Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:48, курсовая работа
Под психологической готовностью к обучению в школе понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Конечным результатом психологического развития детей старшего дошкольного возраста является психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Психологическая готовность к обучению в школе 5
1.1 Изучение проблемы психологической готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2 Особенности психологического развития детей 6-7 лет 8
ГЛАВА 2. Определение степени психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению 15
2.1 Дифференцированный подход в обучении младших школьников. 15
2.2 Процедура определения степени психологической готовности. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ВЫВОДЫ 23
БИБЛИОГРАФИЯ 25
Для индивидуальной работы применимы следующие способы:
зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;
В малой группе ребенок находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях в отношении возможности действовать в соответствии со своей индивидуальностью. Особенно благоприятными считаются группы, которые сформированы педагогом на основании уровня развития ребенка.
Отсюда можно сделать вывод, что дифференцированный подход – это учет индивидуальных особенностей учащихся, в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких – либо особенностей. При обучении младших школьников реализация дифференцированного подхода будет иметь следующие особенности:
2.2 Процедура определения степени психологической готовности.
Процедура
определения психологической
Во-первых — это обследование психологом детей в ДОУ. На доске объявлений в ДОУ для родителей вывешивается информация о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку на собеседовании у психолога. Формулировка заданий разнообразная. Приведем пример возможной трактовки задания, которая может быть использована при обследовании детей:
«Ребенок должен уметь:
2) Работать по правилу;
3) Выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ;
4) Различать отдельные звуки в словах».
Собеседования детей психолог может включать, например, методику “Домик” (Н.И.Гуткина), которая проводится группами по 5 человек. Также возможно проводить собеседования с детьми с применением индивидуально проводимых методик, таких как “Экспериментальная беседа по выявлению “внутренней позиции школьника”; “Да и Нет”; “Звуковые прятки”. Предварительно для каждого ребенка готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым его ответов по методикам, не имеющим специальных бланков.
Родители также могут присутствовать в момент обследования своего ребенка. Исключение составляют следующие методики: «Домик», «Определение доминирования познавательного и игрового мотива». Во время проведения этих методик родители не присутствуют, т. к. они могут отвлекать детей или могут повлиять на выбор ребенка. Когда родители лично видят какие задания выполняют их дети, у них нет оснований считать, что к их детям были чрезмерно строги и предвзяты. По окончанию выполнения всех заданий родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе.
Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры, созданная в момент обследования, помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны психолога необходима эмоциональная поддержка. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.
Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка. На первой странице фиксируются формальные данные о ребенке: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье, класс. Затем идет таблица “Сводные данные о работе с ребенком”. На протяжении всего пребывания ребенка в школе психолог заносит результаты. Информация, которая заносится в карту психологического развития ребенка, кондефициальная. На первом листе, также как и на остальной части психологической карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога. К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там данными только по согласованию с психологом.
Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в школу — выявление его индивидуальных особенностей. Если пришел ребенок, нуждающийся в специальной развивающей работе, то в психологической карте необходимо заполнить все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, зафиксировать основные проблемы ребенка и наметить план развивающей работы.
С целью выявления способностей используют также специальные тесты. Тесты представляют собой серию различных заданий, которые ребенок должен выполнить за определенный промежуток времени. Задания тестов, как правило, таковы, что для их успешного выполнения требуется хороший словарный запас, развитая речь, знакомство с окружающей средой и ее явлениями.
Приведем примеры некоторых тестов.
Тест: "Переплетенные линии"- Оценка устойчивости внимания.
Предложите ребенку рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают. Попросите ребенка внимательно проследить за каждой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа. Фиксируйте время выполнения всего задания, ошибки, сбои в работе и т.д. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практически без ошибок.
Тест: "Что не дорисовано?" - Оценка целостности восприятия.
Покажите ребенку картинки с
изображением знакомых
Основной
смысл определения
Необходимый уровень подготовленности детей к школьному обучению учитывается вследствие успешного решения задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения.
В связи с этим готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств. Все перечисленные в характеристике уровни психического развития являются наиболее важными предпосылками для для формирования учебной деятельности.
Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста являются:
воспринимаемому образцу.
Кроме перечисленных психологических особенностей готовности к школе, исследователи выявляют уровень развития речи.
Основными показателями речевой готовности первоклассников к обучению являются:
активного словаря;
Согласно выявленного уровня готовности к обучению, с учетом у учащихся задатков и способностей, необходима система определенных мер, обеспечивающих развитие младших школьников в оптимальном режиме.
Такой системой, может быть дифференциация. Специфика организации
дифференцированного подхода будет зависеть:
речевого развития первоклассников;
и развивающих возможностей учебных программ;
Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе и оптимальные пути её достижения