Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 09:49, курсовая работа
Слово «стресс» так же как «успех», «неудача» и «счастье» имеет различные значения для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Что это утомление, боль, страх, травма, неожиданная радость, грандиозный успех, перевернувшие всю жизнь? Любое условие может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать – это «стресс».
Введения 4
1 Научное объяснение стресса 7 1.1 Общий адаптационный синдром. Г. Селье 9
1.2 Модель трансакционного анализа Т. Кокса 12
1.3 Классификация стрессогенных ситуаций McGrath 13
2 Психологическая реакция человека на стресс 15
2.1 Психологические аспекты стресса 15
2.2 Эмоции и стресс 22
2.3 Исследования М. Фридмана и Р. Ройзенмана 25
2.4 Тревожность. Тревога. Стресс .
3Адаптация человека к стрессовым ситуациям 28
3.1 Стресс или дистресс 41
3.2 Как управлять стрессом 42
Заключение 52
Литература 53
нием
и возможностью равновесия нет, и
впадет в состояние стресса. Психофизиологические
изменения могут рассматриваться как
третья стадия этой модели и представляют
собой реакцию на стресс. Ответные реакции
на стресс иногда считают конечным звеном
стрессового процесса, их следует рассматривать,
как доступные человеку способы справиться
со стрессовой ситуацией; четвертая стадия,
наиболее важная, которую часто игнорируют,
касается последствий реакции противодействия
стрессу. Пятая стадия – это обратная
связь, которая отмечается во всех остальных
стадиях системы стресса и которая эффективна
в формировании исхода каждой из этих
стадий. [цит.6; стр.33]
фактическая фактическое
возможность требование
осознаваемая
возможность требование
когнитивная оценка
обратная связь
нарушение
равновесия
==
стресс физиологическая
реакция
конгнитивная
эмоциональное реакция на защита
переживание стресс
реакция
реакция
Рисунок
4. Модель транзакционного
анализа стресса
Кокса.
1.3
Классификация стрессогенных
ситуаций McGrath.
McGrath (1970), предполагая формулировку понятий для социального и психологического изучения стресса отметил ряд слабых мест, обычно ассоциирующихся с определением основанным на ответных реакциях организма. Он утверждал, что если следовать этому типу определения, то любой стимул, могущий вызвать стрессовую реакцию, должен рассматриваться как стрессор.
Кроме того, McGrath утверждал, что одна и та же реакция может быть вызвана различными ситуациями, и некоторые из них не могут быть признаны стрессогенными (см. рис.4). [цит.6; стр.24-25]
Реакция 1
Ситуация 1
Реакция 2
Ситуация 2 Реакция 3
Реакция 4
Ситуация 3 Ситуация 4
Три ситуации, классифицированные вызывает стресс, вследствие
как «стрессогенные» вызывают чего классифицируется как
стресс
и другие реакции «стрессогенная»
Рисунок
5. Классификация
стрессогенных ситуаций,
определение, основанное
на реакциях McGrath. /1970/
Из
всего вышеперечисленного можно сделать
вывод, что: стресс есть физиологический
ответ организма на любой раздражитель.
Изменения в организме предъявляют требование
к перестройке. Это требование неспецифично,
оно состоит в адаптации к возникшей трудности,
какова бы она ни была. Любые стрессоры
вызывают нашу потребность осуществить
приспособительные функции и тем самым
восстановить состояние. С точки зрения
стрессовой реакции не имеет значение
лишь интенсивность потребности в перестройке
или в адаптации. Рассмотрим, чем не является
стресс. Стресс – это не просто нервное
напряжение. Стресс не всегда результат
повреждения. Любая нормальная деятельность
– игра в шахматы и даже страстное объятие
– может вызвать значительный стресс,
не причинив никакого вреда, в отличие
от дистресса, который всегда неприятен.
Глава 2.
Психологическая
реакция человека
на стресс
2.1 Психологические аспекты стресса
О переживаниях связанных с психологическим аспектом стресса, далеко не всегда говорят просто «я в стрессе». Гораздо чаще описывают это состояние в связи с эмоциями такими как: гнев, ярость, беспокойство, вина, стыд, ревность. Таким образом, переживание, связанное со стрессом, несомненно, является эмоциональным переживанием. Большинство психологов разделяют эмоциональные переживания на два типа: приятные, или положительные эмоции и неприятные, или отрицательные эмоции.
Изучение
психологических реакций на стресс
посвящено большое число
щая модель. Ни одна из существующих моделей не может представить полного объяснения стресса. Переживание стресса у человека рассматривается как причина, вызывающая нарушение психологического равновесия, которая приводит в действие механизмы, направленные на ослабление этого нарушения. Это механизмы преодоления стресса, которые являются частью поведения. Если же нормальная реакция преодоления не достигает успеха в ослаблении или преодолении стресса, то это может привести к дезорганизации поведения. Если же продолжительность и устойчивость стресса сильнее, то это может привести к коллапсу поведения. Концепция преодоления многим обязана трудам Лазаруса, «преодоление, - пишет он, - лучше всего считать формой решения проблемы, целью которого является благополучие человека, в то время как человеку не совсем ясно, что нужно делать». [цит.6; стр.99] Это особенно относится к трудным ситуациям, которые воспринимаются как стрессогенные. Путем преодоления человек делает попытку овладеть ситуацией. Согласно Лазарусу, преодоление включает два процесса, один – непосредственная двигательная реакция, и другой – временное облегчение. [цит.6; стр.100]
Непосредственная двигательная реакция относится к реальному поведению, направленному на изменение взаимоотношений человека с окружающей средой. Имеет формы в виде: подготовки к защите от вредных воздействий, агрессия, избегание и пассивность. Под понятием «избегание» Лазарус подразумевает удаление себя от реально существующей опасности или угрозы. Подготовка к защите от вредного воздействия является формой истинного поведения избегания, при которой человек может предпринять определённые действия в отношении опасности. [цит.6; стр.101-102]
обратная связь
стрессор переживание стресса агрессивное
поведение
цель агрессии характер агрессии сопутствующие
эмоции
организация
группа индивидов или физическая) без гнева
конкретный индивид символическая
животные ритуальная
материальная
среда
Рисунок 6. Возможная классификация агрессивного поведения, предложенная Т. Коксом. [взят из 6; стр.98]
Бегство является третьей формой непосредственной двигательной реакции, так же, как гнев часто обозначают как эмоциональный коррелят агрессии, так и страх связывают с понятием бегства. Случаи, когда солдаты бегут с поля боя или дезертируют, могут служить примером бегства от страха. Лазарус рассматривает агрессию и бегство как реакцию на стресс. Четвертой формой является пассивность. Это замирание как непосредственная реакция на воздействие стресса. Пассивность также можно рассматривать как продолжительную реакцию на хроническое переживание стресса. Это можно связать с депрессией и чувством безнадёжности. Депрессия является общей клинической реакцией на длительное воздействие сильного хронического стресса. Это одна из форм относительной пассивности, выражающейся, очевидно, в чрезвычайной замедленности и вялости реакций на любые раздражители. [цит.6; стр.103] «Некоторые ситуации, вызывающие, могут не оставлять никакой надежды на то, что можно облегчить стресс или устранить действительный вред. Вероятно, из-за отсутствия, каких бы то ни было очевидных способов преодоления, человек не станет развивать своего стремления справиться с трудностями и совсем потеряет способность делать это, - считает Лазарус – пассивность может являться результатом явной безнадёжности ситуации». [цит.6; стр.99]
«Ещё
не решено, - считает Кокс – что
же такое безнадёжность –
Преодоление может выражаться не в форме непосредственной двигательной реакции, а в форме временного облегчения. Временное облегчение выражается в смягчении страданий, связанных с переживанием стресса, и в уменьшении психофизиологических воздействий. Временного облегчения можно добиться несколькими способами. По Лазарусу двумя, симптоматическим и интрапсихическим. Первый способ включает употребление алкоголя, транквилизаторов и седативных препаратов, тренировку мышечной релаксации и другие методы, направленные на улучшение физического состояния человека. Интрапсихический способ временного облегчения рассматривается в плане механизмов когнитивной защиты. Описание этих механизмов во многом обязано развитию психоанализа. Фрейд использовал выражение «защитные механизмы» для обозначения бессознательного психологического механизма, с помощью которого человек может ввести себя в заблуждение относительно присутствия угрозы или внешней опасности. Смысл этой «защиты» заключается в том, что уменьшается восприятие угрозы опасности, а не сама угроза. Интрапсихическое временное облегчение по Лазарусу рассматривается с точки зрения этих механизмов, и называются: идентификация, перемещение, подавление, отрицание, формирование реакции, проекция и интеллектуализация. Перемещение агрессивности можно наблюдать, например, когда человек сдерживает свое агрессивное поведение, направленное на более сильного противника, и проявляет агрессию по отношению к другому менее сильному. (В случае, когда муж проявляет агрессию на жену, хотя виноват начальник). При отрицании человек преодолевает угрозу или опас-