Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:16, курсовая работа
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками – тема всегда актуальная и жизненно важная.
Введение 3
1. Общая характеристика учебной деятельности 6
1.1. Развитие учебной деятельности ребенка 6
2.1. Учебная деятельность как форма коллективных взаимоотношений 8
2. Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению 11
2.1. Психологическая готовность к обучению в школе 11
2.2. Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных
сторон психологической готовности ребенка к школе 13
3. Опытно-экспериментальное изучение уровня готовности детей
к обучению в школе 16
Заключение 24
Инструкция: «Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов:
За каждый правильный ответ начисляется один балл.
Для срисовывания предлагают фигуры, для средней группы – квадрат и треугольник, а для старшей – треугольник и крест и два узора, напоминающие прописной шрифт [Л].
Инструкция; «Здесь нарисованы две фигуры и два узора (показать). Попробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда (показать) и здесь продолжить узоры (показать)».
Выставляются отдельно для каждого рисунка. Изменение величины образца и незначительные пространственные искажения не учитываются.
6 баллов – Рисунок похож, адекватен формам и пропорциям образца.
3 балла – Рисунок, в общем, похож на образец, допущены некоторые искажения форм.
2 балла – Рисунок частично похож на образец: основные формы неузнаваемы, но некоторые детали можно угадать.
0 баллов – Рисунок совсем не похож на образец, каракули.
Ребенку показывают картинку и говорят: «Расскажи, пожалуйста, о том, что происходит на картинке [М]».
2 балла – Беглая речь без запинок
1 балл – Достаточно беглая речь, но есть паузы
0 баллов – Речь запинающаяся, прерывная.
8 баллов – Хорошо структурированные сложные предложения, используются соединительные союзы
6 баллов – Сложные предложения, стереотипно используется один союз
4 балла – Преимущественно простые предложения
1 балл – Преимущественно неполные предложения
0 баллов – Построение предложений нарушено.
2 балла – Четкое произношение звуков
1 балл – Нечеткое произношение звуков.
Оценивается в 1 балл, если ребенок не просто повествует о том, что изображено на картинке, но и о переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или будет и т.п.
Таким образом, максимальная оценка по всему заданию 13 баллов.
Обработка и интерпретация результатов.
Тест позволяет диагностировать уровень умственного развития ребенка в трех областях: обучаемость, уровень развития мышления и уровень развития речи. Существуют некие компоненты умственного развития, необходимые для обучения в школе, которые в совокупности образуют интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Эти компоненты соотносятся с конкретными заданиями теста в таблице [О], это облегчает анализ ответов испытуемого, его наиболее или наименее развитые компоненты умственного развития [П, Р,С,Т].
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов, родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций – говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности. Под готовностью к школе можно понимать достижение ребенком такого уровня развития, который обеспечит ему успешность обучения в школе, адаптацию к новым условиям и обязанностям.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. Устойчивое положительное отношение к школьному учению во многом формируется через общение с близкими людьми. Очень важно, какую позицию в этом процессе они занимают, каково их собственное отношение к школе. Еще дошкольником ребенок прочно воспринимает и порой неосознанно впитывает содержание разговоров взрослых, неосторожные, казалось бы, ничего не значащие реплики о школе, учителях, системе образования вообще, об отношении родителей к учебе в своем далеком детстве. Детьми воспринимается и эмоциональная окраска этих суждений: равнодушие или озлобленность, насмешливость или цинизм.
Диагностика дошкольников имеет большое значение. Особенно важно, чтобы педагог мог квалифицированно провести все мероприятия и в полной мере владел методами и приёмами обследования. Непрофессионализм может привести к неправильным выводам и нанести вред ребёнку.
Педагог должен не только квалифицированно обследовать детей, но и наметить пути коррекции.
В
нашей работе было проведено обследование,
которое выявило стороны
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени, оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Чтобы ваши усилия были
- не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятия. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!
- повторяйте упражнения. Развитие
умственных способностей
Глоссарий
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
Игра с правилами |
вид групповой или парной игры, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, обязательными для всех участников. |
2 |
Индивидуальность |
неповторимость, уникальность свойств человека. |
3 |
Интеллект |
общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей. |
4 |
Мышление |
психический
процесс отражения |
5 |
Обучаемость |
эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей учащегося к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности. |
6 |
Память |
запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. |
7 |
Психологическая готовность к школе |
система психологических характеристик субъекта, обеспечивающая успешное обучение в школе. Различаются 2 вида — специальная готовность и общая (личностная). |
8 |
Психологическая диагностика |
психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека; служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. |
9 |
Тест |
стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач. Тест представляет собой серию кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и пр.). |
10 |
Учебная деятельность |
особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий . |
Список
используемой литературы
1. Большой
психологический словарь п/редакцией
Б.Г. Мещерякова, В.П.Зинченко, С-Пб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,
2007г., 672 с., ISBN 978-5-93878-232-7
2. Выготский
Л.С. Психология развития человека, М.:
Эксмо, 2003г., 1136 с., ISBN 5-699-02553-7
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Академия, 2004г., 288 с., ISBN 5-7695-1598-8
5. Интеллектуальное
развитие и воспитание
6. Мухина В.С., Возрастная психология, М.: Академия, 2008г., 624 с., ISBN 978-5-7695-5004-1
7. Овчарова Р.В., Практическая психология в начальной школе, М.: ТЦ Сфера, 2002г., 240 с., ISBN 5-89144-007-5
8. Павлов И.В., Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе, С-Пб.: Речь, 2008г., 160 с., ISBN 5-9268-0661-5
9. Пиаже Ж. Избранные психологические труды, М.: Просвещение, 1969г., 660 с.
10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. Система работы психолога с детьми разного возраста, М.: Владос, 2006г., 384 с., ISBN 5-691-00180-9
11. Смирнова Е.О. Лучшая подготовка к школе – беззаботно прожитое детство // Дошкольное воспитание. 2006. – № 4. – С. 65 – 69
12. Сухомлинский В.А., Сердце отдаю детям, Киев: Радянська школа, 1988г., 272 с., ISBN 5-330-00247-8
13. Хрестоматия
по детской психологии: от младенца до
подростка, М.: МПСИ, 2005г., 656 с., ISBN 5-99857-001-6
14.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические
труды. М.: Педагогика, 2001г., с.416, ISBN 5-89395-045-3
На тетрадном листе ( каждому ребенку выдается такой листок с указанием его имени и фамилии ), отступив 4 клетки от левого обреза, ставятся одна под другой три точки (расстояние между ними по вертикали- 7 клеток). Педагог предварительно объясняет:
Информация о работе Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению