Психологические аспекты стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 09:49, курсовая работа

Описание

Слово «стресс» так же как «успех», «неудача» и «счастье» имеет различные значения для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Что это утомление, боль, страх, травма, неожиданная радость, грандиозный успех, перевернувшие всю жизнь? Любое условие может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать – это «стресс».

Содержание

Введения 4
1 Научное объяснение стресса 7 1.1 Общий адаптационный синдром. Г. Селье 9
1.2 Модель трансакционного анализа Т. Кокса 12
1.3 Классификация стрессогенных ситуаций McGrath 13
2 Психологическая реакция человека на стресс 15
2.1 Психологические аспекты стресса 15
2.2 Эмоции и стресс 22
2.3 Исследования М. Фридмана и Р. Ройзенмана 25
2.4 Тревожность. Тревога. Стресс .
3Адаптация человека к стрессовым ситуациям 28
3.1 Стресс или дистресс 41
3.2 Как управлять стрессом 42
Заключение 52
Литература 53

Работа состоит из  1 файл

Психолгоические аспекты стресса.doc

— 335.50 Кб (Скачать документ)
 

      3.2 Как управлять  стрессом 

   Теперь  мы плавно перейдём к вопросам, как  управлять стрессом и как его  снимать.

   Психология  и медицина и смежные с ними дисциплины давно имеют в своём  распоряжении разнообразные средства оказания помощи людям в преодолении трудностей психологического характера. Степень переживаемого стресса можно снизить путем облегчения требований, предъявляемых к личности. Это решение по существу основывается на изменении среды и создании условий. Требования могут возникнуть в результате влияния материальной среды и психосоциального окружения человека.

   

   Требования  материальной среды проявляются  в виде шума, температуры, влажности, освещённости. Практически это всё легко устранятся с помощью понижения или повышения силы фактора-стрессора, влияющего на человека. Взять например, наши густонаселённые дома – «хрущёвки», с малой жилой площадью, количеством комнат, плохой отделкой как внутренней, так и наружной, с малым числом подсобных помещений, или их полным отсутствием. Понятно, что это изменить трудно или возможно только в экономически процветающем обществе. Если невозможно изменить структуру материальной среды человека, то в качестве альтернативы можно порекомендовать средства индивидуальной защиты. Например, шумоизолирующие устройства. Предпосылки к стрессу могут возникнуть в результате социального давления, и в этом случае можно предложить решение в плане социальных преобразований, т. е. реорганизацию и перестройку человеческих взаимоотношений. Стрессогенные условия могут возникнуть также от требований и ограничений, налагаемых на характер поведения личности его работой, учебой и домашними заботами. Условия способствующие стрессу могут иметь и внутреннюю причину и возникнуть как отражение потребностей человека. Например, длительная, однообразная, монотонная работа может создавать больше проблем, чем активная, занимающая много сил, а спокойная и поддерживающая человека семейная жизнь вызовет меньше проблем, чем бурная и неустроенная. Теория Маслоу о характере человека (1954), подойдет к этой проблеме. Маслоу считает, что у человека имеется 5 основных типов потребностей:

  1. Физические потребности, необходимые для жизни (еда, питьё и др.);
  2. Потребность в безопасности и избегании физического вреда;
  3. Потребность в привязанности и дружбе;
  4. Потребность в самоуважении и уважении других;
  5. Потребность в самоактуализации. [цит.7; стр.25-26 и 11]

   Самоактуализация  – это, понятие,  которое трудно поддаётся описанию. Это может  быть связанное с ростом и развитием  личности, с чувством своей значимости, с чувством самореализации как личности и др. Эти пять потребностей создают иерархию, потребности самосохранения (1 и 2) составляют базу, основные уровни, а остальные потребности реализуются только тогда, когда удовлетворены низшие. Удовлетворение всех потребностей, по Маслоу, является способом достижения психологического благополучия. Условия работы и домашней семейной жизни которые не удовлетворяют эти потребности, представляют угрозу благополучия личности. Изменения социальной среды могут принимать простые, но крайние формы, такие, как переезд в другой дом с тем, чтобы избежать злополучных соседей, развод, уход с работы, такое поведение направленно на преодоление трудностей не может быть полностью удовлетворительным и не является панацеей от всех бед, ибо уходя от старых проблем, мы забываем о новых. Окончательное решение, как осуществить замену личностных трудностей должно строиться на принципе «из двух зол, выбрать наименьшее». Какая из личностных проблем, старая или новая, легче поддаётся решению. В ответ на переживание стресса человек изменяет своё поведение и осуществляет попытки направить все свои умения против стрессора и пытается противостоять этому, может быть и нельзя развить способность противостоять стрессу, но можно помочь ему в этом, поддерживая в нём имеющуюся способность противостоять, например, выполнить за него работу которую он должен сделать. Такая помощь возможна в самых разнообразных формах. Это составляет существенную часть роли родителей в воспитании детей, это входит в понятие дружбы и др. Поскольку возникновение стресса связанно с тем, что человек осознает наличие у него дисбаланса между предъявленными к нему требованиями и своими возможностями это выполнить, то изменение его восприятия является мощнейшим средством для управления стрессом. Можно изменить восприятие человека конгнитивной оценки, которая состоит из трёх аспектов: предъявляемого требования, способности его выполнить и возможности с ним справиться. Этого можно достигнуть с помощью лекарственных препаратов, та

   

ких как  психолептики (транквилизаторы и  седативные препараты), тималептики (стимуляторы и антидепрессанты) и психомиметики (ЛСД и др.); наркотиков, алкоголя, никотина, с помощью консультаций и различного рода психотерапевтических воздействий. Психологические методы позволяют развить способность более реалистически оценивать проблемы ситуации, строить и перестраивать самооценку, выбрать возможную стратегию преодоления стрессовой ситуации и изменить установки предпочтения и др. Но не все методы хороши и полезны для человека. Например более реалистическая оценка трудной ситуации может привести человека к ещё более тяжёлому стрессовому состоянию, если он до этого недооценивал трудность своего положения. Более того, если человек перестаёт считать важной необходимость справиться с ситуацией это может вызвать ещё более серьёзные проблемы, если справиться с трудной ситуацией действительно важно.

   С лекарствами и наркотиками понятно  – здесь комментарии не уместны. Алкоголь и никотин – два самых надёжных помощника в стрессовых ситуациях у 99% людей. Но они таят в себе опасность, приводящую, после некоторого расслабления, к ещё более серьёзным проблемам. Как уже говорилось выше при реакции на стресс, сосуды сужаются, давление поднимается, а алкоголь и никотин, как известно с сосудами не дружат, особенно при обоюдном взаимодействии. Отсюда – болезни сердца, кровоизлияния и т.п.

   Определённый  интерес представляет метод лечения, ориентированный на пациента, по Роджерсу. Роджерс сначала разработал свой метод лечения (1951), а затем на его основе теорию личности. Он пришел к заключению, что невротическая личность очень ранима и находится в непрерывном состоянии напряжения, потому что больной отрицает тот факт, что он знает о значительной части своих переживаний и этим уменьшает несоответствие между требованиями предъявляемыми ему и возможностью их выполнить. Чтобы поддерживать такое состояние человек должен жить «забывая», не замечая изменяя свои чувства и эмоции. Сточки зрения Роджерса каждая личность

   

постоянно стремится развить и поддержать своё целостное «Я». Эта борьба отражается на внутреннем побуждении (драйве) актуализировать своё «Я». В этом процессе часто встречаются осложнения, т.к. другие тоже стремятся к самоутверждению и требуют одобрения своих поступков. Как результат потребности в том, чтобы любить и хорошо относиться к другим, человек стремится их субъективные ценности принимать, как свои собственные. Т.О., невротическая личность обременена двумя системами ценностей, которые могут быть противоречивыми и находиться в конфликте друг с другом: первая – это ценности, присущие его самоактуализации, вторая – это ценности, заимствованные от других, но ошибочно принятые за свои. Эта ситуация ведёт к несоответствующему действительности представлению о себе, которое поддерживается отрицанием переживаний. [цит.6; стр.138-140] Это как бы является стратегией преодоления противоречий и конфликтов. Лечение заключается в том, что врач выступает в качестве зеркала, отражающего чувства пациента, который считает, что они исходят от него самого. Терапевт пытается выразить эти чувства и использовать их так, чтобы у пациента появились более чёткие представления о своём «Я» и отпала необходимость в отрицании своих чувств и переживаний. Т.О. ориентированная на пациента теория меняет у личности конгнитивную оценку самого себя и ситуации, в которой он находится.

   В последние годы появилась мода на возобновление религии. Молодые  обязательно венчаются, «новые русские» освещают дома, машины, но никто не замечает, что религия сходна с психотерапией. Религия предлагает освобождение от стресса путём изменения представления у человека о предъявляемых к нему требованиях и о возможности справиться с ними. Например, очень тяжёлый труд может стать ценной формой для поклонения, а желание попасть на небеса, и не просто, а в рай, может стать более важным, чем успех в этом мире. Религия активно предлагает искажение восприятия как «приемлемый» способ преодоления трудностей. Существует и такая возможность,

что рекомендуемые  религией психологические защитные барьеры могут не очень хорошо повлиять и на внешнее поведение человека. Кроме того, религиозность человека, особенно в сектах, может привести его к психологической зависимости.

   Также можно изменить поведенческую реакцию  на стресс несколько отличающуюся от изменения попыток человека справиться с источником стресса. При интенсивном или длительном переживании стресса поведение, как правило дезорганизуется, а рассуждения обычно переходят с логической основы на эмоциональную, что видимо, отражает регрессию к более «ранним» формам поведения. Т.О., может быстро образоваться порочный круг. Возникновение этого круга можно предупредить или разорвать, если он, уже образовался путем улучшения способностей человека справляться с источником стресса и путём поддержания других аспектов поведения человека, не допуская их ухудшения. Этого в свою очередь можно достигнуть различными способами, наиболее эффективны, по мнению Селье, это специальные образцы поведения, основанные на логическом доказательстве. «Хотя такого рода механический и автоматизированный способ поведения не может быть столь привлекательным, как более гибкий и стимулирующий образ жизни, – пишет Селье, - но он будет без сомнения более эффективным для поддержания человека в период стресса. Чем более механическими и автоматизированными являются общие формы поведения, тем менее осознанным должен быть их контроль. В результате человек в большем объёме может осуществить познавательную деятельность, направленную на решение проблем, с которыми он сталкивается». [цит.8; стр.18] Из этого можно сделать вывод, что для многих людей размеренный образ жизни может служить защитой от длительного переживания стресса. Возможно, что это как-нибудь снизит конгнитивную оценку личности и позволит нам придавать меньше значений предъявляемым требованиям окружающей среды и нашим эмоциональным переживаниям конгнитивную. 

                 «Стремись к самой высокой из доступных тебе целей и не вступай в борьбу из-за безделиц».

                 

         Г. Селье [цит.9; стр.16] 

   Нам наносят эмоциональную травму не окружающие нас люди, а наши собственные настроения и наше поведение. Когда мы чувствуем себя чем-то неприятно затронутыми, обиженными, это чувство целиком и полностью является нашей реакцией, которой мы и должны уделять главное внимание, а не людям вокруг. Мы обижаемся, сердимся, тревожимся и т.п. Но с таким же успехом мы можем вообще не реагировать и сохранить спокойствие. «Опытным путем доказано, что если все молекулы тела пребывают в расслабленном состоянии, в состоянии покоя, то абсолютно невозможно ощутить страх, раздражение, тревогу, вообще любые негативные эмоции. Чтобы их почувствовать, нужно сделать усилие» [цит.1; стр.28], как говорил Диоген, никто нас не обижает, кроме нас самих, только мы ответственны за наши ответные реакции и чувства. Можно сохранить спокойствие и таким образом избежать эмоциональных ушибов и уколов. Чтобы избежать этого можно порекомендовать людям, повнимательней прочитать третью книгу Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить». [цит.5; стр.15-22]

   Если  ситуация стресса более чем мы можем выдержать, например потеря человека, развод, разрыв с любимым, собственные повреждения, то немецкие психологи, руководящие семинаром о стрессе для женщин, Клаудия Харс и Карин Майер, советуют:

  • Рассмотрите своё состояние как болезнь, по крайней мере в первые 3 дня после события.
  • Не пытайтесь заглушить горе активной деятельностью или отвлекающими манёврами. В первые дни не ставьте себе ни каких целей, кроме одной – «пережить день».

  • Найдите время  для себя, чтобы подумать, поплакать, послать проклятья. Это необходимо, потому что, подавлять в себе горе, оно обязательно вернётся бумерангом.
  • Не замыкайтесь полностью в себе. Лучше всего помогает присутствие хорошей подруги, которая умеет слушать и сопереживать.
  • Даже если это очень нелегко: сделайте что-нибудь для себя. Старайтесь больше гулять или займитесь спортом. При этом будет сгорать адреналин, и Вы почувствуете себя лучше.
  • Руки прочь от лекарств, алкоголя и сигарет. Душевная боль останется, а способность сознательно переживать случившееся снизиться.
  • Позвольте сделать для Вас что-то хорошее: лёгкий массаж, посещение парикмахера. Даже если Вы при этом не можете удержаться от слёз, это лучше, чем постоянное самобичевание.
  • Слёзы действуют благотворно. Открытое выражение горя помогает быстрее пережить потерю.
  • И после «острой фазы» печаль будет часто охватывать Вас. Не противьтесь этому. В конце концов, не так уж много событий в нашей жизни, о которых действительно стоит горевать.
  • Со времен Вы можете лучше управлять своими чувствами и оставлять их в сфере личной жизни. [цит.10; стр.324-325]

Информация о работе Психологические аспекты стресса