Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:43, дипломная работа
Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни и выдвинули новые требования в целом.
Трудно, по-видимому, найти другое понятие, столь же привычное для обыденного сознания и вместе с тем имеющее столь же сложную и драматическую судьбу в психологии как понятие внимания. Школьная программа усложняется в связи с этим, становится актуальной и необходимой такая проблема, как развитие внимания школьников.
Сущность проблемы состоит в том, чтобы повысить интерес не только к такому предмету как математика, но и к другим областям науки.
Введение 3
ГЛАВА I. Обзор психологических исследований изучения внимания 5
§1. Понятие внимания 5
§2. Физиологические основы внимания 9
Функции внимания 14
§3.Свойства внимания 15
Виды внимания 24
ГЛАВА II. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания 29
§1. Методы диагностики внимания 29
§ 2. Эмпирическое исследование. 37
Заключение 66
Список литературы 67
Произвольное внимание - это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Уровень развития такого внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества: ведь если непроизвольным вниманием, так сказать, командуют, распоряжаются внешние объекты, то хозяином произвольного внимания является сама личность. Формула здесь простая: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что».
Внешние условия влияют и на организацию произвольного внимания. Труднее заставить себя быть внимательным в непривычной обстановке, когда появляется много дополнительных конкурирующих раздражителей. Поэтому лучше всего работается тогда, когда есть четкий режим, хороший ритм работы, когда рабочее место (пусть это даже рабочий стол или парта) специально подготовлено (ничего лишнего), когда сильные посторонние раздражители устранены.
Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако, оба вида внимания тесно связаны друг с другом, так как произвольное возникло от непроизвольного. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка в процессе общения со взрослыми. Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное внимание также связано с чувствами, интересами. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не непосредственное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результатов деятельности.
Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное - тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга. Наверное, каждый испытывал эти взаимные переходы на себе. По телевидению идет любимая передача - «Клуб путешественников». Но к завтрашнему дню необходимо дописать домашнее сочинение. Вы заставляете себя выключить телевизор, нехотя раскрываете тетрадь, с напряжением вчитываетесь в написанные накануне строки... «Нет, не то... А что если попробовать так... А ведь на самом деле - эти «лишние люди» напоминают некоторых наших современников - говорят красиво, а толку от них никакого...». И уже исчезло все вокруг, вы увлечены работой, и в усилиях для поддержания внимания уже нет надобности. Как назвать это новое состояние? По происхождению и по сохранившейся сознательной цели оно напоминает произвольное, а по характеру деятельности, по яркости и по тому, что оно не утомляет человека, - непроизвольное внимание. Советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал этот вид внимания послепроизвольным.
В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается с сознательными интересами. В то же время в отличии от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.
Послепроизвольное внимание имеет громадное значение для педагогического процесса. В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания. И каждый из них имеет свои ценные качества. Обращаясь к учителям, К. Д. Ушинский советовал использовать и непроизвольное, и произвольное внимание. Его советы, как мы дальше увидим, полезны для каждого: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность»
Замените слова «приучите же ребенка» (они понадобятся вам позже, на следующем этапе вашей жизни) словами «самого себя» и получите прекрасную программу самовоспитания внимания.
Устойчивость заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими или центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям. Исследователи внимания считают, что традиционная трактовка устойчивости внимания требует некоторых разъяснений, ибо в действительности такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью. В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности, на каком либо предмете, и мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Таким образом, для поддержания внимания к какому либо предмету необходимо, чтобы восприятие предмета развивалось и обнаруживало перед нами новое содержание. Если бы внимание всегда было неустойчиво более или менее умственная работа была бы невозможна. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К их числу относятся степень трудности материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности.
Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания. Исследование устойчивости внимания имеет целью установить насколько прочно и устойчиво внимание сохраняется в течение длительного времени, отмечаются ли колебания его устойчивости и когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.
Изучение переключения и устойчивости внимания в умственной деятельности (методом сложения чисел с переключением)
Подготовительная часть опыта: В течение 5 минут испытуемый складывает два числа по I способу: сложить две цифры, написанных одна под другой, к полученной сумме прибавить единицу и результат записать рядом с верхней цифрой, справа, а верхнюю предыдущую цифру подписать внизу. Полученная пара чисел опять складывается аналогичным образом. Если сумма цифр выражена двузначным числом, записывается только цифра, обозначающая единицы, а цифру, обозначающую десятки, отбрасывают (например, если сумма равна 12, то записывается 2).
Среднее количество произведенных операций за 1 минуту =__________.
Затем в течение 5 минут испытуемый складывает только по второму способу: цифры также складываются, но от суммы вычитается единица, и результат записывается рядом с нижней цифрой первой нары, а нижнюю цифру первой пары переносят вверх.
1223 4 6 9425
2234694256
Среднее количество произведенных операций за 1 минуту = ____________.
В основной части опыта испытуемый по сигналу экспериментатора начинает складывать предложенные пары цифр первым способом. По прошествии одной минуты экспериментатор дает сигнал «время», а испытуемый, поставив вертикальную черту, должен начать складывать по второму способу с той пары цифр, на которой его застал сигнал. Так испытуемый работает в течение 10 минут, переходя от одного способа сложения к другому через каждую минуту.
Среднее количество произведенных операций за 1 минуту = ____________.
Обработка данных: 1) Находим степень переключаемости — отношение количества счетных операций за 1 минуту в условиях частого переключения к тому количеству операций, которое испытуемый делает без переключения. Чем ниже степень переключаемости, тем хуже результат умственной деятельности при частом переключении внимания.
2) Отмечаем также ошибки переключения
(учитываются первые 5 счетных операций после сигнала «время»).
Ошибки могут быть двух типов: а) непроизвольное
длительное продолжение работы по предыдущему
способу или многократное смешение способов,
что указывает на недостаточно хорошее
переключение, б) случайные ошибки
в сложении как следствие неустойчивости
внимания испытуемого __________________
3) Подсчитываем среднее
количество операций (с переключением
за одну минуту: 18 и более сложений свидетельствует
о сравнительно быстром протекании психических
процессов, а 8 и менее сложений указывает
на замедленность этих процессов и свидетельствует
о малой работоспособности испытуемого __________________
В ходе эксперимента прослеживается динамика производительности по минутам и строится график:
Т — критерий Вилконсона.
Назначение критерия.
Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в 2-х разных условиях на одной и той же выборке испытуемых.
Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.
Ограничения критерия Т – Вилконсона.
1) Минимальное количество испытуемых, прошедших измерения в 2-х условиях — 5 человек. Максимальное количество испытуемых — 50 человек, что диктуется верхней границей имеющихся таблиц.
Критические значения Т приведены в таблице VI Приложения 1.
2) Нулевые сдвиги из рассмотрения исключаются, и количество наблюдений n уменьшается на количество этих нулевых сдвигов.
Алгоритм подсчета критерия Т - Вилкоксона.
Если Тэмп <Ткр сдвиг в "типичную" сторону по интенсивности достоверно преобладает.
Для диагностики внимания применяются следующие методы.
Оценка внимания (по методике Мюнстенберга).
Методика направлена на определение избирательности внимания, а также для диагностики концентрации внимания и помехоустойчивости.
Инструкция: «Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача заключается в том, чтобы, как можно быстрее просматривая текст, найти и подчеркнуть эти слова ».
Пример: рюклбюсрадостьфркнп
Время работы с бланком — 2 минуты.
Подсчитывается количество слов, выделенных испытуемым и количество допущенных ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
БЛАНК МЕТОДИКИ МЮНСТЕНБЕРГА
бсолнцеюьвлаоугкщрайондлсмшкла
щцкощ
Методика изучения уровня внимания (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабылицкая) предназначена для изучения уровня внимания и самоконтроля учеников 3—5 классов.
Инструкция: « Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их ».
Исследователь фиксирует время, работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).
Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст:
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Обработка результатов:
Подсчитывается количество пропущенных ошибок:
0—2 —высший уровень внимания,
Информация о работе Психоанализ и коррекция внимания школьников