Психологические аспекты стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 18:54, реферат

Описание

Прежде чем сесть и писать эту работу, я долго думала, что же я знаю о стрессе.
Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс, стресс-угроза, беда, напасть. Служащий страдает от несправедливых нападок своего шефа, и его язва желудка, скорее, всего следствие стресса.

Содержание

Вместо введения с. 2
Глава 1. Научное объяснение стресса с. 3
1.1 Общий адаптационный синдром. Г. Селье с. 3-6
1.2 Модель трансакционного анализа Т. Кокса с. 6-7
1.3 Классификация стрессогенных ситуаций McGrath с. 7-8
Глава 2. Психологическая реакция человека на стресс с. 9
2.1 Психологические аспекты стресса с. 9-14
2.2 Эмоции и стресс с. 14-16
2.3 Исследования М. Фридмана и Р. Ройзенмана с. 16-17
2.4 Тревожность. Тревога. Стресс . с. 17-19
Глава 3. Адаптация человека к стрессовым ситуациям с. 20-23
3.1 Стресс или дистресс с. 23-24
3.2 Как управлять стрессом с. 24-29
Заключение стр. 30
Литература стр. 31

Работа состоит из  1 файл

14.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

   

     фактическая  фактическое    обратная связь

     возможность  требование

   

   

         осознаваемая  осознаваемое

    возможность  требование 

         конгнитивная  оценка

                                                   обратная связь

            обратная связь

   

   

   

          нарушение

                  равновесия

                ==

             стресс    физиологическая

           реакция    

                      конгнитивная

    эмоциональное  реакция на             защита

   переживание  стресс   психологическая

           реакция 

                                                                      поведенческая

                     реакция 

      Рисунок 4. Модель транзакционного анализа стресса Кокса.  
 

      1.3 Классификация стрессогенных  ситуаций McGrath. 

   McGrath (1970), предполагая формулировку понятий для социального и психологического изучения стресса отметил ряд слабых мест, обычно ассоциирующихся с определением основанным на ответных реакциях организма. Он утверждал, что если следовать этому типу определения, то любой стимул, могущий вызвать стрессовую реакцию, должен рассматриваться как стрессор.

   Кроме того, McGrath утверждал, что одна и та же реакция может быть вызвана различными ситуациями, и некоторые из них не могут быть признаны стрессогенными (см. рис.4). [цит.6; стр.24-25]

 

         Реакция 1

Ситуация 1

                                                      Другие реакции

     Реакция 2 
 

Ситуация 2    Реакция 3

                                                            Стресс

     Реакция 4

Ситуация 3        Ситуация 4

                              Реакция 5  Ранее «неизвестная» ситуация

Три ситуации, классифицированные    вызывает стресс, вследствие

как «стрессогенные»  вызывают     чего классифицируется как

стресс и другие реакции      «стрессогенная» 

      Рисунок 5. Классификация  стрессогенных ситуаций, определение, основанное на реакциях McGrath. /1970/ 

   Из всего  вышеперечисленного можно сделать  вывод, что: стресс есть физиологический  ответ организма на любой раздражитель. Изменения в организме предъявляют требование  к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была. Любые стрессоры вызывают нашу потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить состояние. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Рассмотрим, чем не является стресс. Стресс – это не просто нервное напряжение. Стресс не всегда результат повреждения. Любая нормальная деятельность – игра в шахматы и даже страстное объятие – может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда, в отличие от дистресса, который всегда неприятен. 

 

   Глава 2. Психологическая  реакция человека на стресс 

      2.1 Психологические  аспекты стресса 

   О переживаниях связанных с психологическим  аспектом стресса, далеко не всегда говорят  просто «я в стрессе». Гораздо чаще описывают это состояние в связи с эмоциями такими как: гнев, ярость, беспокойство, вина, стыд, ревность. Таким образом, переживание, связанное со стрессом, несомненно, является эмоциональным переживанием. Большинство психологов разделяют эмоциональные переживания на два типа: приятные, или положительные эмоции и неприятные, или отрицательные эмоции.

   Изучение  психологических реакций на стресс посвящено большое число исследований, хотя многие из них и не имеют  этого конкретного названия. Следует указать несколько четко очерченных областей, в которых велись исследования. При изучении животных исследователей интересовали поведенческие компоненты эмоций, (особенно отрицательных, таких, как страх), влияние на поведение наказания и поведения в конфликтных ситуациях. В исследованиях, проводимых на людях, интерес концентрировался на клинических, производственных и военных ситуациях. При изучении клинических ситуаций основное внимание обращалось на этиологию нервных расстройств и предшествующих им изменениях в психическом состоянии. При рассмотрении производственных или военных ситуаций интерес также сосредотачивался на исследовании состояния индивида, более подробно изучалась его деятельность в экстремальных условиях.[цит.12; стр.12-13] Основная проблема в понимании психологических реакций человека на стресс касается его способности справиться со стрессогенной ситуацией. В результате всех этих исследований было разработано несколько разных моделей для объяснения психологических реакций на стресс, каждая из которых более или менее отвечает своим специфическим условиям, но лишь частично адекватна как общая модель. Ни одна из существующих моделей не может представить полного объяснения стресса. Переживание стресса у человека рассматривается как причина, вызывающая нарушение психологического равновесия, которая приводит в действие механизмы, направленные на ослабление этого нарушения. Это механизмы преодоления стресса, которые являются частью поведения. Если же нормальная реакция преодоления не достигает успеха в ослаблении или преодолении стресса, то это может привести к дезорганизации поведения. Если же продолжительность и устойчивость стресса сильнее, то это может привести к коллапсу поведения. Концепция преодоления многим обязана трудам Лазаруса, «преодоление, - пишет он, - лучше всего считать формой решения проблемы, целью которого является благополучие человека, в то время как человеку не совсем ясно, что нужно делать». [цит.6; стр.99] Это особенно относится к трудным ситуациям, которые воспринимаются как стрессогенные. Путем преодоления человек делает  попытку овладеть ситуацией. Согласно Лазарусу, преодоление включает два процесса, один – непосредственная двигательная реакция, и другой – временное облегчение. [цит.6; стр.100]

   Непосредственная  двигательная реакция относится  к реальному поведению, направленному на изменение взаимоотношений человека с окружающей средой. Имеет формы в виде: подготовки к защите от вредных воздействий, агрессия, избегание и пассивность. Под понятием «избегание» Лазарус подразумевает удаление себя от реально существующей опасности или угрозы. Подготовка к защите от вредного воздействия является формой истинного поведения избегания, при которой человек может предпринять определённые действия в отношении опасности. [цит.6; стр.101-102] Реакция студентов на экзаменах является хорошим примером подготовки к защите от вредных воздействий. Поскольку экзамены обычно соответствуют чётко установленной форме, у студентов имеются месяцы для подготовки к ним. По мере того как приближается опасность (провал на экзаменах со всеми вытекающими отсюда последствиями), всё большее число студентов начинает интенсивно заниматься, постоянно увеличивая время занятий и глубину изучения материала. Агрессия, по-видимому, часто сопутствует стрессу, но не всегда бывает адекватной и, следовательно, эффективной формой преодоления. Она выражается в нападении личности на источник возникновения проблем, который может восприниматься или как конкретный человек, группа людей, или организация. Уничтожение или хотя бы частичное поражение источника, вызывающего проблемы, может избавить человека от опасности или уменьшить переживания, связанные со стрессом. Человек может нападать на свою жену, тогда как истинным источником его проблем является его непосредственный начальник на работе. Однако его жена может быть более уязвимой целью с меньшей способностью к противодействию. Чтобы такое непрямое нападение стало эффективной формой преодоления, человек должен воспринимать свою жену как источник вреда в его стрессогенной ситуации. Если очевидно, что это неверное восприятие, тогда в дальнейшем может возникнуть чувство вины, которое ещё более усилит переживание стресса. Спор между соседями, который привел к словесным оскорблениям друг друга в очевидной вспышке ярости, сопровождавшейся соответствующей позой и размахиванием руками. Это событие может быть проанализировано следующим образом: цель – конкретный индивид, характер агрессии – словесные оскорбления с соответствующим поведением, эмоция – гнев. Подобное поведение может разрешить спор с позиции сильнейшего и устранить источник стресса или повысить уважение к себе (в связи с победой) и тем самым ослабить переживание стресса.

 

обратная  связь

 

 стрессор   переживание стресса   агрессивное поведение 
 

 цель агрессии   характер агрессии   сопутствующие эмоции 

      организация   действительная (словесная  с гневом

      группа  индивидов  или физическая)    без гнева

      конкретный  индивид  символическая

      животные   ритуальная

      материальная  среда 

      Рисунок 6. Возможная классификация  агрессивного поведения, предложенная Т. Коксом. [взят из 6; стр.98]

       

   Бегство является третьей формой непосредственной двигательной реакции, так же, как гнев часто обозначают как эмоциональный коррелят агрессии, так и страх связывают с понятием бегства. Случаи, когда солдаты бегут с поля боя или дезертируют, могут служить примером бегства от страха. Лазарус рассматривает агрессию и бегство как реакцию на стресс. Четвертой формой является пассивность. Это замирание как непосредственная реакция на воздействие стресса. Пассивность также можно рассматривать как продолжительную реакцию на хроническое переживание стресса. Это можно связать с депрессией и чувством безнадёжности. Депрессия является общей клинической реакцией на длительное воздействие сильного хронического стресса. Это одна из форм относительной пассивности, выражающейся, очевидно, в чрезвычайной замедленности и вялости реакций на любые раздражители. [цит.6; стр.103] «Некоторые ситуации, вызывающие, могут не оставлять никакой надежды на то, что можно облегчить стресс или устранить действительный вред. Вероятно, из-за отсутствия, каких бы то ни было очевидных способов преодоления, человек не станет развивать своего стремления справиться с трудностями и совсем потеряет способность делать это, - считает Лазарус – пассивность может являться результатом явной безнадёжности ситуации». [цит.6; стр.99]

   «Ещё  не решено, - считает Кокс – что же такое безнадёжность – отсутствие возможности преодоления или одна из форм преодоления стресса, параллельная реакция замирания или, возможно, симуляция смерти». [цит.6; стр.105]

   Преодоление может выражаться не в форме непосредственной двигательной реакции, а в форме временного облегчения. Временное облегчение выражается в смягчении страданий, связанных с переживанием стресса, и в уменьшении психофизиологических воздействий. Временного облегчения можно добиться несколькими способами. По Лазарусу  двумя, симптоматическим и интрапсихическим. Первый способ включает употребление алкоголя, транквилизаторов и седативных препаратов, тренировку мышечной релаксации и другие методы, направленные на улучшение физического состояния человека. Интрапсихический способ временного облегчения рассматривается в плане механизмов когнитивной защиты. Описание этих механизмов во многом обязано развитию психоанализа. Фрейд использовал выражение «защитные механизмы» для обозначения бессознательного психологического механизма, с помощью которого человек может ввести себя в заблуждение относительно присутствия угрозы или внешней опасности. Смысл этой «защиты» заключается в том, что уменьшается восприятие угрозы опасности, а не сама угроза. Интрапсихическое временное облегчение по Лазарусу рассматривается с точки зрения этих механизмов, и называются: идентификация, перемещение, подавление, отрицание, формирование реакции, проекция и интеллектуализация. Перемещение агрессивности можно наблюдать, например, когда человек сдерживает свое агрессивное поведение, направленное на более сильного противника, и проявляет агрессию по отношению к другому менее сильному. (В случае, когда муж проявляет агрессию на жену, хотя виноват начальник). При отрицании человек преодолевает угрозу или опасность, просто отрицая, что она существует. Отрицание обычно считают тесно связанным с подавлением в том, что  подавление подразумевает отрицание внутренних угрожающих импульсов. Чтобы отрицание было эффективным, может понадобиться создание сложных когнитивных механизмов для восприятия информации, делающей ложным отрицание. Например, врач, который сообщает больному с тяжёлым сердечным приступом, о тяжести и серьёзности его заболевания, с позиции отрицания может быть дискредитирован в глазах больного, и информация врача не будет принята к сведению. Интеллектуализация является способом защиты, при которой человек может реагировать на угрожающую ситуацию бесстрастно, оценивая её аналитически как предмет для улучшения или интересное явление. Профессионал – врач, психолог или медсестра по этой причине не любят лечить тех, кто им эмоционально близок. В такой ситуации трудно сохранить бесстрастность. [цит.12; стр.11-13]

   В период с 1971 по 1977 г. в лаборатории клинических  исследований стресса в Стокгольме Леви и Коган развили взгляд Селье на стресс и разработали теоретическую модель для описания психологических факторов как посредников в возникновении физического заболевания. [цит.6; стр.21]

   Их основная гипотеза заключается в том, что  психосоциальные ситуации могут быть причиной ряда таких расстройств (см. рис.7). Леви и Коган предполагают, что в большинстве случаев изменения условий существования вызывают физиологическую стрессовую реакцию, которая готовит личность к активному физическому противодействию стрессору. Леви и Коган представляют этот процесс на диаграмме в виде блок-схемы. Внешние влияния, определяемые как психосоциальные стимулы, переплетаются с генетическими факторами и с влиянием окружающей среды. Эти индивидуальные факторы Леви и Коган называют «психобиологической программой». Вместе психосоциальные стимулы и психобиологическая программа определяют ответную реакцию на стресс, которая, в свою очередь, может вызвать состояние, предшествующее заболеванию, а затем и саму болезнь. [цит.6; стр.22-23] 
 
 

  Причинные факторы    Ответные реакции

                         генетическая

          предрасположенность

          стостояние,

психосоциальные      реакция  предшествующее

          стимулы      на стресс  болезни и

          болезнь 

                              опыт

                         (обучение)

                              процессы – помехи

                              обратная связь

 

      Рисунок 7. Этиология физических нарушений, вызванных  стрессом. Леви и  Коган. [цит.6; стр.22] 

   Ещё исследования В. Кеннона (1927-1929) показали, что организм стремится обеспечить постоянство своей внутренней среды, постоянство уровней функционирования своих систем, когда возникают новые условия, происходит перестройка, которая через цепь преобразований восстанавливает прежнее равновесие, но уже на ином уровне. Новые условия могут определяться не только физическими раздражителями, но и психологическими приемами. [цит.6; стр.26] Один из исследователей психического стресса П. Шмидт (высшая гимнастическая школа Меклинген в Швейцарии) рассматривает  психический стресс, пользуясь следующей схемой:(см. рис.8) 

Информация о работе Психологические аспекты стресса