Психологические аспекты суицидального поведения и эвтаназии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Каждый человек хотя бы раз в жизни в серьез думает о самоубийстве. По официальной статистике, каждый год в мире кончают жизнь самоубийством миллион человек. Россия уже давно занимает прочную третью строчку в группе стран с самым большим процентом самоубийств [6]. Проблема выбора между жизнью и смертью является одним из важнейших моральных вопросов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретико–методологический анализ суицидального
поведения…………………………………………………………………………6
1.1. Основные теоретические подходы к пониманию суицидального
поведения …………….…………………….……………………………….6
1.2. Понятие и виды суицильного поведения ...…………………………………………………...11
Выводы по первой главе………………………………………………...19
ГЛАВА 2. Эвтаназия как социально–психологическая проблема
2.1. Проблема эвтаназии в этическом, религиозном, юридическом и
медицинском аспектах………………………………………………………..20
2.2. Теоретический анализ феномена эвтаназии …………………………...24
Выводы по второй главе……………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………….……….……………………32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………………..35

Работа состоит из  1 файл

5.docx

— 91.63 Кб (Скачать документ)

На 39–ой Всемирной Медицинской Ассамблее, была принята «Декларация об эвтаназии». «Эвтаназия, как акт преднамеренного лишения жизни пациента, даже по просьбе самого пациента или на основании обращения с подобной просьбой его близких, не этична. Это не исключает необходимости уважительного отношения врача к желанию больного не препятствовать течению естественного процесса умирания в терминальной фазе заболевания» [43].

Как бы то ни было, эвтаназия находит  свою нишу. В 1994 году она была легализована в штате Орегон (США), а 25.05.1995 года в Северной провинции Австралии, правда, спустя 9 месяцев закон был отозван.

В Нидерландах эвтаназия долгое время была запрещена законом, однако, в 1996 году Верховный суд и парламент утвердили инструкцию от 14 апреля 1994 года и определили перечень состояний, при которых врач может ассистировать суициду путем летальной инъекции или назначения препарата перорально. После многолетних дебатов по этому вопросу с широким освещением в печати, 29 ноября 2000 года эвтаназию, с большими оговорками, разрешили законодательно. Немалое значение в принятии такого решения сыграл относительный либерализм католической церкви в этой стране.

De jure, добровольная эвтаназия разрешена в Японии, однако встречается крайне редко. С 1937 года она, при соответствующем юридическом оформлении, была разрешена и в Швейцарии, а в Германии – эвтаназия никогда и не была противозаконной, однако общественное мнение не одобряет ее проведение. В 2001 году эвтаназия узаконена в Бельгии.

Проблема эвтаназии («тихой смерти») – добровольного ухода из жизни неизлечимо больного человека – широко обсуждается на Западе с конца 50–х гг.

С недавнего времени  у врачей все чаще и чаще появляется готовность прибегнуть к этой практике, по крайней мере, тогда, когда пациент сам просит о смерти [36]В.

В специальной литературе эвтаназия  подразделяется на следующие виды:

1. По характеру совершенного  врачом деяния принято выделять  активную и пассивную эвтаназии.

При этом не является активной эвтаназией: 1) так называемое убийство из «милосердия» – когда врач, не руководствуясь просьбой безнадежно больного (как правило, это больные, находящиеся в коме или ином тяжелом состоянии при котором они лишены возможности выразить свою просьбу или дать согласие на причинение им смерти), видя его мучительные страдания, которые обязательно в скором времени приведут к смерти и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата, в результате чего наступает смертельный исход); 2) «самоубийство, ассистируемое врачом» – когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью. Например, дает таблетки, после приема определенного количества, которых наступает смерть. При этом решающие действия совершает пациент самостоятельно.

В первом случае отсутствует просьба  пациента на причинение ему смерти; во втором, согласие имеется, но действия врача ограничиваются содействием (помощью) в самоубийстве, так как он лишь предоставляет средство, позволяющее больному покончить жизнь самоубийством [47].

Материальные  предпосылки, при наличии которых  деяние может быть отнесено к активной эвтаназии, следующие:

  • действие совершено умышленно;
  • установлена «инкурабельность» (неизлечимость) пациента, т.е. последний должен быть безнадежно больным человеком с предполагаемым летальным исходом;
  • продолжительность применения методов и средств лечения;
  • наличие у больного невыносимых физических страданий;
  • отсутствие эффективных мер к облегчению страданий больного;
  • обязательное наличие добровольной просьбы больного об эвтаназии.

Критерии, при наличии которых деяние может  быть отнесено к пассивной эвтаназии:

  • бездействие медицинского работника или иного лица; наличие у больного неизлечимого заболевания с предполагаемым летальным исходом;
  • продолжительность применения методов и средств лечения;
  • невозможность нормальной жизнедеятельности без специальной медицинской аппаратуры;
  • наличие у больного невыносимых физических страданий;
  • обязательное наличие добровольной просьбы больного об эвтаназии.

Те, кто высказываются в пользу эвтаназии, как правило, имеют в  виду ситуацию, когда эвтаназия является добровольной со стороны больного и  пассивной со стороны врача [28].

Об  эвтаназии не идет речь, когда стараются  облегчить страдания больного, находящегося в последней стадии тяжелой болезни, назначая ему медикаменты, которые лишь косвенным образом могут ускорить физиологический процесс умирания. В этом случае у совершающего данное деяние лица нет умысла на лишение жизни, он не ставит перед собой цели «помочь умереть» пациенту, но пытается уменьшить его боль при помощи препаратов, которые лишь в качестве побочного эффекта способны ускорить приближение конца. Смерть не провоцируется преднамеренно, но является возможным последствием обезболивающей терапии.

Кроме того, эвтаназии нет в случае прекращения  реанимации, когда состояние церебральной смерти является необратимым. Когда можно с полной уверенность сказать, что аппарат поддерживает лишь внешнюю видимость жизни, выраженную дыханием и кровообращением, в то время как в действительности человек мертв, не чувствует боли, ведь источник его жизнедеятельности — мозг, уже умер. Этот вид «легкой смерти» не является убийством, но и не является эвтаназией.

Не  усматривается эвтаназия и в  ситуации, если больному неизлечимой  болезнью, которая естественным образом  приводит к смертельному исходу в  краткий срок, в случае, когда  всякая терапия позволила бы лишь на короткое время продлить жизнь  в невыносимых условиях, «дают спокойно умереть».

Таким образом, понятие эвтаназии носит  крайне противоречивый характер. С точки зрения права, эвтаназия – это умышленное причинение смерти неизлечимому больному, осуществленное по его просьбе медицинским работником, а также иным лицом по мотиву сострадания к больному и с целью избавления его от невыносимых физических страданий.

2. С точки зрения роли волеизъявления пациента эвтаназия может быть добровольной и принудительной.

Добровольная эвтаназия  основана на «доброй воле», свободном желании дееспособного, вменяемого пациента. Осознание пациентом последствий осуществляемого на основании его просьбы акта является обязательным признаком добровольной эвтаназии. Во-первых, принудительная эвтаназия имеет место в случае воздействия на волю пациента со стороны врача, ближних пациента или третьих лиц (например, путем уговоров, угрозы, шантажа, воздействия на родственные чувства и т.д.); во-вторых, о принудительной эвтаназии можно говорить в тех случаях, когда врач руководствуется исключительно просьбой ближних или доверенных лиц пациента (например, в тех случаях, когда пациент, ввиду крайне тяжелого состояния, находится без сознания либо не способен выразить свою волю с помощью известных средств – устно, письменно, с помощью знаков и т.п.) [18].

3. Анализ зарубежного законодательства позволяет выделить криминальную, подлежащую уголовному наказанию эвтаназию и, соответственно, легальную эвтаназию, допустимую при соблюдении установленных законом условий. Например, в Голландии осуществление врачом эвтаназии без соблюдения, установленных законом условий (добровольный запрос пациента и т.д.) влечет уголовную ответственность. В Этическом кодексе российского врача из всего арсенала приведенных терминов используется лишь термин «пассивная эвтаназия» [17]В.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, проблема эвтаназии всегда волновала человечество на протяжении всей истории его развития. Однако точного определения термину эвтаназия дать до сих пор невозможно. Ученые выделяют несколько видов эвтаназии, такие как пассивная и активная, добровольная и принудительная, криминальная и легальная.

 

Выводы по второй главе

 

Хотя проблема эвтаназии является не новой, она очень актуальна  в настоящее время. На эту проблему нет единого взгляда, о возможности применения эвтаназии спорят философы, медики и юристы. Существует множество аргументов как за, так и против эвтаназии. Нет единого мнения и по поводу определения понятия эвтаназии, но большинство исследователей понимают ее как умышленное убийство при помощи метода, провоцирующего наименьшие боль и страдания, совершенное «из жалости» для того, чтобы положить конец невыносимым страданиям. Существует несколько видов эвтаназии добровольная и принудительная, пассивная и активная криминальная и легальная.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теоретико–методологический анализ феномена суицидального поведения позволяет сказать, что единого подхода к определению данного явления нет, так как представители разных теоретических направлений склонны видеть причину суицида в неудовлетворенности различных биологических, социальных и психологических сферах жизни человека. Но, несмотря на это, большинство как отечественных, так и зарубежных авторов отмечает, что самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим по страдавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах.

В психологии принято выделять три  основных вида суицидального поведения: истинный суицид, скрытый и демонстративный.

С понятием суицидальное поведение  тесно связано понятие эвтаназии.

На проблему эвтаназии нет единого  общепринятого взгляда, эту проблему изучают исследователи разных областей наук.

Эвтаназия – практика прекращения (или сокращения) жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания; удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий.

Выделяют несколько видов эвтаназии  добровольную и принудительную, пассивная  и активная, криминальная и легальная.

Суицид и эвтаназия являются тесно связанными понятиями, в силу того, что обладают рядом общих черт таким как осознанность и целеправленность своих действий, добровольность.

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алиев, И.А. Актуальные проблемы суицидологии (уголовно–правовой и криминологический аспект). Баку, 1987 – 206с.
  2. Биомедицинская этика / Под ред. Покровского В.И., М.: Медицина , 1997 – 400с.
  3. Ласло, Б. Эвтаназия? Эвтелия! Счастливая жизнь – благая смерть. – М., Энигма. ,2006 – .320с.
  4. Введение в биоэтику учеб.пособие, под. ред. Юдина Б.Г. – М. Прогресс–Традиция, 1998г. – 384с
  5. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд. – М.: Мысль, 1994. – 480с.
  6. Ефремов, В. С. Основы суицидологии. – СПб.: «Диалект», 2004. – 480 с
  7. Лопатин, П.В., Биоэтика – М.: Мысль,2003. – 480с.
  8. Капинус, О. С. Эвтаназия в свете права на жизнь: монография. – М.: ИД Камерон, 2006. – 396 с.
  9. Капинус, О. С. Эвтаназия как социально–правовое явление – СПб: Буквовед, 2006 г.– 402 с.
  10. Карандашев, В.Н. Жить без страха смерти. 2–е изд., испр. И доп. – М.: Смысл; Академический проект, 1999. – 335 с.
  11. Катастрофы сознания. Самоубийства религиозные, ритуальные,бытовые, способы самоубийств / подгот. текста Ревяко Т. И.,Трусн. В. – Мн.: Литература, 1997. – 576с
  12. Комер. Р. ,Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. – СПб.: ПРАЙМ–ЕВРОЗНАК, 2002г. – 608 с.
  13. Кэмпбелл, А. Джилетт, Г. Джонс, Г. Медицинская этика – М.: Гэотар–Медиа 2005 – 400 с.
  14. Летов О.В., Биоэтика и современная медицина – РАН. ИНИОН.2009–254с
  15. Лукас, К. Сейден, Г.М. Молчаливое горе. Жизнь в тени самоубийства/Пер. с англ. – М.: Смысл, 2000. – 255 с.
  16. Лукьянов, А.С. Биоэтика с основами биоправа – М.: Научный мир, 2008 – 360 с
  17. Меннингер, К. Война с самим собой – М.: Эскимо–пресс 2000 – 480с
  18. Мэй, Р. Смысл Тревоги.– М.: Класс, 2001 –320с.
  19. Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств /под ред. Д. Вассерман; пер. Е. Ройне. — М.: Смысл, 2005. — 310 с.
  20. Орлов, А.Н Клиническая биоэтика М.: Медицина ,2003 – 360с
  21. Пейакович, Йу., Самоубийство подростков – М.:Медицина 2000–168 с.
  22. Пилягина, Г.Я. Культурологические предпосылки суицидального поведения –. М.: Академия , 1996–140 с.
  23. Погодин, И. А.,Суицидальное поведение. Психологические аспекты – Флинта, МПСИ, 2008 – 336 с.
  24. Психология. Словарь/Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2–е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с
  25. Руженков, В.А. Боева, А.В., Дикарев Е.Р. основы медицинской биоэтики Учебное пособие–Белгород – 2009 – 289с.
  26. Сгречча, Эл. Тамбоне, В. Биоэтика –М.: Смысл –2001–432с
  27. Старшенбаум, Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. – М.: Когито–Центр, 2005. – 376 с.
  28. Сорокин, П.А. Самоубийство как общественное явление. – М.:Академия 2001–105с
  29. Трегубов, Л. Вагин, Ю.Эстетика самоубийства. – Пермь, 1993–210 с.
  30. Рыбин, В. А. Эвтаназия. Медицина. Культура. Философские основания современного социокультурного кризиса в медико–антропологическом аспекте.– М.: Либроком, 2009 –.328 с
  31. Шнейдман, Э. Душа самоубийцы/Пер. с англ. – М.: Смысл, 2001. – 315 с.
  32. Шустов, Д. И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм – М.: Когито–Центр, 2004 – 216 с
  33. Чхартишвили, Г. Писатель и самоубийство. Изд. 2–е.–М.: Смысл 2001.– 672с
  34. Юрьева, Л. Н. Кризисные состояния Днепропетровск – М.: Арт–Пресс 1998 – 170с
  35. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. Пособие – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 208 с.
  36. Яровинский ,М.Я. Медицинская этика (биоэтика) – М.: Медицина, 2006 – 448с

Света Вы забываете в конце предложения ставить точки, где заметила. Я поставила, но лучше еще раз проверить

Аналогично  с пробелами перед квадратной скобкой. Они должны бытьт

Сверьте номера страниц в содержании и по тексту, т.к. я подняла этот параграф, он не должен начинаться с новой страницы

Света, я, сначала  исправляла Вам это сама, но таких  тараканов слишком много, исправьте, пжл, шрифт


Информация о работе Психологические аспекты суицидального поведения и эвтаназии