Психологическая готовность ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:56, курсовая работа

Описание

Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.
Цель курсовой работы: исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка дошкольника к обучению в школе………6
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста…………………………………………………………………6
1.2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе……………………………………………9
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе……………………………………………………………………14
2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе…………………………………………18
2.1 Организация процедуры экспериментальной работы………….18
2.2 Описание и результаты диагностических методик…………………………………………………………………20
2.3 Анализ результатов исследования………………………………..31
3. Программа психологической коррекции психологической готовности ребёнка к школе………………………………………...34
3.1 Характеристика психокоррекционной программы……………………………………………………………...34
3.2 Ориентировочный этап……………………………………………36
3.3 Этап развития эмоциональных контактов с детьми и воспитывающими взрослыми………………………………………..37
3.4 Коррекционно-развивающий этап……………………………….39
4.Заключение …………………………………………………………41
Литература…………………………………………………………… 43

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 111.12 Кб (Скачать документ)

ФГБО ВПО «Адыгейский государственный  университет»

 

Факультет педагогики и психологии.

Кафедра педагогики и психологии

Специальность психология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Общая психология»

тема:  «Психологическая готовность ребенка к школе»

 

 

 

 

 

 

 

Студентка: 3 курса 

ОДО Букреева Инна

Преподаватель:

Доцент КПН Петрова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Майкоп 2013г

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………3

1. Теоретические  основы становления психологической  готовности ребенка дошкольника  к обучению в школе………6

1.1 Психологическая характеристика  детей дошкольного возраста…………………………………………………………………6

1.2 Современные подходы  к проблеме психологической готовности  детей к обучению в школе……………………………………………9

1.3 Анализ методов диагностики  психологической готовности к  школе……………………………………………………………………14

2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе…………………………………………18

2.1 Организация процедуры  экспериментальной работы………….18

2.2 Описание и результаты  диагностических методик…………………………………………………………………20

2.3 Анализ результатов  исследования………………………………..31

3. Программа психологической  коррекции психологической готовности  ребёнка к школе………………………………………...34

3.1 Характеристика психокоррекционной программы……………………………………………………………...34

3.2 Ориентировочный этап……………………………………………36

3.3 Этап развития эмоциональных  контактов с детьми и воспитывающими  взрослыми………………………………………..37

3.4 Коррекционно-развивающий  этап……………………………….39

4.Заключение …………………………………………………………41

Литература…………………………………………………………… 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования. Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.

Готовность ребенка к  современному школьному образованию  выступает как совокупный результат  системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого  дошкольника. Выражением готовности к  школе является ряд новообразований  развития, которые начинают «заявлять» о себе в конце дошкольного  детства и проявляются в качественно  новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к  социальному и предметному миру. Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования  и достижения развития, создающие  ребенку благоприятный старт  для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного  образа жизни.

Становление готовности к  школе обусловлено, прежде всего, формированием  ребенка в качестве субъекта доступных  видов детской деятельности игры, познания, общения, предметно – трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).

В нашей стране изучение этой проблемы имеет долгую историю. Начиная с двадцатых годов  нашего века, она становилась предметом, как специального обучения, так и  попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство  наиболее крупных исследователей в  области отечественной детской  психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.).

Вместе с тем интерес  к данной проблеме не угасает, происходит все более глубокая ее разработка.

Цель курсовой работы: исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе.

Объект исследования: психологическая готовность детей к обучению в школе

Предмет исследования: внутренняя позиция школьника как один из критериев психологической готовности ребенка к школе

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе обусловлена сформированностью внутренних позиций школьника

В процессе написания курсовой работы решались следующие задачи:

1. Теоретический анализ  литературных источников по теме  исследования

2. Уточнение понятийно-терминологического  аппарата (психологическая готовность  дошкольников к школе, внутренняя  позиция школьника)

3. Создание, обоснование  и апробация психодиагностического  комплекса, направленного на обследование  внутренней позиции школьника

4. Проведение обследования  с целью изучения внутренней  позиции школьника

5. Создание обоснования  и проведение коррекционной программы

6. Определение эффективности  коррекционной программы

Методологические и теоретические  основы работы составили: принцип единства сознания и деятельности, принцип  системности, принцип детерминизма и активности сознания личности.

Концептуальную основу исследования составили: возрастная периодизация Д.Б. Эльконина, теория о школьной зрелости А. Анастази, концепция о готовности к обучению в школе Л.И. Божович.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; диагностические, эксперимент (констатирующий, формирующий); анализ результатов деятельности, изучение и обобщение опыта работы педагогов.

База исследования: ДОУ  № 15 «Звездочка» г. Лабинска.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 30 наименований, приложений. Основное содержание курсовой работы изложено на 44 страницах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы становления психологической  готовности ребенка к школе

1.1 Психологическая характеристика  ребенка дошкольника к обучению  в школе

В отечественной психологии дошкольным детством принято считать  период от 3 до 7 лет. Ему предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 до 3 лет).

Рассмотрим основные параметры  психического развития дошкольника.

Наглядно-образное мышление – одно из основных новообразований  дошкольного возраста, здесь оно  формируется и переживает свой расцвет. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного  мышления происходит в тесной связи  с формированием логического  мышления, основы которого закладываются  в дошкольном возрасте. В старшем  дошкольном возрасте у ребенка уже  возможно логическое построение рассуждения  в том случае, когда речь идет о знакомой ситуации. Однако познание действительности, ее существенных связей и зависимостей происходит главным  образом на основе наглядно-образного  мышления – основной формы мышления в этом возрасте.

Все развитие ребенка обусловлено  общением с близкими взрослыми. В  отечественной психологии развитие рассматривается как присвоение ребенком знаний и опыта, накопленных  человечеством, где носителем этого  опыта на первых порах выступает  близкий взрослый.

Общение ребенка со взрослым оказывает влияние на саму сферу общения, овладение ребенком речью, на развитие личности и самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников,

В процессе психического развития ребенка его общение со взрослыми развивается и проходит ряд этапов. Психолог М.И. Лисина рассматривает общение как особую коммуникативную деятельность, в основе которой лежит потребность в общении и содержание которой меняется на каждом возрастном этапе [17, с. 98].

Переход к дошкольному  детству знаменуется и переходом  к новой форме общения –  внеситуативно-познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Появление этой формы общения связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему оторваться от конкретной наличной ситуации и простого манипулирования с предметами и задуматься над более общими, более сложными вопросами. Однако возможности его еще ограничены. К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения – внеситуативно-личностная, которая возникает на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании. Как отмечает М.И. Лисина, эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных отношений, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе родителей и т.д. [17, с. 45]. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.

В дошкольном возрасте ведущей  деятельностью становится сюжетно-ролевая  игра ребенка, которая имеет важное значение для его психического развития. Как отмечал Д.Б. Эльконин, основным мотивом деятельности ребенка является желание войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый [22, с. 301]. Однако ребенок еще мал и не может самостоятельно жить во взрослом мире и поэтому единственная возможность осуществить свое стремление – это игра. Именно в игре происходит первичная ориентация в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых. Ребенок начинает все точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносит свою позицию и позицию взрослого; на основе этого у него возникает новый социальный мотив – заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.

В процессе развития ребенка-дошкольника  происходит изменение его мотивационно-потребностной сферы: в начале дошкольного возраста мотивы носят характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией, К концу дошкольного возраста мотивы ребенка существуют в виде обобщенных намерений, начинается осознание мотивов, формируется первичная иерархия мотивов. Появление и развитие в этот период соподчинения мотивов можно рассматривать в качестве критерия развития личности ребенка. Если в раннем дошкольном возрасте лишь закладываются основы иерархии мотивов, то к семи годам фактически происходит ее формирование.

Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальное формирование этических инстанций и моральных  чувств ребенка, когда он начинает усваивать  основные правила взаимоотношений  между людьми и уже может оценить  свои поступки как хорошие или  плохие. К концу дошкольного возраста ребенок способен совершать поступки исходя из интересов другого человека, а не своих собственных, проявлять  чувства симпатии, помощи, заботливости. Большую роль в формировании моральных  чувств ребенка играет взрослый, который является образцом для подражания, прямо и косвенно влияет на личностное развитие дошкольника.

В процессе игр с правилами  происходит развитие произвольного  поведения ребенка. Формирование произвольного  поведения Д.Б. Эльконин также связывал с постепенным подчинением своих поступков тому образцу, которым являются для ребенка поведение и мнение, оценка взрослого. В связи с этим к концу дошкольного возраста у ребенка появляется способность управлять собой, своим поведением и поступками, дальнейшее развитие произвольности происходит в младшем школьном возрасте при переходе ребенка к систематическому обучению в школе [22, с. 198].

В дошкольном возрасте происходит развитие продуктивных видов деятельности, таких, как рисование, лепка, конструирование; закладываются основы трудовой деятельности: самообслуживание, помощь дома, в детском  саду. Дошкольное детство это возраст, в котором появляются начальные  формы учебной деятельности, когда  ребенок уже может обучаться  с помощью взрослого, но только когда  обучение ведется соответственно уровню его психического развития и с  учетом ведущей деятельности ребенка. Главным итогом развития всех видов  деятельности, с одной стороны, выступает  овладение моделированием как центральной  умственной способностью (Л.А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремится к их достижению, несмотря на препятствия.

Информация о работе Психологическая готовность ребенка к школе