Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками – тема всегда актуальная и жизненно важная.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика учебной деятельности 6
1.1. Развитие учебной деятельности ребенка 6
2.1. Учебная деятельность как форма коллективных взаимоотношений 8
2. Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению 11
2.1. Психологическая готовность к обучению в школе 11
2.2. Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных
сторон психологической готовности ребенка к школе 13
3. Опытно-экспериментальное изучение уровня готовности детей
к обучению в школе 16
Заключение 24

Работа состоит из  1 файл

курсовая, черновик.doc

— 609.50 Кб (Скачать документ)

         XIII задание «Нахождение аналогий»

Инструкция: «Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов:

     Днем  светло, а ночью ?...     (темно)

     Птица поет, а собака ?...     (лает)

     Машина  едет, а самолет ?...     (летит)

     Голубь  летает, а рыба?...     (плавает)

     У кошки – шерсть, а у утки ?...    (перья)

     Платье  сшито из ткани, а ботинки ?...   (из кожи)

         Оценка:

За каждый правильный ответ начисляется один балл.

         XIV задание «Срисовывание»

         Для срисовывания предлагают фигуры, для средней группы – квадрат и треугольник, а для старшей – треугольник и крест и два узора, напоминающие прописной шрифт [Л].

Инструкция; «Здесь нарисованы две фигуры и два  узора (показать). Попробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда (показать) и здесь продолжить узоры (показать)».

         Оценки:

         Выставляются отдельно для каждого рисунка. Изменение величины образца и незначительные пространственные искажения не учитываются.

6 баллов – Рисунок похож, адекватен формам и пропорциям образца.

3 балла – Рисунок, в общем, похож на образец, допущены некоторые искажения форм.

2 балла – Рисунок частично похож на образец: основные формы неузнаваемы, но некоторые детали можно угадать.

0 баллов – Рисунок совсем не похож на образец, каракули.

        XV задание «Описание картинки»

         Ребенку показывают картинку и говорят: «Расскажи, пожалуйста, о том, что происходит на картинке [М]».

         Оценки:

         а) Разговорная речь:

2 балла – Беглая речь без запинок

1 балл – Достаточно беглая речь, но есть паузы

0 баллов – Речь запинающаяся, прерывная.

          б) Построение предложений:

8 баллов – Хорошо структурированные сложные предложения, используются соединительные союзы

6 баллов – Сложные предложения, стереотипно используется один союз

4 балла – Преимущественно простые предложения

1 балл – Преимущественно неполные предложения

0 баллов – Построение предложений нарушено.

         в) Артикуляция:

2 балла – Четкое произношение звуков

1 балл – Нечеткое произношение звуков.

         г) Фантазия, воображение:

Оценивается в 1 балл, если ребенок не просто повествует о том, что изображено на картинке, но и о переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или  будет и т.п.

        Таким образом, максимальная оценка по всему заданию 13 баллов.

        Обработка и интерпретация результатов.

     Подсчитывается  сумма полученных баллов по всем заданиям. Общий суммарный показатель при  помощи таблицы нормативов [Н] переводится в проценты. Полученный результат является показателем умственного развития ребенка, его интеллектуальной готовности к школе. Усредненной нормой для испытуемых считается показатель умственного развития примерно 60 % и более.

     Тест  позволяет диагностировать  уровень  умственного развития ребенка в трех областях: обучаемость, уровень развития мышления и уровень развития речи. Существуют некие компоненты умственного развития, необходимые для обучения в школе, которые в совокупности образуют интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Эти компоненты соотносятся с конкретными заданиями теста в таблице  [О], это облегчает анализ ответов испытуемого, его наиболее или наименее развитые компоненты умственного развития [П, Р,С,Т].

       Заключение  

              

     Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

     Готовность  ребенка к обучению в школе  в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов, родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций – говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности. Под готовностью к школе можно понимать достижение ребенком такого уровня развития, который обеспечит ему успешность обучения в школе, адаптацию к новым условиям и обязанностям.

     Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. Устойчивое положительное отношение к школьному учению во многом  формируется через общение с близкими людьми. Очень важно, какую позицию в этом процессе они занимают, каково их собственное отношение к школе. Еще дошкольником ребенок прочно воспринимает и порой неосознанно впитывает содержание разговоров взрослых, неосторожные, казалось бы, ничего не значащие реплики о школе, учителях, системе образования вообще, об отношении родителей к учебе в своем далеком детстве. Детьми воспринимается и эмоциональная окраска этих суждений: равнодушие или озлобленность, насмешливость или цинизм.

     Диагностика дошкольников имеет большое значение. Особенно важно, чтобы педагог мог  квалифицированно провести все мероприятия и в полной мере владел методами и приёмами обследования. Непрофессионализм может привести к неправильным выводам и нанести вред ребёнку.

     Педагог должен не только квалифицированно обследовать детей, но и наметить пути коррекции.

     В нашей работе было проведено обследование, которое выявило стороны психической  деятельности детей, нуждающиеся в  коррекции. Коррекционная работа проводилась в виде формирующего эксперимента и дидактических игр.  Повторная диагностика детей показала, что пути коррекции были выбраны правильно и могли бы быть рекомендованы для дальнейшего применения.

     Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени, оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

         Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

     - не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятия. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!

          - повторяйте упражнения. Развитие  умственных способностей ребенка  определяется временем и практикой.  Если какое-то упражнение не  получается, сделайте перерыв, вернитесь  к нему позднее или предложите  ребенку более легкий вариант.

         - не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

         - будьте терпеливы, не спешите,  не давайте ребенку задания,  превышающие его интеллектуальные  возможности. 

         - в занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

         - дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

         - развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

        - избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

         А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

 
 
 
 
 
 

    Глоссарий  

№ п/п

Новое понятие

Содержание 

  1

Игра  с правилами

вид групповой или парной игры, в которой  действия участников и их взаимоотношения  регламентированы заранее сформулированными  правилами, обязательными для всех участников.

  2

Индивидуальность

неповторимость, уникальность свойств человека.

  3

Интеллект

общая способность к познанию и решению  проблем, определяющая успешность любой  деятельности и лежащая в основе других способностей.

  4

Мышление 

психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.

  5

Обучаемость

эмпирическая  характеристика индивидуальных возможностей учащегося к усвоению учебной  информации, к выполнению учебной  деятельности.

  6

Память 

запоминание, сохранение и последующее воспроизведение  индивидом его опыта.

  7

Психологическая готовность к школе

система психологических характеристик  субъекта, обеспечивающая успешное обучение в школе. Различаются 2 вида  —  специальная готовность и общая (личностная).

  8

Психологическая диагностика

психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека; служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

  9

Тест

стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач. Тест представляет собой серию кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и пр.).

  10

Учебная деятельность

особая  форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий .

 

     Список  используемой литературы 
 

1. Большой психологический словарь п/редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П.Зинченко, С-Пб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007г., 672 с., ISBN 978-5-93878-232-7                                                                                                                                        

2. Выготский Л.С. Психология развития человека, М.: Эксмо, 2003г., 1136 с., ISBN 5-699-02553-7                                                                                                                       3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. С-Пб.: Питер, 2007г., 208 с., ISBN 5-94723-625-7

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Академия, 2004г., 288 с., ISBN 5-7695-1598-8

5. Интеллектуальное  развитие и воспитание дошкольников  п/ред. Л. Нисканен, М.: Академия, 2002г., 208 с., ISBN 5-7695-0974-0

6. Мухина  В.С., Возрастная психология, М.: Академия, 2008г., 624 с., ISBN 978-5-7695-5004-1

7. Овчарова  Р.В., Практическая психология в  начальной школе, М.: ТЦ Сфера, 2002г., 240 с., ISBN 5-89144-007-5

8. Павлов  И.В., Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе, С-Пб.: Речь, 2008г., 160 с., ISBN 5-9268-0661-5

9. Пиаже Ж. Избранные психологические труды, М.: Просвещение, 1969г., 660 с.

10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. Система работы  психолога с детьми разного возраста, М.: Владос, 2006г., 384 с., ISBN 5-691-00180-9

11. Смирнова Е.О. Лучшая подготовка к школе – беззаботно прожитое детство // Дошкольное воспитание. 2006. – № 4. – С. 65 – 69

12. Сухомлинский В.А., Сердце отдаю детям, Киев: Радянська школа, 1988г., 272 с., ISBN 5-330-00247-8

13. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка, М.: МПСИ, 2005г., 656 с., ISBN 5-99857-001-6 
14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2001г., с.416, ISBN 5-89395-045-3 

                                                   Приложение А 
 

На тетрадном  листе ( каждому ребенку выдается такой листок с указанием его имени и фамилии ), отступив 4 клетки от левого обреза, ставятся одна под другой три точки (расстояние между ними по вертикали- 7 клеток). Педагог предварительно объясняет:

Информация о работе Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению