Психологическая готовность к обучению в школе и оптимальные пути её достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание

Под психологической готовностью к обучению в школе понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Конечным результатом психологического развития детей старшего дошкольного возраста является психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Психологическая готовность к обучению в школе 5
1.1 Изучение проблемы психологической готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2 Особенности психологического развития детей 6-7 лет 8
ГЛАВА 2. Определение степени психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению 15
2.1 Дифференцированный подход в обучении младших школьников. 15
2.2 Процедура определения степени психологической готовности. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ВЫВОДЫ 23
БИБЛИОГРАФИЯ 25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа на тему .doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

     Для индивидуальной работы применимы следующие  способы:

  • учащимся даются не одинаковые задания, которые варьируются в

зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;

  • путем группировки учащихся внутри класса по разным признакам.

     В малой группе ребенок находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях в отношении возможности действовать в соответствии со своей индивидуальностью. Особенно благоприятными считаются группы, которые сформированы педагогом на основании уровня развития ребенка.

     Отсюда  можно сделать вывод, что дифференцированный подход – это учет индивидуальных особенностей учащихся, в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких – либо особенностей. При обучении младших школьников реализация дифференцированного подхода будет иметь следующие особенности:

  • Обеспечение содержательной и методической преемственности, выбор оптимальных условий обучения;
  • Обеспечение оптимального сочетания двух образовательных парадигм: аффективно – эмоционально – волевой и когнитивной;
  • Овладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности;
  • Организация диалога различных педагогических систем и технологий;
  • Создание благоприятных условий для максимального развития задатков и способностей младших школьников;
  • Ликвидация перегрузки в обучении младших школьников.

2.2 Процедура определения степени психологической готовности.

     Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной.

     Во-первых — это обследование психологом детей в ДОУ. На доске объявлений в ДОУ для родителей вывешивается информация о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку на собеседовании у психолога. Формулировка заданий разнообразная. Приведем пример возможной трактовки задания, которая может быть использована при обследовании детей:

     «Ребенок должен уметь:

    1. Воспроизводить образец;

    2)   Работать по правилу;

    3) Выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ;

    4)   Различать отдельные звуки в словах».

     Собеседования детей психолог может включать, например, методику “Домик” (Н.И.Гуткина), которая проводится  группами по 5 человек. Также возможно проводить собеседования с детьми с применением индивидуально проводимых методик, таких как “Экспериментальная беседа по выявлению “внутренней позиции школьника”; “Да и Нет”; “Звуковые прятки”. Предварительно для каждого ребенка готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым его ответов по методикам, не имеющим специальных бланков.

     Родители  также могут присутствовать в  момент обследования своего ребенка. Исключение составляют следующие методики: «Домик», «Определение доминирования познавательного и игрового мотива». Во время проведения этих методик родители не присутствуют, т. к. они могут отвлекать детей или могут повлиять на выбор ребенка. Когда родители лично видят какие задания выполняют их дети, у них нет оснований считать, что к их детям были чрезмерно строги и предвзяты. По окончанию выполнения всех заданий родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе.

     Во  время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры, созданная в момент обследования, помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны психолога необходима эмоциональная поддержка. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.

     Результаты  обследования должны быть занесены в  карту психического развития ребенка. На первой странице фиксируются формальные данные о ребенке: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье, класс. Затем идет таблица “Сводные данные о работе с ребенком”. На протяжении всего пребывания ребенка в школе психолог заносит результаты. Информация, которая заносится в карту психологического развития ребенка, кондефициальная. На первом листе, также как и на остальной части психологической карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога. К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там данными только по согласованию с психологом.

     Основная  цель психологического обследования ребенка  при приеме в школу — выявление  его индивидуальных особенностей. Если пришел ребенок, нуждающийся в специальной развивающей работе, то в психологической карте необходимо заполнить все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, зафиксировать основные проблемы ребенка и наметить план развивающей работы.

     С целью выявления способностей используют также специальные тесты. Тесты представляют собой серию различных заданий,  которые ребенок должен выполнить за определенный промежуток времени.  Задания тестов, как правило, таковы, что для их успешного выполнения  требуется хороший словарный запас, развитая речь, знакомство с окружающей средой и ее явлениями.

     Приведем  примеры некоторых тестов.

     Тест: "Переплетенные  линии"- Оценка устойчивости внимания.

     Предложите  ребенку рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают. Попросите ребенка внимательно проследить за  каждой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой,  карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа. Фиксируйте время выполнения всего задания, ошибки, сбои в работе и т.д. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практически без ошибок.

     Тест: "Что не дорисовано?" - Оценка целостности  восприятия.

       Покажите ребенку картинки с  изображением знакомых предметов,  попросите его внимательно посмотреть  па каждую картинку и назвать недостающую деталь.  Фиксируйте время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих признаков. Хороший результат для ребенка 6-7лет, если он найдет все или почти все недостающие детали за 1,5-2 минуты.

     Основной  смысл определения психологической  готовности к школе заключается  в профилактике школьной дезадаптации и неуспеваемости будущих учеников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Необходимый уровень подготовленности детей к школьному обучению учитывается вследствие успешного решения задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения.

     В связи с этим готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств. Все перечисленные в характеристике уровни психического развития являются наиболее важными предпосылками для для формирования учебной деятельности.

     Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста являются:

  • умение детей сознательно подчинять свои действия правилам;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • умение внимательно слушать педагога и точно выполнять задания;
  • умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно

воспринимаемому образцу.

     Кроме перечисленных психологических особенностей готовности  к школе, исследователи выявляют уровень развития речи.

     Основными показателями речевой готовности первоклассников к обучению являются:

  • развернутое монологическое высказывание;
  • развитие звуковой стороны речи;
  • развитие грамматического строя речи;
  • усвоение закономерностей морфологического порядка и синтаксического;
  • усвоение грамматических форм языка и приобретение большего

активного словаря;

  • совершенствование словесно – логического мышления.

     Согласно  выявленного уровня готовности к  обучению, с учетом у учащихся задатков и способностей, необходима система определенных мер, обеспечивающих развитие младших школьников в оптимальном режиме.

     Такой системой, может быть дифференциация. Специфика организации

дифференцированного подхода будет зависеть:

  • От уровня готовности учащихся;
  • От  специфики развития познавательных процессов и

речевого  развития первоклассников;

  • От эффективности использования основных воспитательных

и развивающих  возможностей учебных программ;

  • от рационального сочетания ведущего вида деятельности с другими видами деятельности, при оптимальном сочетании форм, методов и средств обучения;
  • от знания форм и методов дифференцированного подхода при обучении младших школьников.

ВЫВОДЫ

 
  1. Под психологической  готовностью к обучению в школе понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.
  2. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
  3. Говоря о готовности к школьному обучению, большинство отечественных исследователей в качестве основного фактора выделяет произвольность психических процессов.
  4. Основное внимание зарубежных психологов направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса.
  5. Высокие требования  жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых психолого-педагогических подходов, которые нацелены на приведение методов обучения в соответствии с психологическими особенностями детей.
  6. Критерии готовности или неподготовленности детей к школьному обучению связаны с их психологическим возрастом, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психического развития.
  7. Главным показателем готовности ребенка к школе является его отношение к школьному обучению.
  8. Психологическая подготовка к школе – это не узкоспециализированная задача, направленная на приспособление детей к школьным требованиям, а органическая часть в системе учебно-воспитательной работы с дошкольниками.
  9. Психологическая подготовка к школе проходит благополучно, если учитываются особенности личности ребенка, если воспитатели и родители помнят, что ведущая деятельность этого периода – игра.
  10. Психологическая готовность детей к школе должна сложиться как естественный результат общего психического развития ребенка.
  11. Необходима система определенных мер, обеспечивающих развитие способностей учащихся в оптимальном режиме, с учетом выявленных у учащихся задатков и способностей.
  12. Дифференцированный подход – это учет индивидуальных особенностей учащихся, в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких – либо особенностей.
  13. Основной смысл определения психологической готовности к школе заключается в профилактике школьной дезадаптации и неуспеваемости будущих учеников.

Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе и оптимальные пути её достижения