Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:43, дипломная работа
Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни и выдвинули новые требования в целом.
Трудно, по-видимому, найти другое понятие, столь же привычное для обыденного сознания и вместе с тем имеющее столь же сложную и драматическую судьбу в психологии как понятие внимания. Школьная программа усложняется в связи с этим, становится актуальной и необходимой такая проблема, как развитие внимания школьников.
Сущность проблемы состоит в том, чтобы повысить интерес не только к такому предмету как математика, но и к другим областям науки.
Введение 3
ГЛАВА I. Обзор психологических исследований изучения внимания 5
§1. Понятие внимания 5
§2. Физиологические основы внимания 9
Функции внимания 14
§3.Свойства внимания 15
Виды внимания 24
ГЛАВА II. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания 29
§1. Методы диагностики внимания 29
§ 2. Эмпирическое исследование. 37
Заключение 66
Список литературы 67
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай звуки !» и узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать звуки фортепьяно. Есть низкие звуки (прослушивание) и высокие звуки по звучанию (прослушивание). Играть будем так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны будете встать в позу (плакучей ивы» (показ с комментариями). Давайте все станем в позу «плакучей ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя» (показ с комментариями). Давайте мы все примем эту позу «тополя». Будьте внимательны ! Начинаем играть».
Примечание. Необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая темп.
Разведчики
Цель: развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.
Оборудование: стулья.
Описание. В комнате расставляются стулья определенным образом. В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные дети). Ребенок -«разведчик» придумывает маршрут (прохождение между расставленных стульев), а «командир» запомнив дорогу, должен провести отряд.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Один из вас будет разведчиком и придумает маршрут, по которому командир должен провести отряд. Будьте внимательны, старайтесь запомнить маршрут».
Примечание. Для знакомства с игрой взрослый берет роль «разведчика» на себя.
Съедобное - несъедобное
Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.
Оборудование: мяч, мел.
Описание. В зависимости от названного предмета съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать мяч и передвинуться вперед на одну клетку, нарисованную мелом. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем передвинуться вперед на одну клетку. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий остается в прежнем классе. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим».
Примечание. Если вы играете с двумя-тремя детьми, то классов может быть нарисовано до 10, а если играете с четырьмя-пятью детьми, то нарисовать надо 5-6 классов.
Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно, сыр, кукла, лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор, огурец, ножницы и т.д.
Слушаем тишину
Предлагается всем послушать тишину, а потом определить, кто и что услышал в тишине.
Констатирующий эксперимент.
Фамилия |
ЭР |
ВР |
ПУ |
t1 |
t2 |
t3 |
t4 |
t5 |
1. Аблесимов |
56; 2Б |
0,8 |
0,89 |
45 |
60 |
65 |
50 |
60 |
2. Бондаренко А. |
54; 4Б |
0,83 |
0,92 |
45 |
55 |
60 |
50 |
60 |
3. Бачек Сергей |
59; 3Б |
0,93 |
1,01 |
55 |
45 |
75 |
60 |
60 |
4. Гевондов Ан. |
53; 4Б |
0,94 |
1,12 |
50 |
57 |
55 |
60 |
45 |
5.Мегоршивили Р. |
55; 4Б |
0,72 |
1,05 |
40 |
55 |
53 |
58 |
70 |
6. Уланов С. |
58; 4Б |
0,85 |
0,94 |
45 |
50 |
65 |
50 |
55 |
Составляем таблицу значений для расчета критерия
Код имени испытуемых |
Эффективность работы |
Разность (t после -t) |
Абсолютное значение разности |
Ранговый номер | |
До проведения коррекционных методик |
После проведения коррекционных методик | ||||
1. |
61 |
56 |
5 |
5 |
2,5 |
2. |
54 |
54 |
0 |
0 |
|
3. |
87 |
59 |
28 |
28 |
5 |
4. |
58 |
53 |
5 |
5 |
2,5 |
5. |
53 |
55 |
-2 |
2 |
1 |
6. |
62 |
53 |
11 |
11 |
4 |
Предполагалось что после проведения коррекционных методик эффективность работы должна уменьшиться, т.е. значение эффективности работы «до» должна превосходить по показателям эффективность работы «после». Экспериментальные данные свидетельствуют во всех случаях, кроме одного эффективность работы улучшилась, а в одном осталась неизменной, т.е. равной 0.
Н0: Интенсивность сдвигов в сторону уменьшения значения ЭР, не превышает интенсивности сдвигов в сторону ее увеличения.
Н1: Интенсивность сдвигов в сторону уменьшения значения ЭР, превышает интенсивность в сторону ее увеличения.
– ранговые значения сдвигов с более редким значением.
По таблице определяем критические значения, Т для n = 5, т.к. разность значений «до» и «после» равная 0 исключается.
Построим «ось значимости»
Ответ: Тэмп > Ткр , следовательно сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности не преобладает.
Составим таблицу значений для расчета критерия Т для степени врабатываемости.
Код имени испытуемых |
Степень врабатываемости |
Разность (t после -t) |
Абсолютное значение разности |
Ранговый номер | |
До проведения коррекционных методик |
После проведения коррекционных методик | ||||
1. |
0,9 |
0,8 |
0,1 |
0,1 |
3 |
2. |
0,9 |
0,83 |
0,07 |
0,07 |
1,5 |
3. |
1 |
0,93 |
0,07 |
0,07 |
1,5 |
4. |
0,94 |
0,94 |
0 |
0 |
|
5. |
1 |
0,72 |
0,28 |
0,28 |
5 |
6. |
0,97 |
0,85 |
0,12 |
0,12 |
4 |
Предполагалось, что после поведения коррекционных методик степень врабатываемости должна улучшиться, т.е. значение оценки врабатываемости «до» должно превосходить значение степени врабатываемости «после».
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что во всех случаях степень врабатываемости улучшилась, а в одном осталась неизменной.
Н. После проведения коррекционных методик сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает.
Сдвигая в «типичную»
сторону будем считать
Тэмп = 0
По таблице определим критические значения Т для n = 5, т.к. разность значений «до» и «после» равная 0 исключается.
Построим «ось значимости».
Ответ: Ткр = Тэмп сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает.
Составим таблицу для расчета критерия Т для психологической устойчивости.
Код имени испытуемых |
Психическая устойчивость |
Разность (t после -t) |
Абсолютное значение разности |
Ранговый номер | |
До проведения коррекционных методик |
После проведения коррекционных методик | ||||
1. |
1,3 |
0,89 |
0,41 |
0,41 |
5 |
2. |
1,11 |
0,92 |
0,19 |
0,19 |
3,5 |
3. |
1,03 |
1,01 |
0,02 |
0,02 |
1 |
4. |
1,2 |
1,12 |
0,08 |
0,08 |
2 |
5. |
1,88 |
1,05 |
0,83 |
0,83 |
6 |
6. |
1,13 |
0,94 |
0,19 |
0,19 |
3,5 |
Предполагалось, что после проведения коррекционных методик психическая устойчивость должна улучшиться, т.е. значение ПУ «до» должно превышать значение ПУ «после». Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что во всех случаях психическая устойчивость улучшилась.
Сдвигом в «типичную» сторону будем считать уменьшение значений психологической устойчивости после проведенных методик.
Н: После проведения коррекционных методик сдвиг в «типичную» сторону достоверно преобладает.
Тэмп = 0
По таблице определим критические значения Т для n = 6 и построим «ось значимости».
Ответ: Тэмп.< Ткр. Сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает.
Была проведена
Несмотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности.
Информация о работе Психоанализ и коррекция внимания школьников