Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:16, курсовая работа
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками – тема всегда актуальная и жизненно важная.
Введение 3
1. Общая характеристика учебной деятельности 6
1.1. Развитие учебной деятельности ребенка 6
2.1. Учебная деятельность как форма коллективных взаимоотношений 8
2. Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению 11
2.1. Психологическая готовность к обучению в школе 11
2.2. Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных
сторон психологической готовности ребенка к школе 13
3. Опытно-экспериментальное изучение уровня готовности детей
к обучению в школе 16
Заключение 24
Совместная деятельность носителя высших психических функций (прежде всего учителя) и того, кто присваивает эти функции (ученика) – необходимый этап развития психических функций у каждого отдельного человека. Взаимодействие при включении в учебную деятельность и присвоение способов действия является основой учебной деятельности.
Учебная деятельность является сложившимся в культуре условием «социализации индивидуального интеллекта». На базе овладения знаками, прежде всего языком, появляются новые социальные отношения, которые обогащают и трансформируют мышления ребенка.
Следует помнить, что учебная деятельность, ее структурные компоненты, как и потенциал передаваемых идей, ребенок заимствует в той мере и только то, что «ему подходит, гордо проходя мимо того, что превышает уровень его мышления».4 В группе сверстников отношения строятся по типу «синхронных» отношений. Именно в синхронных, симметричных отношениях детей развиваются такие качества как умение встать на точку зрения другого, понять, каким путем продвигался сверстник при решении той или иной задачи.
Постепенно, по мере развития, ребенок поднимается до уровня логики взрослых. То, что он заимствует, ассимилируется им в соответствии со сложившейся у него в данное время интеллектуальной структурой, но через возникающие синхронные отношения сверстников, близких, учителей ребенок постепенно продвигается в социализации индивидуального интеллекта. Общаясь с другими, ребенок каждое мгновение наблюдает, как подтверждаются или опровергаются его мысли, его видение предмета или явления, и он постепенно открывает мир внешних по отношению к нему мыслей, которые дают ему новые сведения или различным образом производят на него впечатления. Таким образом, с точки зрения интеллекта, субъект идет на пути все более интенсивного обмена интеллектуальными ценностями и подчиняется все большему количеству обязательных истин.
Постепенное наращивание потенциала существующих в культуре мыслительных операций и способов учебной деятельности – естественный путь развития индивидуального интеллекта и его социализации.
В.В. Давыдов отмечает, что « развивающий характер учебной деятельности как ведущей деятельности в младшем школьном возрасте связан с тем, что ее содержанием являются теоретические знания».5 Накопленные человечеством научные знания и культура усваиваются ребенком через освоение учебной деятельности. В.В.Давыдов, исследуя учебную деятельность младших школьников, пишет о том, что «она строится в соответствие со способом изложения научных знаний, со способом восхождения от абстрактного к конкретному».6 Мышление в процессе учебной деятельности в какой-то мере аналогично мышлению ученого, излагающие результаты своих исследований посредством содержательных абстракций, обобщений и теоретических понятий.
Конечная цель учебной деятельности –
задача, направленная на собственные изменения.
2. Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению
2.1. Психологическая
готовность к обучению
в школе
Школьное обучение – один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающемся поступлении в школу. Часть родителей и воспитателей, да и самих детей воспринимают этот момент как своеобразный экзамен ребенка за весь дошкольный период жизни. Многим первоклассникам совсем не просто выполнять школьные требования, для этого им необходимо значительное напряжение. Важно заранее, еще до начала школьного обучения выяснить, насколько психологические возможности ребенка соответствуют требованиям школы. Если такое соответствие есть, то ребенок готов к школьному обучению, т.е. он готов к преодолению трудностей в учении.
Школа предъявляет требования к самым разным психологическим качествам ребенка. Поэтому естественно возникает вопрос: соответствует ли ребенок столь многообразным требованиям к нему? Так как психологическая готовность является важной предпосылкой успешного обучения в школе, то от ее сформированности зависит, как сложится отношение ребенка к учению, как будут относиться к нему учитель, одноклассники, как оценят его родители и даже незнакомые взрослые. Стойкая неуспешность в начале обучения опасна тем, что ребенок может потерять веру в свои силы, у него может сложиться заниженная самооценка, могут нарушиться взаимоотношения с родителями, закономерно возникает негативное отношение к учению и стремление избежать учебной деятельности.
Нередко проблема со школьной успеваемостью приводят ребенка к потере эмоционального равновесия и даже к ухудшению здоровья. Понятно, что такое развитие событий неблагоприятно может повлиять на весь период школьного обучения ребенка, отразиться на формировании его личности, на том, как сложиться его жизнь после школы.
Психологическая готовность
Как видим, к школе каждый ребенок приходит со своим, индивидуальным результатом развития, который должен быть оценен психологом, а полученная информация – правильно использована.
Следует сказать, что высокие показатели психологической готовности, как правило, обеспечивают успешность адаптации ребенка к школе, однако не гарантируют, что в начальной школе у ребенка не возникнет проблем. К сожалению, иногда получается так, что у этих детей, в первые же дни обучения, формируется завышенная самооценка своих возможностей; ребята начинают относиться к учению легкомысленно, у них не развиваются такие качества личности, как настойчивость, упорство, самокритичность, и они теряют интерес к учебе. Постепенно, при возрастании учебных трудностей, у этих детей возникают проблемы в обучении и закрепляются не самые благоприятные личностные особенности. Получается, что хороший уровень психического развития, достигнутый ребенком к моменту поступления в школу, не обеспечивает долгосрочных гарантий школьной успешности и столь же высоких темпов развития личности ребенка в школьные годы.
Но возможно и другое. Ребенок воспитывается в неблагоприятных условиях и к моменту поступления в школу демонстрирует низкие показатели психологической готовности. Но если учителю удается вызвать положительное отношение к учению, то постепенно ребенок включается в учебную деятельность, приучается сначала с помощью учителя, а потом и самостоятельно, преодолевать встречающиеся затруднения и восполняет недостатки своего дошкольного развития. В благоприятных условиях систематического обучения, при правильной педагогической помощи ребенок может существенно продвинуться в психическом развитии.
Может показаться, что поскольку диагностика психологической готовности может дать лишь краткосрочный прогноз школьной успеваемости, то она и не очень важна. Это не так. Определение психических возможностей ребенка помогает учителю и психологу решать ряд задач, связанных с началом обучения в школе.
Из
выше сказанного следует сделать
вывод, что под психологической готовностью
к школьному обучению понимается необходимый
и достаточный уровень психического развития
ребенка для освоения школьной учебной
программы в условиях обучения в коллективе
сверстников. Психологическая готовность
ребенка к школьному обучению - это один
из важнейших итогов психического развития
в период дошкольного детства.
2.2. Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных
сторон психологической
готовности ребенка
к школе
Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Для успешного развития интеллектуально-познавательной готовности к школе необходимо развитие высших психических процессов: сенсорное развитие (восприятие), внимание, память, мышление, воображение. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Отечественными и зарубежными психологами разработано много методик по диагностике разных сторон данной проблемы, и некоторые из этих методик мы рассмотрим в этой главе.
Методика А.Р.Лурии позволяет выявить общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия.
Уровень развития пространственного мышления
выявляется разными способами.
Наиболее распространенными методиками диагностирующими уровень развития словесно-логического мышления являются методики:
«Объяснение сложных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь.
«Последовательность событий» - более сложная методика. Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. «Последовательность событий» дает психологу те же данные, что и предыдущая методика, но, кроме того, здесь выявляется понимание ребенком причинно-следственных связей.
Тест Керна-Йирасека направлен на определение школьной зрелости. Тест состоит из трех заданий. Первое - рисование мужской фигуры по памяти, второе - срисовывание письменных букв, третье - срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1- высший, 5- низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям.
Методика «Графический диктант» Эльконина Д.Б. позволяет выявить умение ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу [А].
Методика « Домик» используется для определения развития произвольности у детей шестилетнего возраста. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно его скопировать, выявляет особенности развития произвольного внимания [Б].
С
помощью теста «Переплетенные
линии» можно оценить устойчивость
внимания [В].
Тест «Кольца» - оценка устойчивости, распределения и переключения внимания. Для проведения теста необходима таблица с кольцами, имеющими разрыв в разных частях [Г].
Тест: «Корректурная проба» поможет выявить скорость распределения и переключения внимания, eгo объема и устойчивости [Д].
Тест: «Нелепицы» - оценка образно-логического мышления.
Покажите ребенку картинку [Е], на которой изображены разные нелепицы, и попросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Когда ребенок будет называть эти нелепые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.
Тест:
«Лишний предмет»
поможет оценить образно-логическое мышление
и умственные операции анализа и обобщения.
С помощью теста «Запомни
фразы» можно провести оценку смысловой
памяти. Существуют и специально разработанные
планы беседы, выявляющей позицию школьника
(методика Н.И.Гуткиной), и особые экспериментальные
приемы. Методика «Образец
и правило» предполагает одновременное
следование в своей работе образцу (дается
задание нарисовать по точкам точно такой
же рисунок, как данная геометрическая
фигура) и правилу (оговаривается условие:
нельзя проводить линию между одинаковыми
точками, т.е. соединять кружок с кружком,
крестик с крестиком и треугольник с треугольником).
Ребенок, стараясь выполнить задание,
может рисовать фигуру, похожую на заданную,
пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться
только на правило, соединяя разные точки
и не сверяясь с образцом. Таким образом,
все эти методики выявляют уровень ориентировки
ребенка на сложную систему требований
в школе.
Информация о работе Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению