Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:48, курсовая работа
Под психологической готовностью к обучению в школе понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Конечным результатом психологического развития детей старшего дошкольного возраста является психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Психологическая готовность к обучению в школе 5
1.1 Изучение проблемы психологической готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2 Особенности психологического развития детей 6-7 лет 8
ГЛАВА 2. Определение степени психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению 15
2.1 Дифференцированный подход в обучении младших школьников. 15
2.2 Процедура определения степени психологической готовности. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ВЫВОДЫ 23
БИБЛИОГРАФИЯ 25
Курсовая
работа
по
теме:
«Психологическая
готовность к обучению в школе и оптимальные
пути её достижения»
Оглавление
В современном мире к организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста предъявляются высокие требования, что заставляет психологам и педагогам искать новые психолого-педагогические подходы. Новые и современные психолого-педагогические подходы нацелены на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. При этом особое значение приобретает проблема готовности дошкольников к обучению в школе.
Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривали зарубежные и отечественные педагоги и психологи (Г. Гетпер, А. Керн, С. Штребел, Л.И. Божович, Л.А.Венгер, А.Л. Венгер, Л.С.Выготский, А.В. Запорожец и многие другие).
Под психологической готовностью к обучению в школе понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Конечным результатом психологического развития детей старшего дошкольного возраста является психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
До сих пор в психологии нет четкого определения понятию «психологическая готовность», или «школьная зрелость».
Приведем
некоторые определения
А.Анастези в своих трудах так трактует понятие «школьной зрелости»: «Школьная зрелость - овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками».
И.Шванцара определяет «школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении».
Л.И.Божович
указывает, что «готовность к обучению
в школе складывается из определенного
уровня развития мыслительной деятельности,
познавательных интересов, готовности
к произвольной регуляции своей познавательной
деятельности и к социальной позиции школьника».
Предмет исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психологическая готовность детей к обучению в школе.
Актуальность исследований определила тему нашей работы «Психологическая готовность к обучению в школе и оптимальные пути её достижения»
Цель работы: найти и проанализировать оптимальные пути психологической помощи в период подготовки детей к школе.
Задачи работы:
Структура
курсовой работы состоит
из введения, двух глав, заключения,
приложений, библиографии.
В последнее время задача проблема подготовки детей к школе занимает одно из важных мест в развитии психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
А.В.
Запорожец отмечал, что готовность
к обучению в школе «представляет
собой целостную систему
В психолого-педагогической литературе дается следующее определение понятию «школьная зрелость» - «достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе».
В России впервые к этой проблеме обратился К.Д.Ушинский. Занимаясь изучением психологических основ обучения, Ушинский К.Д. рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, успех обучения будет достигнут при определенных показателях развития психических функций.
Значительный вклад в решении проблемы подготовки ребенка к школьному обучению внес Л.С.Выготский. Он не отрывал школьное обучение от предыдущего этапа развития.
При изучении трудов Выготского Л.С. можно выделить два общих момента:
Вот что говорил С.Л.Рубинштейн о проблеме подготовки к школе: «Поскольку продвижение детей с одного уровня или ступени психического развития на другой совершается в процессе обучения... надо изучать ребенка, обучая его».
Большое значение в подготовке ребенка к школьному обучению С.Л.Рубинштейн придавал игре. С.Л.Рубинштейн писал: «Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельности, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для ученой мысли»2 [8].
Говоря о готовности к школьному обучению, большинство отечественных исследователей в качестве основного фактора выделяет произвольность психических процессов.
Данное положение нашло отражение в работах А.Н.Леонтьева (по отношению к мотивам), З.М.Истоминой (по отношению к запоминанию), Л.С.Славиной (по отношению к интеллектуальной активности и пассивности), А.В.Запорожца (по отношению к движениям).
Большое количество исследований посвящено готовности к обучению, которая рассматривается с позиции соответствия психического развития ребенка содержанию, методике и условиям обучения. Готовность к обучению определяется:
В зарубежных исследованиях проблема готовности к школьному обучению отражена в работах, изучающих школьную зрелость (А.Керн, С.Штребел, Я. Йирасек и др.) и уровень обученности дошкольников (А.Анастази).
Исследования,
посвященные выявлению
Д.П.Озубел, наоборот, в случае неподготовленности ребенка к школе, изменить программу обучения, что позволит выравнить развитие всех детей.
Сравнивая исследования отечественных и зарубежных исследователей, можно сделать вывод: основное внимание зарубежных психологов направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса.
Выделяют три аспекта школьной зрелости3 [4]:
Перечислим признаки интеллектуальной зрелости:
Признаки эмоциональной зрелости:
Социальная зрелость:
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых психолого-педагогических подходов, которые нацелены на приведение методов обучения в соответствии с психологическими особенностями детей.
Таким образом, проблема подготовки детей к школьному обучению получает особое значение, т.к. от ее решения зависит успешность последующего обучения детей к школе.
1.2 Особенности психологического развития детей 6-7 лет
Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит судьба наших детей, их настоящее и будущее.
Критерии готовности или неподготовленности детей к школьному обучению связаны с их психологическим возрастом, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психического развития.
Психическое развитие детей осуществляется в стабильные и критические периоды. В критический период происходит качественный скачок в жизни ребенка, в его развитии. Именно кризисы бывают сопряжены с началом новой организации жизни детей. Наступающий в конце дошкольного периода кризис 7 лет совпадает с началом новой школьной жизни детей. Он и обеспечивает интересующую нас психологическую готовность к школе.
Приведем следующую ситуацию. Приходят дети в школу. Одни дети посещали детский сад. Но есть дети, которые не посещали детские сады. При этом дети, не посещавшие детские сады, ничем не отличаются по знаниям, умениям и навыкам от детей, посещавших ДОУ. Но вот начинается обучение в школе. И сразу же все сходство исчезает. Те дети, кто был психологически подготовлен к школе, успешно справляются с требованиями в школе, а кто не готов – испытывают постоянные трудности в учении. Сразу же возникает вопрос: как можно определить, кто из детей психологически готов к школе, а кто нет?
Главным показателем готовности ребенка к школе является его отношение к школьному обучению. Если ребенок сумел приспособиться к новым требованиям, то он не только не потеряет интерес к учению в школе, а, наоборот, этот интерес будет развивать дальше.
А если ребенку трудно учиться? Наблюдения за детьми позволяют выделить три основные сферы, где обнаруживаются трудности:4[6]
Психологическая готовность к школе должна сложиться как естественный результат общего психического развития детей.
К этому времени игра уступает место учебной деятельности. При этом возникает единственный вопрос: разве дошкольники не учатся, если у них нет учебной деятельности? Обучение в данном случае как побочный результат, а в учебной деятельности – прямая цель.
Занятия, которые проводятся в ДОУ, очень похожи на школьные уроки. Воспитатель ставит цель занятия, организует активность детей, контролирует их. Отсюда можно сделать вывод, что развивающий эффект от занятий, проводимых в ДОУ, равен нулю.
Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе и оптимальные пути её достижения