Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:56, курсовая работа
Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.
Цель курсовой работы: исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе.
Введение……………………………………………………………3
1. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка дошкольника к обучению в школе………6
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста…………………………………………………………………6
1.2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе……………………………………………9
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе……………………………………………………………………14
2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе…………………………………………18
2.1 Организация процедуры экспериментальной работы………….18
2.2 Описание и результаты диагностических методик…………………………………………………………………20
2.3 Анализ результатов исследования………………………………..31
3. Программа психологической коррекции психологической готовности ребёнка к школе………………………………………...34
3.1 Характеристика психокоррекционной программы……………………………………………………………...34
3.2 Ориентировочный этап……………………………………………36
3.3 Этап развития эмоциональных контактов с детьми и воспитывающими взрослыми………………………………………..37
3.4 Коррекционно-развивающий этап……………………………….39
4.Заключение …………………………………………………………41
Литература…………………………………………………………… 43
Под психологической готовностью
к школьному обучению понимается
необходимый и достаточный
В процессе написания курсовой
работы был проведен анализ современных
концепций проблемы психологической
готовности ребенка к школе. Во всех
исследованиях, несмотря на различие подходов,
признается факт, что эффективным
школьное обучение будет только в
том случае, если первоклассник обладает
необходимыми и достаточными для
начального этапа обучения качествами,
которые затем в учебном
Были выявлены следующие центральные компоненты, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе:
– новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;
– в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;
– в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;
– в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.
Кроме того, были рассмотрены методы диагностики психологической готовности к школе.
В процессе практической работы было проведено полное обследование группы детей (10 дошкольников) на предмет их психологической готовности к обучению в школе.
В результате было выявлено,
что 90% детей имеют интеллектуальную,
эмоциональную и социальную зрелость,
которая проявляется в
Для детей, которые имеют низкий уровень сформированности психологической готовности к школе, была составлена коррекционная программа, включающая в себя развивающие игры, позволяющие продвинуть вперёд психическое и личностное развитие детей и ориентироваться в межличностном взаимодействии со сверстниками для создания совместной деятельности.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, что потребность к общению и к познавательной деятельности дошкольников создаёт условия для формирования становления внутренней позиции школьника как основного критерия психологической готовности ребёнка к школе.
Библиографический список
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И Божович // – М., МГУ, 1999. – 148 с.
2. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Божович Л.И // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., МГУ, 1992. – 98 с.
3. Божович, Л.И. Развитие мотивов учения у советских школьников / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина // Известия АПН РСФСР. Вып. 36. 1991. – С. 14–21
4. Божович, Л.И. Этапы формирования личности./ Божович Л.И //– М.; Воронеж, 2005. – 164 с.
5. Бородина, Г.В. Еще раз о готовности к школе/ Бородина Г.В. // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. №10. С. 19–25
6. Борозинец, Н.М. К вопросу психологической готовности к школе детей с трудностями в обучении / Борозинец Н.М // Вопросы психологии. 1998, №2. – С. 56–61.
7. Венгер, А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте / Венгер А.Л // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., МГУ, 2001. – 96 с.
8. Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником? / Венгер А.Л // Дошкольное воспитание, – 2005, – №8. С. 66–74.
9. Витилах, Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике/ Витилах Г // Психодиагностика: теория и практика. – М., МГУ, 1996. – 126 с.
10.Волкова, Е.Т. Готов ли ребенок к школе /Е.Т. Волкова // Дошкольное воспитание. 2001. №12. – С. 17–20.
11.Готовность детей к
школе. Диагностика
12.Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению./Н. И. Гуткина// – М., МГУ, 1996. – 154 с.
13.Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе/Н.И. Гуткин//. М., МГУ, 1996. – 64 с.
14.Гуцалюк ,Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе/Л.Б. Гуцалюк // Начальная школа, 2001, №4. – С. 11–13.
15.Диагностика учебной
деятельности и
16.Дмитриевская, Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе/ Л.А. Дмитриевская // Начальная школа. 2000. №12. – С. 17–20.
17.Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба/ И. В. Дубровина – М., МГУ, 2001. – 68 с.
18.Залесский, Г.Е. Психология мировоззрения и убеждении личности /Залесский Г.Е //. – М., МПГУ, 1994. – 82 с.
19.Коломинский, Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько.// М., изд-во «Наука», 2002. – 96 с.
20.Копылева, И.Н. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап в жизни?/Копылева И.Н // Начальная школа. 2002. №1. С. 96–100.
21.Костикова, М.Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школьному обучению /М.Н. Костикова// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., МГУ, 2001. – 86 с.
22.Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. //М., МГУ, 2005. – 84 с.
23.Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения./М. И. Лисина// – М., МГУ, 2001. – 94 с.
24.Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте/ А.К. Маркова//. – М., изд-во «Наука», 2006. – 82 с.
25.Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., МГУ, 2000. – 126 с.
26.Практическая психология образования // под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2006. – 248 с.
27.Рыбина, Э. Готов ли ребёнок к школьному обучению? / Э. Рыбина// Дошкольное воспитание, 2001, №8. – С. 25–28.
28.Смирнова, Б.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению / Б.О Смирнова// Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. – М., МГУ, 2000. – 97 с.
29.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды./Д.Б. Эльконин// – М., МГУ, 2000. – 286 с.
30.Эльконин, Д.Б. Детская психология./ Д.Б. Эльконин// – М., МГУ, 2006. – 128 с
Информация о работе Психологическая готовность ребенка к школе