Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:24, курсовая работа
Актуальность исследования. Каждый человек хотя бы раз в жизни в серьез думает о самоубийстве. По официальной статистике, каждый год в мире кончают жизнь самоубийством миллион человек. Россия уже давно занимает прочную третью строчку в группе стран с самым большим процентом самоубийств [6]. Проблема выбора между жизнью и смертью является одним из важнейших моральных вопросов.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретико–методологический анализ суицидального
поведения…………………………………………………………………………6
1.1. Основные теоретические подходы к пониманию суицидального
поведения …………….…………………….……………………………….6
1.2. Понятие и виды суицильного поведения ...…………………………………………………...11
Выводы по первой главе………………………………………………...19
ГЛАВА 2. Эвтаназия как социально–психологическая проблема
2.1. Проблема эвтаназии в этическом, религиозном, юридическом и
медицинском аспектах………………………………………………………..20
2.2. Теоретический анализ феномена эвтаназии …………………………...24
Выводы по второй главе……………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………….……….……………………32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………………..35
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретико–методологический анализ суицидального
поведения………………………………………………………
1.1. Основные теоретические подходы к
пониманию суицидального
поведения …………….…………………….……………………………….6
1.2. Понятие и виды суицильного поведения ...…………………………………………………...11
Выводы по первой главе………………………………………………...19
ГЛАВА 2. Эвтаназия как социально–психологическая проблема
2.1. Проблема эвтаназии в
медицинском аспектах……………………………………………………….
2.2. Теоретический анализ феномена эвтаназии …………………………...24
Выводы по второй главе……………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………….……….
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………………..35
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Каждый человек хотя бы раз в жизни в серьез думает о самоубийстве. По официальной статистике, каждый год в мире кончают жизнь самоубийством миллион человек. Россия уже давно занимает прочную третью строчку в группе стран с самым большим процентом самоубийств [6]. Проблема выбора между жизнью и смертью является одним из важнейших моральных вопросов.
Среди множества современных проблем существуют такие, которые стремительно перестают быть личными и превращаются в социальные и общенародные. Это в полной мере относится к эвтаназии. Явление эвтаназии, безусловно, можно назвать одной из «болевых точек» общественно–правового сознания населения. В связи с признанием жизни человека главной ценностью современной цивилизации и произошедших достижений в области научно–технического прогресса, проблема эвтаназии приобрела качественно иное звучание. Каждая историческая эпоха предлагает для нее свое видение и решение. Современность особенно усложнила и актуализировала ее.
Проблему эвтаназии со всей ответственностью можно назвать одной из самых спорных и по сей день нерешенных медико–деонтологических, религиозно–этических и юридических проблем современности. Разворачивается борьба среди юристов, философов, психологов, медиков, социологов, политологов, богословов. Жизнь священна и неприкосновенна, утверждают одни. Жизнь не должна превращаться в мучительное и бессмысленное существование, возражают другие.
Проблема эвтаназии находится
на стыке ряда общественных наук. Именно
поэтому при ее изучении весьма важен
системный подход. Суть его в исследовании
и понимании эвтаназии
Проблематика психологических аспектов суицидального поведения и эвтаназии является мало изученной, о чем говорит недостаточное количество специальных монографических исследований, полно и объективно отражающих, в целом, психологический аспект, эвтаназии. Тем не менее, существует большой массив литературы, так или иначе затрагивающей данную проблематику раскрывающий лишь отдельные аспекты проблемы.
Объект: суицидальная мотивация.
Предмет: суицидальное поведение личности.
Цель: раскрыть психологические аспекты суицида и эвтаназии как формы ухода из жизни.
В качестве гипотезы сформулировано предположение о том, что эвтаназия является одной из форм суицидального поведения, поскольку обладает рядом общих с ним особенностей, таких как добровольность, осознанность и целенаправленные действия.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования были намечены следующие задачи:
В качестве методологической основы исследования выдвигается подход к исследованию суицидального поведения Э.Дюркгейма, а также подходы, концепции других зарубежных (К. Менингер, Э. Шнейдман) и отечественных авторов (В.С.Ефремова, П.А.Сорокина).
Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения задач, поставленных в исследовании, использовались теоретические методы – анализ психологической, юридической, медицинской и социологической литературы по изучаемым проблемам.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 37 наименований. Общий объем работы составил 37 страниц.
ГЛАВА 1. Теоретико–методологический
анализ
суицидального поведения
Проблема самоубийства не является узко психологической. Она находится на пересечении различных областей человеческого знания таких как: медицина, социология, философия и многих других. Существует огромное количество теорий суицидального поведения. В данной работе будут рассмотрены такие из них, как: биологический, социологический и психологический.
В практической психиатрии и общественном сознании до сих пор живы воззрения представителей биологического подхода, связывающих самоубийства исключительно с душевной патологией.
В соответствии с концепцией биологического вырождения суицид понимается как неизбежный финал дегенерата. Р. Крафт–Эбинг считал самоубийство проявлением вырождения человеческой природы, описывал у суицидентов дегенеративные анатомо–физиологические признаки.
Представители антропологический
школы П.М. Минаков и А.И. Крюков
связывали происхождение
Еще в прошлом веке появилась
психиатрическая концепция
Существует большое количество биологических теорий, в которых самоубийство, так или иначе, трактуется как событие, происходящее независимо от воли и сознания самоубийцы. Для всех этих теорий характерны редукционистские тенденции в объяснении суицидального поведения. Именно на этих теоретических основах строились исследования антропологической школы (Ломброзо, Ферри), объяснявшей возникновение суицида наследственной предрасположенностью, конституциональными особенностями вырождающихся личностей. Сюда же относятся и работы патологоанатомов, стремившихся установить морфологические изменения в организме у преступников и самоубийц, а также труды сторонников эндокринологической теории, увязывающей возникновение отклоняющегося поведения с нарушениями деятельности желез внутренней секреции. Последующие исследования не подтвердили исходные гипотезы и выводы указанных концепций. Обоснованной критике был подвергнут сам принцип биологического редукционизма, сводивший сложные социальные и психологические процессы к физиологическим основам человеческого существования. [14]
Социологические теории. Одной из основных социологических теорий суицидального поведения является теория Дюркгейма. Он на основании двух критериев – социальной интеграции и социальной регуляции – выделил четыре типа возможного суицидального поведения. Первые два типа связаны с нарушением социальной интеграции, понимаемой как степень вовлеченности человека в общество. Это эгоистическое (социальная интеграция значительно снижена) и альтруистическое (социальная интеграция слишком высока) самоубийства. Вторая диада связана с нарушением социальной регуляции, под которой понимается степень воздействия общества на индивида, главным образом, посредством ограничений. Это аномическое (социальная регуляция снижена) и фаталистическое (социальная регуляция повышена) самоубийства. В результате проведенного статистического анализа Дюркгейм пришел к выводу, что уровень самоубийств в каждом обществе зависит от степени сплоченности таких социальных институтов как брак, семья, профессиональные и конфессиональные организации, а также от прочности культурных и моральных норм, регламентирующих поведение людей. В странах, где сильны традиции и обычаи, выработанные веками, и каждый человек считает своей обязанностью подчиняться им, число самоубийств наименьшее. В индустриально развитых странах, как утверждает Дюркгейм, человек все более чувствует себя изолированным от других людей, его интересы все чаще находятся в противоречии с интересами остальных. Потребности его не ограничиваются теми возможностями, которые предоставляются ему обществом, они постоянно растут. Отсутствие внешних или внутренних регулятивов, приучающих человека к самообузданию и ограничивающих его требования к брачному партнеру, семье, материальному обеспечению, своему месту в группе или обществу, приводят к быстрому разочарованию и пресыщению жизнью. Поскольку главную и единственную причину самоубийства он усматривал не в самом индивиде, а в характере тех социальных групп, в которые индивид включен, Дюркгейм считал совершенно бесполезным изучение конкретных случаев и мотивов самоубийства. Анализ личности самоубийцы исключался из рассмотрения, поэтому вопрос о том, почему в одинаковых жизненных условиях одни люди лишают себя жизни, а другие нет, социологическая теория самоубийства оставила открытым [28].
Психологические теории. З. Фрейд рассматривал самоубийство как особое проявление внешней агрессии, как искаженную реализацию желания убить кого–либо другого. Причина самоубийства в психоаналитической концепции понимается как негативное отношение субъекта к внешнему миру, недостатки которого (и в частности, других людей) вызывают агрессивные реакции, в последствии, под давлением Сверх–Я, меняющие направление с внешнего на внутреннее. Самоубийство, сочетая в себе одновременно и субъект и объект действия, объединяет роли убийцы и жертвы, которые находятся в соподчиненных отношениях. Постулируя активность субъекта, психоанализ подчеркивает первичность акта убийства, как проявления агрессивных тенденций. Кроме того, суицидальное поведение человека, наподобие невротических проявлений, является результатом столкновения противоречивых стремлений, исходящих со стороны Оно (влечение к смерти) и со стороны Сверх–Я (социальные запреты и нормы) [4].
К. Юнг, касаясь проблемы самоубийства, указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению, которое может стать важной причиной смерти от собственных рук. Это стремление обусловлено актуализацией архетипа коллективного бессознательного, принимающего различные формы.
Э. Шнейдман внес огромный вклад в суицидологию, являясь представителем феноменологического направления. Он впервые описал признаки, которые свидетельствуют о приближении возможного самоубийства, назвав их “ключами к суициду”. Э. Шнейдманом описаны и выделены общие черты, характерные для всех суицидов. Вместе с Н. Фарбероу он ввел в практику метод психологической аутопсии (включающий анализ посмертных записок суицидентов) [31].
Н. Фарбероу является создателем концепции саморазрушающего поведения человека. Его подход позволяет более широко взглянуть на проблему, имея в виду не только завершенные самоубийства, но и другие формы аутоагрессивного поведения: алкоголизм, токсикоманию, неоправданную. Другая теория суицидального поведения называла самоубийство “криком о помощи”. Основной идеей этой теории является то, что суицидальная попытка – это средство, с помощью которого тревожные люди ищут внимания к своим жизненным проблемам и привлекают симпатии и поддержку других людей. Однако само понятие “крик о помощи” может быть понято двояко: с одной стороны, как истерическая реакция, в основе которой лежит постоянное ощущение недостатка внимания к собственной личности; с другой стороны, как внешнее проявление чувства внутренней дисгармонии и неспособности ее преодоления [8].
В настоящее время наибольшее распространение получили когнитивные теории суицидального поведения. Теория бегства, например, исходя из положения, что самоубийство предназначено для решения жизненных проблем, рассматривает самоубийство как результат специфического «когнитивного разрушения», формирование которого подчинено желанию убежать от реальности посредством удаления из сознания болезненных переживаний. Теория бегства выделяет шесть стадий предсуицидального поведения: резкое падение нереалистично высоких ожиданий индивида в связи со столкновением с жизненными проблемами и трудностями; переживание чувства вины, формирование негативных представлений о себе; сопоставление себя с высокими образцами; формирование комплекса отрицательных эмоций в результате этого сравнения; состояние когнитивного разрушения, которое не может полностью удовлетворить желание субъекта скрыться от болезненных переживаний; самоубийство как более эффективный способ ухода от проблем). Отмечается, что самоубийство происходит лишь при неблагоприятном разрешении каждой стадии. Когнитивное разрушение – центральное понятие этой концепции – понимается, как стремление субъекта освободиться от неприятного переживания собственного несовершенства посредством имеющихся у него психических защит (таких как отрицание, вытеснение и т. п.), искажения временного пространства, отказа от постановки целей на будущее и от конструктивного решения проблем [22].
В русском языке самостоятельный термин самоубийство появился в 1704 г. в Лексиконе треязычном. В данной работе речь идет о конкретном термине. Понятия же, отражающие факт убийства самого себя, существовали задолго до возникновения этого слова. Термин суицид впервые был использован в книге Thomas Brown's Religio Medici, написанной в 1635 г. и напечатанной в 1642 г. (цит. по: Alvarez A). Однако, по данным отдельных авторов (Daube D.; Хайд Д., Блох С.), этот термин появился уже в XII в. Несмотря на то, что в 1651 г. он уже был в Оксфордском словаре, на протяжении достаточно длительного времени (до середины XVIII в.) термин суицид практически не фигурировал в литературе. В Лексиконе треязычном термин самоубийство переводится не как суицид, а как homicidum mann Propria cedes manu propria. В библиографических работах по суицидологии фигурируют термины self–homicide (Bio–davatos, 1644) и self–murder (Pellicanicidium, 1655; Watt, 1755). Таким образом, такое понятие, как самоуничтожение, применявшееся в английском языке, употребляющееся в русской и немецкой (Selbstmord) литературе до настоящего времени, обозначает, что смерть человека наступила в результате его собственных действий по убийству самого себя [3].
Приведенная выше терминология отражает общественное отношение (в первую очередь религиозное) к добровольному прекращению собственной жизни. Нейтральное слово суицид сменило терминологию на обвинительный характер, это связано с нарушением главной христианской заповеди «Не убий».
Самоубийство представляет собой комплексную проблему, и изучение данного явления началось не в сфере психологии, а философии. А. Камю – один из представителей школы экзистенциалистов – считал, что есть лишь одна по–настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно [25].
Самоубийство может быть предварительно определено как сознательное, свободное, целенаправленное и самостоятельно осуществлённое достижение человеком смерти. Сознательность, добровольность и автономность действия в совокупности характеризуют это действие как поступок. Итак, самоубийство (если исходить из данного определения) есть поступок, целью которого является смерть. Важно уточнить, что смерть есть не результат, а именно цель самоубийства. С одной стороны, смерть может оказаться результатом любого поступка, с другой стороны, в результате суицидного деяния смерть может и не наступить (и тогда мы должны будем сказать, что самоубийство происходило, но не произошло). Смерть является главным двигателем воли в самоубийстве, выступая тем самым как его целевая причина [29].
Информация о работе Психологические аспекты суицидального поведения и эвтаназии