Психологическая готовность к обучению в школе и оптимальные пути её достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание

Под психологической готовностью к обучению в школе понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Конечным результатом психологического развития детей старшего дошкольного возраста является психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Психологическая готовность к обучению в школе 5
1.1 Изучение проблемы психологической готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2 Особенности психологического развития детей 6-7 лет 8
ГЛАВА 2. Определение степени психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению 15
2.1 Дифференцированный подход в обучении младших школьников. 15
2.2 Процедура определения степени психологической готовности. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ВЫВОДЫ 23
БИБЛИОГРАФИЯ 25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа на тему .doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая работа 

     по теме: 

     «Психологическая готовность к обучению в школе и оптимальные пути её достижения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В современном мире к организации  воспитания и обучения детей дошкольного  возраста предъявляются высокие  требования, что заставляет психологам и педагогам искать новые психолого-педагогические подходы. Новые и современные психолого-педагогические подходы  нацелены на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. При этом особое значение приобретает проблема готовности дошкольников к обучению в школе.

     Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривали  зарубежные и отечественные педагоги и  психологи (Г. Гетпер, А. Керн, С. Штребел, Л.И. Божович, Л.А.Венгер, А.Л. Венгер, Л.С.Выготский, А.В. Запорожец и многие другие).

     Под психологической готовностью к обучению в школе понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Конечным результатом психологического развития детей старшего дошкольного возраста  является психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

     До  сих пор в психологии нет четкого определения понятию «психологическая готовность», или «школьная зрелость».

     Приведем  некоторые определения известных  психологов.

     А.Анастези в своих трудах так трактует понятие «школьной зрелости»: «Школьная зрелость - овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для  оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками».

     И.Шванцара определяет «школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении».

     Л.И.Божович  указывает, что «готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника». 

     Предмет исследования: дети старшего дошкольного возраста.

     Объект  исследования: психологическая готовность детей к обучению в школе.

     Актуальность исследований определила тему нашей работы «Психологическая готовность к обучению в школе и оптимальные пути её достижения»

     Цель  работы: найти и проанализировать оптимальные пути психологической помощи в период подготовки детей к школе.

     Задачи  работы:

  1. Проанализировать психолого-педагогичечскую литературу по теме исследования.
  2. Проанализировать диагностические приемы и программы психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе.

     Структура курсовой работы состоит  из введения, двух глав, заключения, приложений, библиографии. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Психологическая готовность к обучению в школе

    1. Изучение проблемы психологической готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии
 

     В последнее время задача проблема подготовки детей к школе занимает одно из важных мест в развитии  психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

     А.В. Запорожец отмечал,  что готовность к обучению в школе «представляет  собой целостную систему взаимосвязанных  качеств личности, включая особенности  ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и так далее»1 [8].

     В психолого-педагогической литературе дается следующее определение понятию  «школьная зрелость» - «достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе».

     В России впервые к этой проблеме обратился  К.Д.Ушинский. Занимаясь изучением психологических основ обучения, Ушинский К.Д. рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления  и установил, успех обучения будет достигнут при определенных показателях развития психических функций.

     Значительный  вклад в решении проблемы подготовки ребенка к школьному обучению внес Л.С.Выготский. Он не отрывал школьное обучение от предыдущего  этапа развития.

     При изучении трудов Выготского Л.С. можно  выделить два общих момента:

  • предпосылки к определенному типу, виду и уровню обучения должны закладываться на предыдущем этапе развития;
  • обращение к развитию высших психических функций как предпосылке школьного обучения.

     Вот что говорил С.Л.Рубинштейн о проблеме подготовки к школе: «Поскольку продвижение  детей с одного уровня или ступени  психического развития на другой совершается в процессе обучения... надо изучать ребенка, обучая его».

     Большое значение в подготовке ребенка к  школьному обучению С.Л.Рубинштейн придавал игре. С.Л.Рубинштейн писал: «Игра  – одно из замечательнейших явлений  жизни, деятельности, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для ученой мысли»2 [8].

     Говоря  о готовности к школьному обучению, большинство отечественных исследователей в качестве основного фактора выделяет произвольность психических процессов.

     Данное  положение нашло отражение в  работах А.Н.Леонтьева (по отношению  к мотивам), З.М.Истоминой (по отношению  к запоминанию), Л.С.Славиной (по отношению  к интеллектуальной активности и пассивности), А.В.Запорожца (по отношению к движениям).

     Большое количество исследований посвящено  готовности к обучению, которая рассматривается  с позиции соответствия психического развития ребенка содержанию, методике и условиям обучения. Готовность к обучению определяется:

  • генетическими программами развития организма и психики;
  • предшествующими условиями жизни ребенка, индивидуально накопленным опытом и знаниями.

     В зарубежных исследованиях проблема готовности к школьному обучению отражена в работах, изучающих школьную зрелость (А.Керн, С.Штребел, Я. Йирасек и др.)  и уровень обученности дошкольников (А.Анастази).

     Исследования, посвященные выявлению параметров готовности к школе, провели Ф.Л.Илг, Л.Б.Эймс. В результате данных исследований возникла система, которая позволила проводить обследования детей 5-10 лет. В исследованиях были разработаны специальные тесты, которые позволяли прогнозировать способности детей. В случае неподготовленности  детей Ф.Л.Илг и Л.Б.Эймс предлагают детей из школы и путем многочисленных тренировок доводить до нужного уровня готовности.

     Д.П.Озубел, наоборот, в случае неподготовленности ребенка к школе, изменить программу  обучения, что позволит выравнить  развитие всех детей.

     Сравнивая исследования отечественных и зарубежных исследователей, можно сделать вывод: основное внимание зарубежных психологов направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса.

     Выделяют  три аспекта школьной зрелости3 [4]:

  1. интеллектуальный;
  2. эмоциональный;
  3. социальный.

     Перечислим  признаки интеллектуальной зрелости:

  • концентрация внимания;
  • дифференцированное восприятие;
  • логическое запоминание;
  • сенсомоторная координация;
  • аналитическое мышление и т.д.

     Признаки  эмоциональной зрелости:

  • уменьшение импульсивных реакций;
  • возможность длительное время выполнять непривлекательное задание.

     Социальная  зрелость:

  • потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;
  • способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

     Высокие требования  жизни к организации  воспитания и обучения интенсифицируют  поиски новых психолого-педагогических подходов, которые нацелены на приведение методов обучения в соответствии с психологическими особенностями  детей.

     Таким образом, проблема подготовки детей к школьному обучению получает особое значение, т.к. от ее решения зависит успешность последующего обучения детей к школе.

1.2 Особенности психологического развития детей 6-7 лет

     Проблема готовности детей к обучению в школе – это не  только научная, но в первую очередь реально-практическая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит судьба наших детей, их настоящее и будущее.

     Критерии готовности или неподготовленности детей к школьному обучению связаны с их психологическим возрастом, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психического развития.

     Психическое развитие детей осуществляется в стабильные и критические периоды. В критический период происходит качественный скачок в жизни ребенка, в его развитии. Именно кризисы бывают сопряжены с началом новой организации жизни детей. Наступающий в конце дошкольного периода кризис 7 лет совпадает с началом новой школьной жизни детей. Он и обеспечивает интересующую нас психологическую готовность к школе.

     Приведем следующую ситуацию. Приходят дети в школу. Одни дети посещали детский сад. Но есть дети, которые не посещали детские сады. При этом дети, не посещавшие детские сады, ничем не отличаются по знаниям, умениям и навыкам от детей, посещавших ДОУ. Но вот начинается обучение в школе. И сразу же все сходство исчезает. Те дети, кто был психологически подготовлен к школе, успешно справляются с требованиями в школе, а кто не готов – испытывают постоянные трудности в учении. Сразу же возникает вопрос: как можно определить, кто из детей психологически готов к школе, а кто нет?

     Главным показателем готовности ребенка к школе является его отношение к школьному обучению. Если ребенок сумел приспособиться к новым требованиям, то он не только не потеряет интерес к учению в школе, а, наоборот, этот интерес будет развивать дальше.

     А если ребенку трудно учиться? Наблюдения за детьми позволяют выделить три основные сферы, где обнаруживаются трудности:4[6]

  1. Непонимание самой ситуации урока, истинного смысла вопросов учителя, его профессиональной роли.
  2. Недостаточное развитие у детей общения и способности взаимодействовать с другими детьми.
  3. Специфическое отношение дошкольников к самим себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам.

     Психологическая готовность к школе должна сложиться как естественный результат общего психического развития детей.

     К этому времени игра уступает место учебной деятельности. При этом возникает единственный вопрос: разве дошкольники не учатся, если у них нет учебной деятельности? Обучение в данном случае как побочный результат, а в учебной деятельности – прямая цель.

     Занятия, которые проводятся в ДОУ, очень похожи на школьные уроки. Воспитатель ставит цель занятия, организует активность детей, контролирует их. Отсюда можно сделать вывод, что развивающий эффект от занятий, проводимых в ДОУ, равен нулю.

Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе и оптимальные пути её достижения