Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками – тема всегда актуальная и жизненно важная.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика учебной деятельности 6
1.1. Развитие учебной деятельности ребенка 6
2.1. Учебная деятельность как форма коллективных взаимоотношений 8
2. Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению 11
2.1. Психологическая готовность к обучению в школе 11
2.2. Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных
сторон психологической готовности ребенка к школе 13
3. Опытно-экспериментальное изучение уровня готовности детей
к обучению в школе 16
Заключение 24

Работа состоит из  1 файл

курсовая, черновик.doc

— 609.50 Кб (Скачать документ)

         3. Опытно-экспериментальное изучение уровня готовности детей

       к  обучению  в школе 

     Диагностика психологической готовности детей  к обучению в школе проводилась  с детьми подготовительной группы МДОУ № 22 «Радуга» г. Карасука.

         Обследовались дети подготовительной группы в количестве 10 человек.

         Для диагностики использовался  тест «Способность к обучению  в школе» Г.Вицлака, созданный  в 1972г. Занесен в альманах  психологических тестов в 1996 г.

Цель: диагностика психологической готовности детей 5,5–7 лет к школьному обучению, диагностика уровня умственного развития ребенка.

          Тест состоит из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту. Все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуально.

                                            

                                                Руководство к тесту

         I задание «История в картинках» [Ж].

         Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь ребенку не оказывается. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть.

         Оценки:

7 баллов – Ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло из основного краткого содержания истории.

5 баллов – Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках. Существенное и второстепенное описано с одинаковым вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ истории.

3 балла – Ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысловую связь только между двумя картинками. В резюме основное внимание уделено второстепенным деталям.

2 балла – Ребенок не смог найти смысловую связь между картинками, описал их отдельно друг от друга.

0 баллов – Ребенок не смог составить рассказ,

         II задание «Знание цвета»

         Перед ребенком кладет доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет.

         Оценка:

За каждый правильно названный цвет начисляется 1 балл.

         III задание «Заучивание четверостиший»

         Инструкция (состоит из трех основных частей): Вводная часть: «Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, которое ты постарайся запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре...). Вот послушай:

     «Как  дорожит любым деньком 

     Малюточка пчела! – 

     Гудит и вьется над цветком,

     Прилежна  и мила».

1) «Теперь  я расскажу первую часть стихотворения,  а ты потом его повторишь:

     «Как  дорожит любым деньком

     Малюточка пчела!»

         Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: «Ты хорошо рассказал, только еще не все правильно». При этом указывают, какие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать. Затем просят его повторить еще раз. Если ребенок вновь допускает ошибки, то повторение фразы возможно не более трех раз.

2) Затем  по аналогии заучивают вторую  часть стихотворения:

     «Гудит  и вьется над цветком 

     Прилежна  и мила».

3) Когда  обе части стихотворения более  или менее заучены, исследователь говорит ребенку: «Очень хорошо. Сейчас повторим все стихотворение. И еще раз тебе его прочитаю, а ты потом его полностью повтори». Читаются обе части. При наличии ошибок поступают так же, как в первой части.

Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и принимаемой помощи) фиксируется в бланке регистрации.

         Оценки:

8 баллов – Правильное полное воспроизведение всех трех частей.

5 баллов – Перестановка, пропуск или добавление слов в какой-нибудь части.

3 балла – Воспроизведение смысла четверостишия своими словами.

2 балла – Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая связь нарушена.

0 баллов – Набор бессмысленных слов или полный отказ.

         IV задание «Знание названий предметов»

         Перед ребенком раскладывают 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.

         Оценки:

Каждый  правильный ответ оценивается в  один балл.

          V задание «Процесс счета»

          Используются картинки из IV задания. Ребенка спрашивают: «Скажи теперь, сколько тут лежит предметов?» Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают: «Ты можешь посчитать». (Потом, при необходимости можно предложить посчитать еще раз).

         Оценки:

5 баллов – Счет без моторных компонентов.

4 балла – Беззвучное проговаривание (движение губ).

3 балла – Проговаривание шепотом, возможно, с киванием головы.

2 балла – Указывание пальцем на предметы при счете без прикосновения к ним.

1 балл – Прикосновение пальцем при счете к предметам или передвижение их.

0 баллов – Отказ отвечать.

         VI задание «Порядок счета»

         Всех детей, которые справились с пятым заданием, просят: «Считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: «1, 2, 3...». Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо. В качестве оценки выставляется число, до которого ребенок правильно досчитал.

         VII задание «Классификация предметов»

         Используются картинки из IV задания. Перед ребенком кладут лист бумаги с изображением трех корзин [З].

         Инструкция: «Вот три корзины. Эта – (показывают) корзина для фруктов, эта – (показывают) для овощей, эта – (показывают) для цветов. Собери, пожалуйста, сюда – все фрукты, сюда – все овощи, сюда – все цветы (соответствующие корзины также указываются)».

         Оценка:

За каждый правильно классифицированный предмет  начисляется один балл.

          VIII задание «Восприятие количества»

Состоит из двух частей.

1) Материалы  из задания VII лежат в последней  позиции. Корзину с цветами  закрывают листом бумаги и  говорят: «Скажи теперь, пожалуйста, сколько здесь всего предметов?» Если нет правильного ответа, то ребенку помогают:

Первая  помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между  фруктами и овощами оставляют  расстояние. Спрашивают: «Сколько здесь  предметов?»

Вторая  помощь: убирают разрыв между овощами  и фруктами, сдвинув их, и говорят: «Сколько здесь предметов?» Если ребенок затрудняется, то просят его сосчитать.

2) Затем  все то же самое проделывается  в отношении всех трех корзин, то есть просят сказать, сколько в них всех вместе взятых предметов при той же системе помощи.

         Оценка:

Правильные, самостоятельные ответы оцениваются по 3 балла за каждую часть задания, то есть максимально возможный показатель 6 баллов. За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, то есть – чем больше помощи, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неверном результате – 0 баллов.

         IX задание «Размещение фигур»

         Материалы: три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата; девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты.

         1) У ребенка спрашивают, указывая на карточки: «Что здесь нарисовано?» Допустимо, если вместо «квадрат», он скажет «прямоугольник» или «четырехугольник». Если ребенок не знает названий фигур, то их следует назвать. За каждое правильное название начисляется один балл.

Затем у ребенка спрашивают: «Как ты считаешь, почему треугольник называется треугольником, четырехугольник называют четырехугольником, а круг – кругом?»

         Правильные ответы: У треугольника три угла, у четырехугольника четыре угла, а круг – круглый. За каждое правильное объяснение – один балл.

         2) Перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга, треугольника и квадрата.

Инструкция (Поочередно показывают на три карточки): «Вот здесь у нас – треугольник, здесь – квадрат, а здесь –  круг. Собери и положи, пожалуйста, сюда (показывают на квадрат) все четырехугольники, сюда (показывают на треугольник) – все треугольники, сюда (показывают на круг) – все круги».

За каждую правильно собранную кучку начисляется  один балл.

         X задание «Сравнение картинок»

         Материал: Четыре пары сравниваемых картинок [И, К].

         Поочередно выкладывая и, после выполнения, убирая каждую пару картинок, у ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, почему эта картинка (показать) выглядит иначе чем эта (показать)?» При затруднениях ребенка ему помогают: «Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?»

        Оценки:

2 балла – Правильное решение без помощи.

1 балл – Правильное решение с помощью.

0 баллов – Решения нет.

Оценивается каждая пара отдельно, следовательно, максимальная сумма баллов за 4 пары картинок – 8.

         XI задание «Дифференциация цвета и формы»

         Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур.

          Инструкция: «Здесь нарисованы прямоугольники (показать). У каждого из них не хватает кусочка (показать). Подыщи для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь (показать). Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику (Показать на первую фигуру)?»

Затем последовательно показывают на остальные фигуры, с просьбой подобрать недостающие части к ним.

         Оценка:

Каждое  правильное решение должно оцениваться  в один балл.

         XII задание «Воспроизведение четверостиший»

         Ребенку предлагают воспроизвести стихотворение из задания III. «Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй рассказать. «Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и III задание. Для оценивания результата используются те же критерии качества выполнения работы, как в III задании.

Информация о работе Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению