Психологические аспекты стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 18:54, реферат

Описание

Прежде чем сесть и писать эту работу, я долго думала, что же я знаю о стрессе.
Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс, стресс-угроза, беда, напасть. Служащий страдает от несправедливых нападок своего шефа, и его язва желудка, скорее, всего следствие стресса.

Содержание

Вместо введения с. 2
Глава 1. Научное объяснение стресса с. 3
1.1 Общий адаптационный синдром. Г. Селье с. 3-6
1.2 Модель трансакционного анализа Т. Кокса с. 6-7
1.3 Классификация стрессогенных ситуаций McGrath с. 7-8
Глава 2. Психологическая реакция человека на стресс с. 9
2.1 Психологические аспекты стресса с. 9-14
2.2 Эмоции и стресс с. 14-16
2.3 Исследования М. Фридмана и Р. Ройзенмана с. 16-17
2.4 Тревожность. Тревога. Стресс . с. 17-19
Глава 3. Адаптация человека к стрессовым ситуациям с. 20-23
3.1 Стресс или дистресс с. 23-24
3.2 Как управлять стрессом с. 24-29
Заключение стр. 30
Литература стр. 31

Работа состоит из  1 файл

14.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

   

стрессоры окружающей

среды, индивидуально   соматические предрасположения и другие

переживаемые  как     отягчающие факторы

угрожающие

  психический  стресс  психовегетативная     функциональные   поражение

                            дисрегуляция          расстройства     органов

внешние проявления:  отрицательные   психические и веге-  неврозы,

- психическое  психические   тативные симптомы  язвы, ги-

  напряжение;  состояния и про-  с органной локали-  пертония

- тревога, напряжение явления вегетати-  зацией, сердцебие-  и т.п.

  мышц;   вной дезинтегра-  ния, расстройства

- вегетативная  ции    желудочно-кишеч-

   лабильность      ного тракта 

      Рисунок 8. 

 

   По Шмидту, в схеме обращают на себя внимание несколько моментов:

  • сам по себе психологический стресс приводит к симптомам напряжения, он имеет приспособительный характер и может быть целесообразен. Затруднять спортивную деятельность могут явления тревоги, вызывающие напряжение мускулатуры, меняющие выработанный навык. Это определяет и профилактические мероприятия в этом периоде: снижение тревоги и предупреждение изменений мышечного тонуса;
  • лишь на последующих этапах, а именно начиная с появления дезинтеграции, выявляется отрицательная симптоматика, в которой всегда отмечаются и психические расстройства;
  • развитие отрицательной симптоматики имеет определенную поступательность. Между  нормальной адаптационной реакцией напряжения и формированием невроза или выраженных психосоматических заболеваний обнаруживается промежуточные, временные состояния функциональных расстройств (в том числе психических);
  • на схеме показано, что чем дальше заходит расстройство, тем большее влияние на это оказывает предрасположение.

   По мере усиления роли психического стресса  не подлежит сомнению, что в исследованиях необходимо сочетание методов медикобиологических, психосоциологических, клинических, ибо психический стресс – это проблема комплексная. [цит.12; стр.14-16] 

      2.2 Эмоции и стресс 

   П. К. Анохин сумел четко показать, какое отношение  имеют эмоции к стрессу. Согласно теории функциональных систем, поведение любого живого существа, деятельность его тканей и органов неизменно направлены к достижению каких-то полезных результатов. Хаос внутри функциональных систем – вот что такое стресс по Анохину. [цит.12; стр.82]

                 «Стоит  лишь на минуту представить себе жизнь  людей, лишенную эмоций, как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие взаимоотношения. Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, ни значение своих собственных поступков для окружающих. Страшная и мрачная картина!»

   П. К. Анохин.  

   Л. Н. Толстой насчитал у человека 97 улыбок и 85 выражений глаз. [цит.9; стр.24-26] Множество эмоциональных оттенков подметили не только писатели, но и художники, скульпторы. Ученые, однако, тут более строги, они считают, что существует лишь девять основных эмоций. Эмоции радости, удивления, грусти, гнева, отвращения, страха, интереса, презрения и стыда. Все эти эмоции, полагают ученые, носят врожденный характер: они выражаются и понимаются совершенно одинаково всеми людьми. [цит.3] Эмоции выражаются в мимике, интонации голоса, движении тела. Эмоции это «громоотвод» при стрессах. Мышцы лица при эмоциональном напряжении используют некоторую часть нервной энергии. Хроническое вынужденное подавление эмоций сулит беду; психическая энергия обрушится на чувствительные внутренние органы, станет причиной болезней.

                 «Страсти! Это ветры, надувающие паруса корабля, они его иногда топят, но без них он не может плавать».

         Вольтер 

   Слова Вольтера как нельзя кстати подходят к теме эмоций и стресса. Ведь, по мнению Селье  – жизнь без стресса означает смерть. [цит.8; стр.30] А как мы уже выяснили стресс ничто без наших эмоций. Психологический стресс, вызывается отношениями между людьми, а также их положением в обществе. В какой-то момент возникает столкновение интересов – стрессор, затем появляются сбалансированные импульсы – приказы сопротивляться или терпеть. Устойчивость к стрессу и способность приспосабливаться к условиям часто проверяются жизненными экстремальными ситуациями, такими, как сердечный приступ, сильные ожоги, тяжелая утрата, увечье, изоляция от людей, автокатастрофа, попытка убийства или изнасилования.

   Свидетельством  недавней катастрофы в Москве, в  связи с захватом заложников явилось то, что лишь немногие смогли справиться с этой ситуацией.

   Изоляция  от внешнего мира, скованность позы, голод, жажда и огромный страх за свою жизнь вывели из строя не только участников этой трагедии, но и почти всех кто за этим наблюдал. Рассмотрим ещё один пример экстремальной ситуации – изнасилование. Изнасилование представляет собой кризис самосохранения. Это переживание огромного испуга, страх за свою жизнь и следовательно принудительный половой акт в данной ситуации является платой за возможность сохранить жизнь. Угроза нападения возникает тогда, когда жертва осознает, что в сексуальном нападении кроется прямая опасность для её жизни. Преодоление на этой стадии обычно проявляется у жертв в форме попытки «избежать» этой ситуации. Большинство жертв используют словесную защиту – затягивание времени, уговоры, шутки, угрозы. Другие же пытаются защититься посредством физической силы – нападения или бегства. Есть и третьи, которые обычно не в состоянии ничего сделать в ответ на угрозу жизни. Одни были физически парализованы, другие находились в состоянии прострации, а некоторые были сломлены прежде, чем могли начать сопротивляться.

   Последствие стресса может быть длительным, даже когда стрессор прекратил свое действие. Наши собственные положительные или отрицательные чувства приносят нам пользу или вред самым прямым путем, точно также как мы извлекаем пользу или приносим себе вред, возбуждая эти чувства в других людях.

   В межличностных  отношениях выигрыш состоит в  возбуждении чувства дружбы, любви, благодарности и доброжелательности, проигрыш состоит в том, что у других людей возникают ненависть, фрустрация и жажда мести.

   Устойчивое  положение в обществе лучше всего  обеспечивается возбуждением положительных  чувств у максимального числа  людей. Ведь ни у кого не возникает  желание вредить человеку, которого он любит, к которому он испытывает доверие и почитание. Чувства же безразличия в лучше случае может привести к отношениям взаимной терпимости. Они делают возможным мирное сосуществование, но не более. В конечном счете наши чувства важнейший фактор, управляющий нашим поведением в повседневной жизни. Такие чувства определяют наш душевный покой или тревогу, ощущение безопасности или угрозы, свершения или провала. Они определяют, сможем ли мы добиться успеха в жизни, наслаждаясь стрессом и не страдая от дистресса. Разным людям требуется для счастья различные степени стресса. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной, часто растительной жизни. Даже наименее честолюбивые люди не довольствуются жизненным минимальным уровнем, обеспечивающим лишь пищу, одежду, жильё. Люди нуждаются в чем-то большем. Большинству людей в равной мере не нравится  и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он не избрал. Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела или постоянной чрезмерной перегрузкой. 

      2.3 Исследования М.  Фридмана 

    В серии исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. Ими выделены два основных типа:

  1. подверженных стрессу,
  2. устойчивых к стрессу лиц.

    Представители типа А характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще наблюдается “выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности”. Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте. [цит.2]

    Не  только обозначенные медицинские, но и  различные отрицательные социально-экономические последствия стресса — неудовлетворенность работой, снижение производительности труда, аварии, прогулы, текучесть кадров — акцентируют внимание на необходимости изучения состояний психологического стресса, ставших одной из характерных особенностей современной жизни. Оптимизация любого вида труда предполагает использование комплекса профилактических мер, направленных на исключение или максимальное ограничение причин возникновения стресса.

    Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида. 

      2.4 Тревожность, тревога,  стресс 

    При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как

    — ощущение неопределенной угрозы;

    — чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

    — неопределенное беспокойство,

    представляет  из себя наиболее сильно действующий  механизм психического стресса. Это  вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

    Тревога может играть охранительную и  мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

    В отличие  от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит  вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

    Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом. [цит.2]

    Профессор Березин определил тревожный  ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

  1. ощущение внутренней напряженности — не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;
  2. гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;
  3. собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак : невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;
  4. страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;
  5. ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;
  6. тревожно-боязливое возбуждение — вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает. [цит.2]

Информация о работе Психологические аспекты стресса