Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:05, реферат
Цели исследования: выявить возможные барьеры общения у респондентов разных возрастов, дать им практические рекомендации.
Задачи исследования: провести ряд методик, выявляющих коммуникативные барьеры общения.
2. Придерживайтесь
3. Осознайте значимость
разрешения конфликта для себя,
задав вопрос: "Что будет, если
выход не будет найден?" Это
позволит перенести центр
4. Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, "выпустить пар". Но разрядиться на окружающих — это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.
5. Ориентируйтесь на
6. Предложите собеседнику
встать на ваше место и
"Если бы вы были
на моем месте, то что бы
вы сделали?" Это снимает критический
настрой и переключает
7. Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства.
8. Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.
9. Независимо от результатов
разрешения противоречий
II.Эмпирическая часть.
Методики и этапы проведения исследования.
В моём исследовании приняли участие 30 испытуемых двух возрастных групп: студенты 1-2 курса(17-19 лет, 10 девушек и 5 молодых людей) и рабочие в возрасте 45-50 лет (10 женщин и 5 мужчин).
В работе использовались методики: Оценка уровня общительности (тест Ряховского), методика "Выход из трудных жизненных ситуаций", тест: Ваша коммуникативная установка. (см.Приложения1-15)С их помощью было выявлено: уровень общительности испытуемых, коммуникативная установка гибкость и быстрота выхода из ситуации барьера.
Сначала испытуемым была предложена методика: «оценка уровня общительности (тест Ряховского)», были выявлены результаты, далее респонденты прошли тест «ваша коммуникативная установка» и в заключении ответили на ряд вопросов теста: "Выход из трудных жизненных ситуаций".
Анализ, выводы
В ходе исследования получились следующие результаты:
В тесте Ряховского обе возрастные группы набрали приблизительно одинаковое количество баллов (9-18)(см таблицу 1). Среднее значение – 13,5баллов. Это свидетельствует о примерно одинаковом уровне общительности обоих групп. Если обратиться к классификатору теста – такое количество баллов свидетельствует о:
Испытуемые любознательны,
охотно слушают интересного
При подведении итогов теста можно сказать, что испытуемые находятся на уровне нормальной коммуникабельности, но бывают и чересчур любознательными и вспыльчивыми.
Таблица 1. Результаты теста Ряховского
Количество баллов |
3 и менее |
4-8 |
9-13 |
14-18 |
19-24 |
25-29 |
30-32 |
Испытуемые |
Обе возрастные группы |
Исходя из результатов теста
«ваша коммуникативная
Таблица 2. Результаты теста
«ваша коммуникативная
1шкала: Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них.
2 шкала: Открытая жестокость в отношениях к людям.
3 шкала: Обоснованный
4 шкала: Брюзжание, то
есть склонность делать
5 шкала: Негативный личный опыт общения с окружающими.
Так, из таблицы 2 видно, что «молодое поколение» набрало по 1 и 2 шкале (Открытая жестокость в отношениях к людям и завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них) большее количество баллов. Это свидетельствует о замаскированной, приглушенной или косвенной форме суждения личности содержат недоброжелательность, настороженность в отношениях со многими партнерами, отрицательные выводы о людях, нежелание откликаться на их проблемы. Подобные умонастроения несут в себе негативную энергию. Также видно, что первая возрастная группа придерживается отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия. Они демонстрируют весьма выраженную жесткость - завуалированную или открытую, либо и ту, и другую сразу, как в случае с нашими испытуемыми, но в то же время словно носят розовые очки: то, что вызывает обоснованный негативизм, не замечают. Обычно, такие взгляды демонстрируют весьма сложные особы: внутренне противоречивые, непоследовательные в высказываниях, со сниженной самокритичностью, склонные к рисовке и вызывающему поведению.
В то время у старшего поколения
по всем трём шкалам набрано меньшее
количество баллов, это говорит о
меньшем отрицательном
Обратим внимание на общее количество баллов в итоге теста. У молодого поколения это – 55 баллов, а у старшего – это – 32 балла. Следуя классификатору теста: если вы получили балл выше общего среднего – 33(из 100 возможных), это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая, по всей вероятности, неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров.
Следует учесть, что в тесте Ряховского обе группы набрали примерно одинаковые результаты. Рискнём предположить, что общительность сама по себе ни коем образом не влияет на коммуникативную негативную установку.
В заключении рассмотрим результаты третьего теста, проведённого с испытуемыми (методика "Выход из трудных жизненных ситуаций"). Полученные результаты наглядно показывают как респондент выходит из трудных жизненных ситуаций: мирится с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, замыкаются в себе и предпочитают «не видеть» проблем, или проклинают судьбу, эмоционально разряжаются и, в конечном счете, также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем. Опросник позволяет выявить доминирующий у данного человека способ решения жизненных проблем.
На основании общей суммы баллов, набранных испытуемым, судят о типичных для него способах выхода из затруднительных ситуаций.
При сумме баллов от 7 до 15 делают вывод о том, что данный человек легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие.
При сумме набранных баллов от 16 до 26 приходят к заключению, что не всегда данный человек с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто он срывается, проклинает ее, т.е. расстраивается при возникновении проблем и расстраивает других.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 27 до 36, то это дает основание сделать вывод о том, что данный человек не может нормально переживать неприятности и обычно реагирует на них психологически неадекватно.
Результаты таковы: группа «Молодое поколение» набрала в среднем 20-22 балла, что говорит, что не всегда данный человек с достоинством выдерживает удары судьбы. Может сорваться. (см. Таблицу 3)
«Старшее поколение» получило в среднем 10 баллов, что говорит о более конструктивном доминирующем стиле выхода из трудных жизненных ситуаций. (см. Таблицу 3)
Таблица 3. Результаты теста "Выход из трудных жизненных ситуаций"
Количество баллов |
от 7 до 15 |
от 16 до 26 |
от 27 до 36 |
Испытуемые |
«Старшее поколение» |
«Молодое поколение» |
Выводы: Исходя из полученных результатов по всем трём методикам, проведёнными с испытуемыми, можно подвести итог: «молодое поколение» отличается более выраженной негативной коммуникативной установкой и сложнее выходит из сложившейся ситуации, а «старшее поколение» не имеет выраженную негативную коммуникативную установку и с лёгкостью справляется с трудными обстоятельствами.
Возможно, это обуславливается богатым жизненным опытом и большей мудростью «старших». Скорее всего, именно эта особенность лежит в основе проблемы «отцов и детей».
Гипотеза верифицирована.
Заключение
Подводя итог работе, можно сделать следующие выводы:
Общение – очень важное составляющее социальной жизни человека. Часто в этом сложном процессе возникают трудности – так называемые «коммуникативные барьеры общения».
Нас интересовала эффективность деятельности коммуникации за счет умения респондентами преодолевать психологические барьеры, добиваться желаемых результатов благодаря своим умениям и навыкам в сфере общения.
В современной науке об общении столь огромное количество несовпадающих, а иногда противоречащих понятий и определений, что затрудняет изучение и использования на практике форм и механизмов общения.
Если попытаться определить нашу позицию в вопросе об общении, мы, прежде всего, должны подчеркнуть, что общение является одним из видов деятельности. Но не всем оно легко даётся, ведь у партнеров по общению часто разные, в нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие.
Круг лиц, испытывающих потребность
в совершенствовании своих
Для эффективного общения
надо обладать некоторой системой навыков,
знаний и умений, которую принято
обозначать понятием социально-психологическая
или коммуникативная
В своей работе я попыталась разобраться с проблемами коммуникации и способами их решения для эффективного общения и понимания других.
Без коммуникации невозможно
существование никакой
Список используемой литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996. – с 343
2. Антонов В.Г., Бобылева Н.В. Организационное поведение в таблицах и схемах / Под научной редакцией д. э. н. Г.Р. Латфуллина, д. э. н. О.Н. – 321с. 3.Атватер И., Я Вас слушаю: (Советы руководителю, как правильно слушать собеседника). Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1984. – 112 с
4. Батаршев А.В. «Организаторские и коммуникативные качества личности» (Для деловых людей). - Таллин: Центр информационных и социальных технологий «Регалис», 1998. – 146с.
5. Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2008. – 576с.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник М: «Высшая школа», 2000 г. – 243с.
7. Венидиктова В.И. О деловой этике и этикете, Москва, 1997 – с 187.
8. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи, Москва, 1997 - с 235 9.Громова – М.: Айрис-пресс, 2002 – 288с. ил. - /Высшее образование.
10.Донцов А.И. "Психология коллектива". Айрис-пресс, 2002 – 265с.
11. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю.; Под ред. Проф. 5. – 324с.
12. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 1991. – 243с.
13.В.Н.Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 180 с.
14. Леви В. «Искусство быть другим» С-Петербург. изд. Питер 1993 – 215с.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972. – 132с.
15. Ломов Б.Ф. Общение
и социальная регуляция
Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976. – 270с.
16. Леонтьев А.А. Психология общения, Москва, 1999 - 465с.
17.Лукичева Л.И. Управление организацией.- М. - 2004.
18.Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие 2-ое издание. – СПБ: Издательство Михайлова В.А., 2002 – 254с.
19.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1999.
20. Митителло В.Л., Этика и этикет делового человека., Самара, 1992
21. Морозов С.М."Методы психологического исследования личности" К: 92 г. 218 – с
20. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.
21. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение /Перевод с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского – СПБ: -Издательство «Питер», 2000 – 448с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).
22. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.
23. Психологический словарь. – М., 1983 г. –Г. В. Бороздина. Психология делового общения. М., 1999. - 231с .
24"Психология" словарь М: 90 г. "Политиздат". - 145с.
25. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, "Сибирское соглашение", 1999.
26.М.М.Рыбакова "Конфликт
и взаимодействие в