В.Пахомовым, а также упражнения, вошедшие в сборник под редакцией В.В. Петрусинского, адаптированные к школьным условиям.
Развить внимание можно с помощью следующих психологических
упражнений:
1. "Игры, индейцев" для развития объема внимания: – двум или нескольким соревнующимся в течение короткого времени показывают сразу много предметов, после чего каждый отдельно говорит судье, что он видел, стараясь перечислить и подробно описать возможно большее число предметов. Так, один фокусник добился того, что, быстро проходя мимо витрины, мог заметить и описать до 40 предметов.
2. "Печатная машинка" – это классическое театральное упражнение развивает навыки сосредоточения. Каждому человеку дается 1-2 буквы из алфавита, преподаватель называет слово и участники должны "выступать" его на своей пишущей машинке. Называют слово и делают хлопок, затем делает хлопок тот человек, с чьей буквы начинается слово, затем хлопок учителя – вторая буква, хлопок ученика и т. д.
Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить: предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую – горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой. Со временем задание можно усложнить. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком.
КТО БЫСТРЕЕ?
Цель такой тренировки — выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели. Время заданий варьируется в зависимости от возраста (мл. школьники — до 15 минут, подростки — до 30 минут).
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу — то, что они видели сотни раз.
Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. Подростки могут делать задание письменно, а затем сравнить их между собой, а также с реальной действительностью. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
КОРРЕКТУРА
Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.
ПАЛЬЦЫ
Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде « Начали » медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде « Стоп » прекратить упражнение. Длительность 5—15 минут.
Некоторые участники испытывают необычные ощущения: увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.
Информация о работе Психоанализ и коррекция внимания школьников