Психологическая готовность к обучению в школе и оптимальные пути её достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание

Под психологической готовностью к обучению в школе понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Конечным результатом психологического развития детей старшего дошкольного возраста является психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Психологическая готовность к обучению в школе 5
1.1 Изучение проблемы психологической готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2 Особенности психологического развития детей 6-7 лет 8
ГЛАВА 2. Определение степени психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению 15
2.1 Дифференцированный подход в обучении младших школьников. 15
2.2 Процедура определения степени психологической готовности. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ВЫВОДЫ 23
БИБЛИОГРАФИЯ 25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа на тему .doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

     В исследованиях В.Давыдова и Д.Эльконина установлено, что основой учебной деятельности является учебная задача. Учебная задача – система задач, которая содержит в себе учебную проблему.

     Для учебной деятельности характерно теоретическое отношение к действительности. Если дошкольник можно сказать, что он практик, то младший школьник – теоретик.

     Учебная задача решается с помощью учебных действий.

     Учебные действия относится ко второму компоненту учебной деятельности.

     Третьим компонентом считается действия самоконтроля и самооценки.

     Существует связь между тремя компонентами и тремя сторонами психологической готовности детей к школе: отношением ребенка ко взрослому, к сверстникам и отношениям к самому себе.

     Теперь рассмотрим, какие изменения и новоприобретения в общении ребенка с окружающими обеспечивают возникновение психологической готовности к школе. Действительно, в сфере общения ребенка к концу дошкольного возраста происходят существенные изменения.  

     Психологический анализ школьных трудностей показывает, что причины, их порождающие, лежат в сфере общения ребенка со взрослыми, в системе взаимоотношения со сверстниками и т.д.

     Третий аспект психологической подготовки детей к школе относится к сфере самосознания личности. Замечено, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому себе. Расширяется не только внешний круг жизнедеятельности ребенка, расширяется и его внутренняя жизнь. Это отражается и в такой области проявления самосознания, как самооценка.

     Дошкольнику трудно дать объективную оценку своих возможностей, результатов своей деятельности.

     Таким образом, три сферы являются основными сторонами психологической готовности детей к школьному обучению. С ними связана сама возможность перехода к новой ведущей деятельности, они составляют психологические условия перехода от игры к учению.

     Важнейшим итогом психологического развития в дошкольном возрасте и, одновременно, фундаментом, на котором в младшем школьном возрасте будет формироваться учебная деятельность считается произвольность.

     Иными словами, проблема психологической готовности детей к школьному обучению в своем решении тесным образом связана с проблемой развития произвольности в дошкольном возрасте.

     Особенность преемственности дошкольного и начального образования в том, что воспитатель должен учитывать двусторонность данного процесса. Во многом решение будет зависеть от того, правильно ли воспитатель понимает готовность ребенка к школьному обучению. Ведь здесь следует учитывать «созревание» всех структур организма, становление качественных новообразований во всех сферах личности – физической, мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, коммуникативной.

     Интеллектуальная готовность рассматривается как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, который обеспечивает переход к учебной деятельности.

     Человеческий мозг, функционируя как единое целое, объединяет два аспекта – логико-дискурсивный и интуитивно- иррациональный, обеспечивая их согласованную работу на основе смены доминанты мышления, переключения эмоций, эмоциональных переживаний (Дж.Брунер, И.Я.Березная, Б.М.Теплов и др)5[10].

     Анализируя природу мышления дошкольника, остановим внимание на характеристике его форм. Наглядно-действенное мышление характеризуется как разновидность практического мышления, основной признак которого – неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями; наглядно-образное – как решение мыслительных задач в результате внутренних действий с образами (С.Л.Новоселова, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер и др.). Логическое мышление отождествляется с речевым, словестным.

     В данном возрасте у детей открываются  большие возможности для совершенствования  когнитивных процессов, в первую очередь восприятия через формирование сенсорных действий, сознательно регулируемых и направляемых на преобразование воспринимаемой действительности с целью построения ее адекватных образов. Сенсорные способности детей, по мнению Л. А.. Венгера, определяются количеством тех перцептивных действий, которыми владеет ребенок6 [1].

     Эталонными  образцами при восприятии формы  предметов могут служить известные  геометрические фигуры (линия, угол, треугольник, прямоугольник, круг, квадрат и т. п.); при восприятии цвета — спектр и различные оттенки его основных цветов по насыщенности и яркости; при восприятии величины предметов — градации мер и различия величин (длина, площадь, объем).

     Параллельно с развитием восприятия в дошкольном детстве идет процесс улучшения памяти ребенка, причем, если для восприятия возможности развития в этом возрасте более или менее ограничены, то для памяти они гораздо более широкие.

     В старшем дошкольном возрасте благодаря  постановке перед детьми специальных  мнемических задач совершается  переход к непроизвольной памяти. Для развития произвольной памяти ребенка важно вовремя уловить и максимально использовать его стремление что-то запомнить.

     Развитие  речи, как показал Л. С. Выготский, идет по линии соединения речи с мышлением и ее интеллектуализации.

     Огромную  пользу в развитии речи приносит чтение рассказов и сказок, пересказ, самостоятельное придумывание рассказов и сказок.

     Совершенствование чтения сопровождается развитием письма, и наоборот, развитие письма предполагает улучшение чтения, так как обе  эти функции являются взаимосвязанными.

     Следует иметь в виду, что положительный результат в обучении детей дошкольного возраста чтению и письму может быть достигнут лишь в том случае, если применяемые методы обучения сами учитывают возрастные психофизиологические особенности детей, их интересы и потребности.

     Готовность  ребенка дошкольного возраста к  учению в школе определяет его  мотивационная готовность, которая включает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и выраженное стремление ребенка к их совершенствованию.

     В представление о мотивационной  готовности входит высокий уровень  развития у ребенка потребности в достижении учебных успехов, в общении с людьми, наличие самооценки и высокого уровня притязаний.

     Таким образом, психологическая подготовка к школе – это не узкоспециализированная задача, направленная на приспособление детей к школьным требованиям, а органическая часть в системе учебно-воспитательной работы с дошкольниками. Следует подчеркнуть, что детство – не только подготовка к школе, а сама жизнь ребенка.

     Детство нуждается в охране и защите, в бережном отношении.  Поэтому  задача подготовки ребенка к школе должна решаться подходящими методами и средствами. Задачи воспитания и обучения не должны противоречить психологической специфике дошкольного периода детства и жизненным интересам ребенка.

     Психологическая подготовка к школе проходит благополучно, если учитываются особенности личности ребенка, если воспитатели и родители помнят, что ведущая деятельность этого периода – игра.

     Психологическая готовность детей к школе должна сложиться как естественный результат общего психического развития ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Определение степени психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению

2.1 Дифференцированный  подход в обучении  младших   школьников.

 

     В настоящее время  общечеловеческой ценностью является образование.

     Образование — это целенаправленный процесс  обучения и воспитания в интересах личности.

     Деятельность  личности выступает как детерминанта содержания образования. По В.С. Ледневу содержание образования можно считать как содержание организованной деятельности учащихся. Основа содержания образования – это опыт личности.

     В работах Занкова Л.В. была предложена эффективная концепция повышения развивающей функции традиционного обучения. Разработанная Занковым Л.В. дидактическая система главным образом  ориентирована на младших школьников, которая оказывает развивающий эффект при соблюдении следующих принципов:

     1. Построение обучения на высоком уровне трудности.

     2. Быстрый темп изучения материала.

     3. Принцип ведущей роли теоретических знаний.

     4. Осознания учащимися процесса учения.

     По  мнению Занкова Л.В. - не всякая учебная  деятельность обеспечивает оптимальные  условия для воспитания и развития личности.

     Выявление задатков и способностей у учащихся в процессе обучения еще не гарантирует достаточно интенсивного их развития. Это объясняется тем, что у каждого ребенка свои задатки и способности. Педагогам и психологам в современном образовании необходимо разработать  систему определенных мер, которые будут в процессе обучения обеспечивать развитие способностей учащихся в оптимальном режиме, с учетом выявленных у учащихся задатков и способностей.

     С целью выявления способностей разработаны  специальные тесты. Тестирование ребенка на выявление уровня способностей и задатков психолог в ДОУ поводит к моменту поступления ребенка в школу.

     Н.М. Шахмаев в своих исследованиях писал следующее: дифференциация образования на базе высокого общего уровня обеспечивает всестороннее развитие каждого человека и открывает перед каждым человеком дорогу для получения специальных знаний.

     Заинтересованность  общества в создании режима для выявления  и развития задатков способностей привело  к необходимости дифференцированного  обучения.

     Дадим определение понятию «дифференциация».

     Дифференциация  — это ориентация образовательных  учреждений на достижения при учете и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может реализовываться разными способами:

  • через группировку учащихся по признаку их успеваемости;
  • разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору;
  • разделение учебных заведений на общего типа и специализированные;
  • составление индивидуальных планов для отдельных учащихся в соответствии с интересами и т.д.

     Это же понятие Рабунский Е.С. трактует по другому: «Дифференциация обучения - разделение школы на потоки, иногда даже как формирование специальных школ и классов».

     Дифференциация  обучения применяется для тех учащихся , у которых недостаточно знаний или не хватает средств для решения конкретных задач.

     И.Унт  в своих исследованиях выделил следующие цели дифференциации: обучающая, развивающая, воспитывающая.

     Совершенствование знания, умения и навыки детей; углубление и расширение знания учащихся, исходя из их интересов и способностей –  все это можно отнести к  обучающей цели дифференциации.

     Формирование  и развитие логического мышления, креативности при опоре на зону ближайшего развития – развивающая цель дифференциации обучения.

     Воспитывающая цель дифференцированного обучения трактуется следующим образом:  вызывать положительные эмоции, благотворно влиять на учебную мотивацию и отношение к учебе.

     Выделяют  следующие формы и методы дифференциации, которые используют в образовании:

  • Фронтальный;
  • Групповой;
  • Работа в паре;
  • Индивидуальная самостоятельная работа.

     Для фронтальной работы подходят следующие приемы:

  • Опрос;
  • Рассказы в устном изложении педагога;
  • Учебная беседа;
  • Учет индивидуальных различий в ролевой игре, дискуссии.

Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе и оптимальные пути её достижения