Психологические аспекты стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 09:49, курсовая работа

Описание

Слово «стресс» так же как «успех», «неудача» и «счастье» имеет различные значения для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Что это утомление, боль, страх, травма, неожиданная радость, грандиозный успех, перевернувшие всю жизнь? Любое условие может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать – это «стресс».

Содержание

Введения 4
1 Научное объяснение стресса 7 1.1 Общий адаптационный синдром. Г. Селье 9
1.2 Модель трансакционного анализа Т. Кокса 12
1.3 Классификация стрессогенных ситуаций McGrath 13
2 Психологическая реакция человека на стресс 15
2.1 Психологические аспекты стресса 15
2.2 Эмоции и стресс 22
2.3 Исследования М. Фридмана и Р. Ройзенмана 25
2.4 Тревожность. Тревога. Стресс .
3Адаптация человека к стрессовым ситуациям 28
3.1 Стресс или дистресс 41
3.2 Как управлять стрессом 42
Заключение 52
Литература 53

Работа состоит из  1 файл

Психолгоические аспекты стресса.doc

— 335.50 Кб (Скачать документ)
    

    

      2.4 Тревожность, тревога,  стресс 

    При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как

    — ощущение неопределенной угрозы;

    — чувство  диффузного опасения и тревожного ожидания;

    — неопределенное беспокойство,

    представляет  из себя наиболее сильно действующий  механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

    Тревога может играть охранительную и  мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

    В отличие от боли тревога — это  сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

    

    Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом. [цит.2]

    Профессор Березин определил тревожный  ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

  1. ощущение внутренней напряженности — не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;
  2. гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;
  3. собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак : невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;
  4. страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;
  5. ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;
  6. тревожно-боязливое возбуждение — вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает. [цит.2]
 

 

   

Глава 3. Адаптация человека к стрессовым ситуациям 

    Рассмотрим  вопрос адаптации человека к стрессовым ситуациям.

    Адаптация — это динамический процесс, благодаря  которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

    Благодаря процессу адаптации достигается  сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В  этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

    Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум-среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

    Психическую адаптацию рассматривают как  результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие

потребности. Максимально  возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. [цит.8; стр.25-31]

    Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической  адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:

  1. оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;
  2. установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

    Изучение  адаптационных процессов тесно  связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.

    Ганс  Селье определил следующие стадии стресса как процесса :

  1. непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
  2. максимально эффективная адаптация (стадия резистентности);
  3. нарушение адаптационного процесса (стадия истощения). [цит.8; стр.27]

    В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

    Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

    Основные  черты психологического стресса:

  1. стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

  1. стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
  2. явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

    Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности. 

    Эффективность психической адаптации впрямую  зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего — с её нарушениями.

    Но  не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации  и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние  непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие.

    Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из пред

    

    

  посылок к успешной профессиональной деятельности.

    В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуации могут создаваться  динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.

    

     Ранее  считалось, что женщины  меньше, чем мужчины, подвержены  воздействию жёстких правил игры в обществе конкуренции и проблема стресса не является для них актуальной. Но с приходом женщины на руководящие позиции, эти взгляды меняются. В чем же именно заключается различие в стрессовой симптоматике мужчин и женщин? Они касаются не столько симптомов, сколько частоты их проявления. Прежде всего, у мужчин и женщин отчетливо видны различные тенденции в проявлении психических симптомов, наступающих в результате перегрузки, неблагоприятных жизненных обстоятельств и стресса. Женщины реагируют на стресс чаще пассивно и депрессивно.1 [цит.10] Они чувствуют себя слабыми, им хочется плакать. Им кажется, что от них слишком много требуют. Им хочется всё бросить и куда-нибудь убежать. У них чаще бывают депрессии, состояние страха, нарушение сексуальных функций. Однако эта склонность не является врожденной или одинаковой для всех женщин. Воспитание предопределяет наше поведение, когда мы сталкиваемся с высокими требованиями или сплошными проблемами. Ведь пассивность и беспомощность как нас учат с детства, намного лучше сочетаются с образом «девочки или женщины», чем агрессивность или раздражительность.«В подавляющем большинстве случаев различия в поведении мужчин и женщин обусловлены не врожденным биологическиполом, а заученным распределением ролей по половому признаку («так ведет себя настоящий мужчина!»). Исключения только подтверждают правило".

         Клаудия Харс. [цит.10; стр.193] 

   Мужчины чаще реагируют агрессивным поведением, склонны к «гиперактивному» поведению, чаще «срываются», скандалят. [цит.10; стр.221] 

      3.1 Стресс или дистресс 

   Вернемся  к дистрессу. Стресс – вполне разумная реакция организма, сам по себе не вреден. Он служил тому, чтобы спасать жизнь нашим предкам в опасных ситуациях. Человек вступал в борьбу или спасался бегством. При этом в организме сгорало как бы «супергорючее», состоящее из стрессовых гормонов, кислорода и повышенного содержания сахара в крови. После этого наши предки восстанавливались посредством сна и на следующий день просыпались здоровыми и бодрыми. В определённой степени стресс необходим, чтобы хорошо себя чувствовать. Однообразная, монотонная жизнь также приводит к стрессу, как и перегруженный рабочий график, спешка и нехватка времени. Если в обыденной жизни нам не хватает вызова или стрессоров, мы создаём их себе искусственно. Не случайно мы с насаждением смотрим фильмы ужасов или хроники катастроф. Когда у нас экономическая стабильность мы начинаем увлекаться какими-нибудь авантюрами. А многие идут на «туры выживания» или в экстремальные виды спорта. Совсем без стресса жизнь скучна. Нет вызова, нет радости успеха. Но в отличие от наших предков, мы живем в «конгнитивном» времени, где надо думать головой, а не мускулами и у нас часто возникает стрессовая реакция, когда мы не в состоянии каким-то образом снизить стрессовые гормоны и накопившуюся энергию. В конце концов эта энергия, если от неё нельзя избавиться, начинает действовать как яд. Она вредит организму, поражая его слабые места. У одного это сердце, у другого – желудок.

   

При снижении уровня кортизона или кортизола  в цепи стрессовых реакций выпадает звено «стоп-сигнал». Мозг не знает  о том, что стрессовая реакция уже идет, и продолжает подавать сигнал: «Запустить стрессовую реакцию!». Образуется порочный круг, который в конце концов приводит к тяжёлым повреждениям организма. Это и есть дистресс, который вреден и даже смертелен.

   Фрейдман  в 1974 г. дал следующее описание «личностных» характеристик людей, которые могут быть склонны к тяжёлым заболеваниям от стрессовых ситуаций: [цит.6; стр.139-140]

  1. Высокий темп жизни для достижения выбранной, но нечетко сформулированной цели;
  2. Постоянное стремление к соревнованию и конкуренции;
  3. Настойчивое желание признания и выдвижения;
  4. Постоянное участие в разнообразных видах деятельности и вечный дефицит времени;
  5. Привычка ускорять темп выполнения физических и психических функций;
  6. Исключительная психическая и физическая готовность к действию.

Информация о работе Психологические аспекты стресса