Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 18:54, реферат
Прежде чем сесть и писать эту работу, я долго думала, что же я знаю о стрессе.
Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс, стресс-угроза, беда, напасть. Служащий страдает от несправедливых нападок своего шефа, и его язва желудка, скорее, всего следствие стресса.
Вместо введения с. 2
Глава 1. Научное объяснение стресса с. 3
1.1 Общий адаптационный синдром. Г. Селье с. 3-6
1.2 Модель трансакционного анализа Т. Кокса с. 6-7
1.3 Классификация стрессогенных ситуаций McGrath с. 7-8
Глава 2. Психологическая реакция человека на стресс с. 9
2.1 Психологические аспекты стресса с. 9-14
2.2 Эмоции и стресс с. 14-16
2.3 Исследования М. Фридмана и Р. Ройзенмана с. 16-17
2.4 Тревожность. Тревога. Стресс . с. 17-19
Глава 3. Адаптация человека к стрессовым ситуациям с. 20-23
3.1 Стресс или дистресс с. 23-24
3.2 Как управлять стрессом с. 24-29
Заключение стр. 30
Литература стр. 31
Психологические
аспекты стресса
Содержание:
Вместо
введения с. 2
Глава 1. Научное объяснение стресса с. 3
1.1 Общий адаптационный синдром. Г. Селье с. 3-6
1.2 Модель трансакционного анализа Т. Кокса с. 6-7
1.3
Классификация стрессогенных
ситуаций McGrath с. 7-8
Глава 2. Психологическая реакция человека на стресс с. 9
2.1 Психологические аспекты стресса с. 9-14
2.2 Эмоции и стресс с. 14-16
2.3 Исследования М. Фридмана и Р. Ройзенмана с. 16-17
2.4
Тревожность. Тревога.
Стресс . с. 17-19
Глава 3. Адаптация человека к стрессовым ситуациям с. 20-23
3.1 Стресс или дистресс с. 23-24
3.2
Как управлять
стрессом с. 24-29
Заключение стр.
30
Литература стр. 31
Вместо
введения
Прежде чем сесть и писать эту работу, я долго думала, что же я знаю о стрессе.
Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс, стресс-угроза, беда, напасть. Служащий страдает от несправедливых нападок своего шефа, и его язва желудка, скорее, всего следствие стресса. Стресс – это комплекс боли и страха у человека, когда бормашина высверливает полость в больном зубе. Стресс это автомобильная авария. Стресс это война. Стресс это сдача экзамена для студента. Стресс – это любая угроза существования.
Диспетчер аэропорта, знающий, что минутное ослабление внимания – это, возможно, сотни погибших авиапассажиров. Спортсмен – штангист, до предела напрягающий каждую мышцу и безумно жаждущий победы на олимпийских играх. Журналист, старающийся вовремя попасть в редакцию с сенсационным материалом. Муж, беспомощно наблюдающий как его жена медленно и мучительно умирает от рака, - все эти люди испытывают стресс и тяжелые его последствия. Новой заботой психиатров на западе стал «инфляционный» стресс, они теперь всё больше беседуют с пациентами о деньгах, пытаясь чуть ли не планировать их расходы. Часто говорят о стрессе, связанным с административной работой, с загрязнением окружающей среды, выходом на пенсию, физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Ученые изучают стресс у зимовщиков Антарктиды, у людей работающих в условиях высокогорья, у рабочих «привязанных» к ленте конвейера, у рабочих ночной смены и т.д. Исследователи в лабораториях стараются имитировать стресс в опытах с животными, испытываются самые различные вызывающие стресс факторы. Стрессом для собаки, грызущей кость, может быть даже ласковое прикосновение руки хозяина. Даже растения как полагают, переживают стрессовые состояния, особенно при пересадке, или резком изменении температур.
Слово «стресс» так же как «успех», «неудача» и «счастье» имеет различные значения для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Что это утомление, боль, страх, травма, неожиданная радость, грандиозный успех, перевернувшие всю жизнь? Любое условие может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать – это «стресс».
Перечитав много литературы я попыталась сформулировать
- что же нового я узнала о стрессе
- насколько это актуальный на сегодняшний день вопрос
- стоит ли бороться со стрессом и какими способами.
Итак, начнём…
Глава 1.
Научное объяснение
стресса.
И. Бородин считает, что «стресс – это двигатель прогресса, существует предположение, что наши обезьяноподобные предки, жили в верхнем ярусе тропического леса и почти не имели врагов. Но вот леса стали уступать место саванне, и предчеловеку пришлось столкнуться с множеством опасностей. И стресс был на каждом шагу». «И чтобы выжить – утверждает ученый – будущие люди пошли по пути создания неспецифического приспособления – они обзавелись интеллектом». «Увы – замечает Бородин – добавление стресса при этом только усилилось. Животные реагируют только на непосредственную опасность, они не в состоянии прогнозировать. А человек к сиюминутным стрессам прибавляет грядущие».[цит.12; стр.8]
А. Добрович считает, что стресс – это состояние, противоположное покою; момент единоборства живого с тем, что препятствует его жизни; звенящая, надрывающаяся труба тревоги, которая «слышна» любой клетке организма, стоящего лицом к лицу с трудностью. [цит.12; стр.13]
Т. Кокс считает, что стресс – угроза нормальному течению жизни человека, угроза его психическому и физическому здоровью. [цит.6; стр.11] Основоположник теории стресса Г. Семье писал: «Стресс является неспецифическими (физическим) ответом организма на любое требование к нему предъявляемое окружающей средой». [цит.8; стр.25]
Краткий оксфордский словарь даёт несколько определений слова «стресс»:
Основные
научные подходы к проблеме определения
стресса обсуждались разными авторами,
такими как Лазарус, Анклей и Трумбелл,
Левин и Скотч, Кокс и другие. Первый подход
трактует стресс как зависимую переменную,
определяя его как ответ организма на
беспокоящее или вредное окружение (см.
рис.1). Второй подход трактует стресс с
точки зрения стимулирующих воздействий
этого беспокоящего или вредного окружения
и таким образом обычно считает стресс
независимой переменной (см. рис.2). Третий
подход рассматривает стресс как ответную
реакцию на отсутствие «соответствия»
между личностью и средой. В этой форме
стресс изучается с точки зрения воздействия
предшествующих ему факторов и их последствий.
При всех трёх подходах слово «среда»
употребляется в самом широком смысле
и относится как к внутреннему так и к
внешнему миру личности, к её физическому
и психосоциальному окружению.
1.1
Общий адаптационный
синдром Г. Селье
Особое
внимание к стрессу проявилось после
работ Ганса Селье. Селье больше
всего интересовал
Окружающая среда Личность
Психологический стресс
Стрессор Стресс
Стимул Реакция
Рисунок
1. Модель стресса, основанная на реакциях.
Селье. [взят
из 6; стр.18]
Окружающая среда Личность
Напряжение Страдание
Стресс преодоления
трудностей
Стимул Реакция
Рисунок
2. Модель стресса
Леймана. [взят
из 6; стр.17]
В концепции Селье о стрессе имеются три основных положения. В первых, он считает, что физиологическая реакция на стресс не зависит от природы стрессора, а также от вида животного. Во вторых, что это защитная реакция при продолжающемся или повторяющемся действии стрессора проходит через три определенные стадии, которые он назвал «общий адаптационный синдром». В третьих, что защитная реакция, если она будет сильной и продолжительной, может перейти в болезнь, так называемую «болезнь адаптации». Болезнь будет той ценой, которую организм заплатит за борьбу с факторами вызывающими стресс. Воздействия (стрессоры) могут быть самыми различными, но независимо от своих однотипных изменений, обеспечивающих приспособление. Ведущим звеном в этой цепи адаптации Селье считает эндокринно-гуморальную систему. Общий адаптационный синдром имеет (по Селье) три стадии (см. рис.3):
1. Реакция тревоги,
во время которой
2. Стадия сопротивления («резистентности»), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма в соответствии с новыми условиями.
3. Стадия истощения,
в которой выявляется
Резистентность
к стрессу к
стрессу
Реакция
тревоги
Рисунок
3. Общий адаптационный
синдром Г. Селье. [взят
из 6; стр.20]
Данные
Мэсона (1971) свидетельствуют о том,
что некоторые вредные
При описании стресса чаще всего употребляются такие слова, как «чрезмерный», «чрезвычайный», «мощный». Использование превосходных степеней подчеркивает силу стрессов. Ганс Селье, желая внести большую чёткость в понимание слова «стресс», пишет следующее: «… стресс возникает не только от вредных воздействий. Признаться, я виноват в том, что на всех языках мира слово «стресс» имеет отрицательный смысл, связывается с чем-то нехорошим, вредным, чего следует избегать. Дело в том что я сам долгое время полагал, что стресс всегда отрицателен, что вызывают его только негативные факторы. Недаром мое первое сообщение называлось «Об одном синдроме, вызываемом различными вредными факторами». Механизм стресса может быть включен и ударом хлыста, и страстным поцелуем. Когда мать получает сообщение, что её сын погиб в бою, она переживает страшный стресс… Но вот через какое-то время сын приходит в добром здравии домой: сообщение о его смерти оказалось ошибкой. И мгновенно мать снова переживает сильнейшую стрессовую ситуацию.… Вот почему в современной формулировке, принятой на международном конгрессе, этот феномен уже определяется как «неспецифическая реакция организма на любое воздействие, оказываемое на него». Термин «стресс» следует считать родовым понятием для понятий двух подвидов: дистресс – «плохой» и эустресс – «хороший стресс»…» (1975 г.)
«На мой взгляд, существуют четыре степени нервного напряжения. Первая степень тренирует, закаляет. Вторая тоже полезна, но уже при условии, что заканчивается разрядкой. Третья, безусловно, вредна – она вызывает угнетение. Четвертая же степень – это уже невроз, болезнь. Искусство состоит в том, чтобы уметь регулировать свои отношения с окружающим миром с расчетом на ту меру напряжения, которая будет «работать» на вас, а не напротив. Думаю, в этом самая большая мудрость жизни».
Г.И. Косицкий. Член корреспондент
АМН. [цит.12; стр.62]
«Важными
вопросами при определении
В 1970 г. Вейтц
сделал попытку классифицировать различные
варианты ситуаций, которые могли бы быть
отнесены к стрессовым. Он описал восемь
из них, которые включали необходимость
ускоренной обработки информации. Вредные
стимулы окружающей среды, осознаваемую
угрозу, нарушенные физиологические функции,
изоляцию и заключение, групповое давление
и разочарование. В дополнение к этому
Лазарус считает осознаваемую угрозу
центральной характеристикой стрессогенной
ситуации и, в особенности если угрозе
подвергаются самые важные для человека
ценности и цели. [цит.6; стр.29] Велфорд предположил,
что стресс возникает в тех случаях, когда
имеются отклонения от оптимального уровня
предъявляемых требований, которые личность
не в состоянии исправить или исправляет
с большим трудом. [цит.6; стр.43]
1.2
Модель трансакционного
анализа Т. Кокса.
Кокс
и его коллеги полагают, что стресс
может быть наиболее точно описан как
часть комплексной и динамической системы
взаимодействия человека и окружающей
среды(см. рис.4). [цит.6; стр.32] В этой системе
можно определить пять стадий. Первая
стадия представлена источником требований,
предъявляемых человеку, и является частью
окружающей его среды. Человек имеет психологические
и физиологические потребности, их удовлетворение
для него важно, и это определяет его поведение.
Эти потребности объединяются в общее
внутреннее требование. Осознание человеком
этого требования и его собственная способность
справиться с ними составляют вторую стадию.
Если ситуация требует от человека слишком
многого, а он не представляет себе пределов
своих возможностей, он будет работать,
не подвергаясь воздействию стресса, до
тех пор, пока ему не станет ясно, что он
не в состоянии справиться с подобной
ситуацией. Тогда он поймет, что между
требованием и возможностью равновесия
нет, и впадет в состояние стресса. Психофизиологические
изменения могут рассматриваться как
третья стадия этой модели и представляют
собой реакцию на стресс. Ответные реакции
на стресс иногда считают конечным звеном
стрессового процесса, их следует рассматривать,
как доступные человеку способы справиться
со стрессовой ситуацией; четвертая стадия,
наиболее важная, которую часто игнорируют,
касается последствий реакции противодействия
стрессу. Пятая стадия – это обратная
связь, которая отмечается во всех остальных
стадиях системы стресса и которая эффективна
в формировании исхода каждой из этих
стадий. [цит.6; стр.33]