Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:24, курсовая работа
Актуальность исследования. Каждый человек хотя бы раз в жизни в серьез думает о самоубийстве. По официальной статистике, каждый год в мире кончают жизнь самоубийством миллион человек. Россия уже давно занимает прочную третью строчку в группе стран с самым большим процентом самоубийств [6]. Проблема выбора между жизнью и смертью является одним из важнейших моральных вопросов.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретико–методологический анализ суицидального
поведения…………………………………………………………………………6
1.1. Основные теоретические подходы к пониманию суицидального
поведения …………….…………………….……………………………….6
1.2. Понятие и виды суицильного поведения ...…………………………………………………...11
Выводы по первой главе………………………………………………...19
ГЛАВА 2. Эвтаназия как социально–психологическая проблема
2.1. Проблема эвтаназии в этическом, религиозном, юридическом и
медицинском аспектах………………………………………………………..20
2.2. Теоретический анализ феномена эвтаназии …………………………...24
Выводы по второй главе……………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………….……….……………………32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………………..35
Важнейшей чертой суицида является то, что смерть является делом самой жертвы, пострадавшим лицом является сам деятель. Однако внутренний мотив такого рода поступков не имеет решающего значения. Хотя в общем самоубийство является насильственным поступком, требующем определенных затрат силы и энергии, но возможен вариант прямо противоположный; отрицательное состояние или воздержание приводят к тому же результату. Пример данного явления может являться Иконоборец, жаждущий мученического венца, совершающий сознательное оскорбление величества, караемое смертной казнью, и умирающий от руки палача, является самоубийцей не в меньшей степени, чем тот, кто сам наносит себе смертельный удар [6].
Но нельзя рассматривать наравне смерть человека страдающего психическими расстройствами, примером может служить больной в сумеречном состоянии сознания может спрыгнуть с высоты, нанести себе порезы и даже повеситься и человека сознательно лишающего себя жизни.
Однако возникает вопрос, можно ли назвать смерть самоубийством, когда сама жертва знает о смертельном исходе, совершаемого ею поступка.
Сторонний наблюдатель не может ответить на этот вопрос, само намерение совершить самоубийство настолько интимно, и может быть рассмотрено извне слишком грубо и примитивно, иногда оно ускользает даже от внутреннего наблюдателя. Иногда сам человек не может ответить себе на вопрос об истинных целях своих поступков.
В своей книге «Суицидология» Ефремов пишет о том, что нельзя говорить, что поступок определяется целью действующего лица. Если не учитывать этот нюанс, то под определение суицида могут попасть многие поступки, не являющиеся в действительности самоубийством. Например, солдат, идущий в рукопашную с целым отрядом врага для того, чтобы спасти свой полк. С одной стороны он не хочет умирать, но сам становится виновником своей смерти. Но нельзя сравнивать этот факт, например, с самоубийством офицера, защищающего свою честь. В первом случае смерть принимается как необходимое условие той цели, к которой человек стремится, а во втором случае субъект стремится к смерти ради нее самой. Оба эти примера могут выступать как явления одного класса, а способы ухода их жизни являются лишь разновидностями. Но, согласно обыденному представлению, самоубийство – это порыв отчаянья, поступок человека, доведенного до крайности. Отказ от жизни происходит от того, что человек более не привязан к жизни, на самом же деле человек до последнего момента дорожит своей жизнью, что не мешает ему расстаться с ней [17].
Каковы бы не были мотивы, и цели самоубийства одной из важнейших черт этого поступка является то, что он совершается осознано. Сама жертва знает о результатах своих действий
Если же жертва четко не осознает последствий своего поступка, то это будет самоубийством только по существу, но не по степени. Так, например пожарника, осознанно подвергающего свою жизнь опасности ради спасения другого человека, но без явной угрозы смерти, самоубийцей назвать нельзя.
Так же можно привести пример человека играющего в русскую рулетку: с одной стороны он осознает последствия своих действий, но в то же время надеется на то, что они не наступят.
Классическим признано определение суицида, которое дал Э. Дюркгейм в своей книге «Самоубийство. Социологический этюд».
Самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим по страдавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах [5].
Это определение четко говорит об основных главных признаках суицида. Но так же оно достаточно четко говорит о месте самоубийства в моральном мире человека, оно не составляет какого–то класса чудовищных поступков, а является лишь преувеличенной формой повседневных поступков.
Э.Шнейдман внес большой вклад в определение понятия суицид, он выделил 10 универсальных признаков суицида [48]:
1. Общей целью суицида является нахождение решения.
2. Общая задача суицида состоит в прекращении сознания.
3. Общим стимулом к совершению суицида является невыносимая психическая (душевная) боль.
4. Общим стрессором при суициде
являются фрустрированные
5. Общей суицидальной эмоцией
является беспомощность–
6. Общим внутренним отношением
к суициду является
7. Общим состоянием психики при
суициде является сужение
8. Общим действием при суициде является бегство (эгрессия).
9. Общим коммуникативным
10. Общей закономерностью
Все представленные выше общие черты самоубийства, по мнению автора, относятся к самоубийству вообще, вне зависимости от пола, возраста, этнической принадлежности, психиатрического диагноза и других обстоятельств и характеристик суицидального поведения. Как пишет Э. Шнейдман, эти черты помогают понять личность самоубийцы и причины, заставившие его совершить этот экстремальный поступок [5].
Все суициды К.Меннигер делил на три группы: истинные, скрытые и демонстративные [17].
Истинный суицид. Направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни. Поэтому, своего рода, группу риска по суицидам составляют подростки и старики. Далеко не все подростковые самоубийства происходят от несчастной любви. Просто юноша, обдумывающий житье (или, соответственно, девушка) не нашел для себя ответа, каково его предназначение в этом мире (а в силу подросткового максимализма принять ответ жить для того, чтобы жить ему еще очень трудно). Старики же уходят из жизни, если вдруг понимают, что всю свою жизнь они прожили напрасно. Да, если пожилой человек уверен, что сделал на своем пути, хоть что–то значимое (хотя бы для себя самого), тогда он начинает любить жизнь. А вот те, кто убеждается, что все их существование прошло впустую, могут пойти на суицид и в преклонном возрасте. В конце концов, потеря смысла жизни может выглядеть как угодно – все зависит от того кто в чем видит этот смысл. Безденежье может толкнуть на роковой шаг того, для кого вся жизнь сводится к богатству; несчастная любовь может стать причиной суицида в том случае, если влюбленный не мыслит будущего без любимой; а женщина, убежденная, что ее предназначение – только в материнстве, может покончить с собой из-за обнаруженного бесплодия. Хотя, конечно, в любом из подобных случаев можно найти другой, более конструктивный выход.
Скрытый суицид. Э. Дюркгейм называл такой тип поведения «символический суицид». Американский исследователь Н.Б.Табачник определяет саморазрушающее поведение, как совершение «любых действий, над которыми у человека имеется некоторый реальный или потенциальный волевой контроль, способствующий продвижению индивида в направлении более ранней физической смерти». Карл Меннингер описал «хронический суицид», под которым понимал «непрямое саморазрушающее поведение, которое подрывало здоровье» [17]. Причём, саморазрушение может быть как осознанным, так и бессознательным. Такой вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Чаще всего к нему прибегают люди оценивающие суицид как недостойный поступок, способ избегания проблем. Однако, эти люди могут счесть жизнь не выносимой из–за непреодолимых препятствий, и их поведение может быть устремлено к смерти.
Зачастую люди медленно убивают себя, не осознавая своих суицидальных намерений. Лица, к которым относится это утверждение, отрицали бы то, что их действия направлены на саморазрушение либо причинение вреда самим себе. И все же, их образ жизни является движением в сторону саморазрушения. Те же психические силы, которые толкают человека к прыжку вниз с небоскреба, лежат в основе таких опасных привычек, как злоупотребление алкоголем, не медицинское употребление наркотиков, игнорирование серьезных болезней, переедание, чрезмерная работа или хроническое курение. Одним из самых распространенных непрямых самоубийств («скрытых суицидов») является так называемый «автоцид». Этот термин используют полицейские некоторых стран для обозначения смертей, при которых транспортные средства (в абсолютном большинстве случаев автомобили) используются, как инструмент совершения суицида. В случае аварии со смертельным исходом ответить на вопрос, что обусловило в данном случае ДТП (стремление уйти из жизни, невнимание, превышение скорости и другие причины), практически не представляется возможным. Дорога и автомобиль в совокупности обеспечивают идеальные условия для совершения самоубийства. Поэтому в каждом случае тяжелых дорожно–транспортных происшествий возникает необходимость выяснения, насколько «случайными» были действия водителя, приведшие к несчастному случаю.
В исследовании, проведенном Центром профилактики самоубийств в Лос–Анджелесе, было выявлено, что 25% обследованных жертв несчастных случаев вследствие автокатастроф находились перед ДТП в подавленном состоянии или говорили о чувстве беспомощности, что характерно для лиц с суицидальными тенденциями. О наличии весьма специфического состояния перед автокатастрофой у этих лиц свидетельствует и присутствие у них в тот период фантазий о смерти и саморазрушении (подобные «фантазии» характерны для так называемого предсуицидального синдрома».
Сложность установления мотивов того или иного смертельно опасного поведения в случае наступления смерти в результате собственных действий погибшего возникает не только в случае «автоцида» (это относится к таким формам поведения, как «суицид–игра», так называемая «русская рулетка», «игра со смертью» в рамках отдельных видов деятельности или экстравагантных поступков, далеко выходящих за границы повседневного опыта).
Демонстративный суицид. Не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Большинство суицидов – это не что иное, как попытка вести диалог: только, разумеется, вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть, а только достучаться до кого–то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности. Такой тип суицида характерен, как правило, истеричными личностями (в основном, женщинами и, меньшей частью, мужчинами). Всегда имеет симптомы истеричного расстройства. Этот суицид отличается от истинного количеством «угроз» в прошлом. Один из показателей истинного самоубийства – убийственная мощь средства. Также, если истинный самоубийца выбирает время и место, чтоб ему дали «спокойно» уйти из жизни, то шантажист обязательно делает это явно демонстративно, чтоб успели остановить. Конечно, демонстративный суицид иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа. Бич демонстративных самоубийц – случайность: случайно выстрелило ружье, случайно затянулась петля, случайно оказался скользким перрон... А они–то хотели только попугать! Можно, конечно, добиться своего другими способами. Но беда практически всех суицидентов в том, что они точно так же глухи к окружающим, как окружающие к ним. Поэтому–то чаще всего и не получается конструктивного диалога [21].
Выводы по первой главе
В психологии, так же как и в других науках нет единого взгляда на феномен самоубийства.
Различные науки дают отличающиеся
друг от друга определения
Все суициды можно разделить на три группы: истинный, демонстративный и скрытый. Они отличаются между собой по способам, целям и степени осознанности.
Исторически сложилось большое количество подходов к пониманию суицида. Наиболее распространенными являются биологический, психологический и социологический. В контексте биологического подхода причины суицида лежат в неправильном генетическом развитии. Социологический подход видит причины в неблагоприятной социальной обстановке. В психологии нет единого взгляда на самоубийство. Так, например К.Юнг видел причины суицида в бессознательном стремлении человека к духовному перерождению, которое может стать важной причиной смерти от собственных рук. Представители когнитивных теорий суицида рассматривают самоубийство как результат специфического «когнитивного разрушения», формирование которого подчинено желанию убежать от реальности.
ГЛАВА 2. Эвтаназия как социально – психологическое явление
2.1. Проблема эвтаназии в этическом, религиозном, юридическом и медицинском аспектах
Настоящее понимание явления, носящего название эвтаназия, включает в себя целый комплекс взаимосвязанных аспектов, среди которых обычно выделяют биолого–медицинский, этический, юридический и религиозный.
Этический аспект:
Защитники идеи «хорошей смерти», считают, что жизнь не должна превращаться в застенок, и терзать неизлечимо больных людей изнуряющими процедурами, капельницами и т.д. только ради того, чтобы констатировать их естественную смерть, куда более неэтично, чем помочь им безболезненно уйти из жизни.
В зарубежной литературе предлагается много вариантов нравственной оценки эвтаназии. Большинство авторов поддерживает методы пассивной эвтаназии и отвергает любую возможность применения активной. Однако есть и прямо противоположное мнение. Наиболее известным его выразителем является крупный американский философ Дж. Рейгелс, который выступил с резкой критикой постановления Американской медицинской ассоциации от 4 декабря 1973 г., где сказано: «…Намеренное прекращение жизни одного человеческого существа другим – милосердное убийство – противоречит и самому предназначению медицинской профессии и политике Американской медицинской ассоциации» [36,c 58].В
Информация о работе Психологические аспекты суицидального поведения и эвтаназии