Психологические барьеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:05, реферат

Описание

Цели исследования: выявить возможные барьеры общения у респондентов разных возрастов, дать им практические рекомендации.
Задачи исследования: провести ряд методик, выявляющих коммуникативные барьеры общения.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 131.60 Кб (Скачать документ)

2. Придерживайтесь многоальтернативного  подхода и, настаивая на своем  предложении, не отвергайте предложение  партнера, задав себе вопрос: "Разве  я никогда не ошибаюсь?" Постарайтесь  взять оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь  они принесут в ближайшее время  и потом.

3. Осознайте значимость  разрешения конфликта для себя, задав вопрос: "Что будет, если  выход не будет найден?" Это  позволит перенести центр тяжести  с отношений на проблему.

4. Если вы и ваш собеседник  раздражены и агрессивны, то необходимо  снизить внутреннее напряжение, "выпустить пар". Но разрядиться  на окружающих — это не выход,  а выходка. Но если уж так  получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.

5. Ориентируйтесь на положительное,  лучшее в человеке. Тогда вы  обязываете и его быть лучше.

6. Предложите собеседнику  встать на ваше место и спросите:

"Если бы вы были  на моем месте, то что бы  вы сделали?" Это снимает критический  настрой и переключает собеседника  с эмоций на осмысление ситуации.

7. Не преувеличивайте свои  заслуги и не демонстрируйте  знаки превосходства.

8. Не обвиняйте и не  приписывайте только партнеру  ответственность за возникшую  ситуацию.

9. Независимо от результатов  разрешения противоречий старайтесь  не разрушить отношения. {4}

 

II.Эмпирическая часть. 

 

Методики и этапы проведения исследования.

В моём исследовании приняли  участие 30 испытуемых двух возрастных групп: студенты 1-2 курса(17-19 лет, 10 девушек  и 5 молодых людей) и рабочие в  возрасте 45-50 лет (10 женщин и 5 мужчин).

В работе использовались методики: Оценка уровня общительности (тест Ряховского), методика "Выход из трудных жизненных ситуаций", тест: Ваша коммуникативная установка. (см.Приложения1-15)С их помощью было выявлено: уровень общительности испытуемых, коммуникативная установка гибкость и быстрота выхода из ситуации барьера.

Сначала испытуемым была предложена методика: «оценка уровня общительности (тест Ряховского)», были выявлены результаты, далее респонденты прошли тест «ваша коммуникативная установка» и в заключении ответили на ряд вопросов теста: "Выход из трудных жизненных ситуаций".

 

Анализ, выводы

В ходе исследования получились следующие результаты: 

В тесте Ряховского обе возрастные группы набрали приблизительно одинаковое количество баллов (9-18)(см таблицу 1). Среднее значение – 13,5баллов. Это свидетельствует о примерно одинаковом уровне общительности обоих групп. Если обратиться к классификатору теста – такое количество баллов свидетельствует о: 

Испытуемые любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без  вспыльчивости. Без неприятных переживаний  идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний; экстравагантные выходки  и многословие вызывают у них  раздражение. Также респонденты  бывают весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Иногда даже любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Бывает, вспылят, но быстро отходят. Чего им недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, могут себя заставить не отступать. 

При подведении итогов теста  можно сказать, что испытуемые находятся  на уровне нормальной коммуникабельности, но бывают и чересчур любознательными  и вспыльчивыми.

 

Таблица 1. Результаты теста  Ряховского

Количество баллов

3 и менее

4-8

9-13

14-18

19-24

25-29

30-32

Испытуемые

   

Обе возрастные группы

     

 

 Исходя из результатов теста  «ваша коммуникативная установка» были выявлены следующие интересные результаты(см таблицу 2): 

 

Таблица 2. Результаты теста  «ваша коммуникативная установка»

1шкала: Завуалированная  жестокость в отношениях к  людям, в суждениях о них.

2 шкала: Открытая жестокость  в отношениях к людям.

3 шкала: Обоснованный негативизм  в суждениях о людях.

4 шкала: Брюзжание, то  есть склонность делать необоснованные  обобщения негативных фактов  в области взаимоотношений с  партнерами и в наблюдении  за социальной действительностью.

5 шкала: Негативный личный  опыт общения с окружающими.

Так, из таблицы 2 видно, что  «молодое поколение» набрало по 1 и 2 шкале (Открытая жестокость в отношениях к людям и завуалированная  жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них) большее  количество баллов. Это свидетельствует  о замаскированной, приглушенной или  косвенной форме суждения личности содержат недоброжелательность, настороженность  в отношениях со многими партнерами, отрицательные выводы о людях, нежелание  откликаться на их проблемы. Подобные умонастроения несут в себе негативную энергию. Также видно, что первая возрастная группа придерживается отрицательных  выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия. Они демонстрируют весьма выраженную жесткость - завуалированную или открытую, либо и ту, и другую сразу, как в случае с нашими испытуемыми, но в то же время словно носят розовые очки: то, что вызывает обоснованный негативизм, не замечают. Обычно, такие взгляды демонстрируют весьма сложные особы: внутренне противоречивые, непоследовательные в высказываниях, со сниженной самокритичностью, склонные к рисовке и вызывающему поведению. 

В то время у старшего поколения  по всем трём шкалам набрано меньшее  количество баллов, это говорит о  меньшем отрицательном отношении  к окружающим, о меньшем эмоциональном  напряжении, и о меньшем негативизме  в целом.

Обратим внимание на общее  количество баллов в итоге теста. У молодого поколения это – 55 баллов, а у старшего – это  – 32 балла. Следуя классификатору теста: если вы получили балл выше общего среднего – 33(из 100 возможных), это свидетельствует  о наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая, по всей вероятности, неблагоприятно сказывается  на самочувствии партнеров. 

Следует учесть, что в тесте  Ряховского обе группы набрали примерно одинаковые результаты. Рискнём предположить, что общительность сама по себе ни коем образом не влияет на коммуникативную негативную установку. 

В заключении рассмотрим результаты третьего теста, проведённого с испытуемыми (методика "Выход из трудных жизненных  ситуаций"). Полученные результаты наглядно показывают как респондент выходит из трудных жизненных ситуаций: мирится с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, замыкаются в себе и предпочитают «не видеть» проблем, или проклинают судьбу, эмоционально разряжаются и, в конечном счете, также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем. Опросник позволяет выявить доминирующий у данного человека способ решения жизненных проблем.

На основании общей  суммы баллов, набранных испытуемым, судят о типичных для него способах выхода из затруднительных ситуаций.

При сумме баллов от 7 до 15 делают вывод о том, что данный человек легко примиряется с  неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие.

При сумме набранных баллов от 16 до 26 приходят к заключению, что  не всегда данный человек с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто  он срывается, проклинает ее, т.е. расстраивается при возникновении проблем и  расстраивает других.

Если сумма баллов оказалась  в пределах от 27 до 36, то это дает основание сделать вывод о  том, что данный человек не может  нормально переживать неприятности и обычно реагирует на них психологически неадекватно.

Результаты таковы: группа «Молодое поколение» набрала в среднем 20-22 балла, что говорит, что не всегда данный человек с достоинством выдерживает  удары судьбы. Может сорваться. (см. Таблицу 3)

«Старшее поколение» получило в среднем 10 баллов, что говорит  о более конструктивном доминирующем стиле выхода из трудных жизненных  ситуаций. (см. Таблицу 3)

Таблица 3. Результаты теста "Выход из трудных жизненных  ситуаций"

Количество баллов

от 7 до 15

от 16 до 26

от 27 до 36

Испытуемые

«Старшее поколение»

«Молодое поколение»

 

Выводы: Исходя из полученных результатов по всем трём методикам, проведёнными с испытуемыми, можно подвести итог: «молодое поколение» отличается более выраженной негативной коммуникативной установкой и сложнее выходит из сложившейся ситуации, а «старшее поколение» не имеет выраженную негативную коммуникативную установку и с лёгкостью справляется с трудными обстоятельствами. 

Возможно, это обуславливается  богатым жизненным опытом и большей  мудростью «старших». Скорее всего, именно эта особенность лежит  в основе проблемы «отцов и детей».

Гипотеза верифицирована.

 

Заключение

Подводя итог работе, можно  сделать следующие выводы:

Общение – очень важное составляющее социальной жизни человека. Часто в этом сложном процессе возникают трудности – так  называемые «коммуникативные барьеры  общения». 

Нас интересовала эффективность  деятельности коммуникации за счет умения респондентами преодолевать психологические  барьеры, добиваться желаемых результатов  благодаря своим умениям и  навыкам в сфере общения.

В современной науке об общении столь огромное количество несовпадающих, а иногда противоречащих понятий и определений, что затрудняет изучение и использования на практике форм и механизмов общения.

Если попытаться определить нашу позицию в вопросе об общении, мы, прежде всего, должны подчеркнуть, что общение является одним из видов деятельности. Но не всем оно  легко даётся, ведь у партнеров  по общению часто разные, в нередко  и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие.

Круг лиц, испытывающих потребность  в совершенствовании своих коммуникативных  навыков, весьма широк. К нему относится  и «молодое поколение». В конкретной работе рассматривается достаточно актуальная проблема – проблема «отцов и детей», так называемый барьер возрста.

Для эффективного общения  надо обладать некоторой системой навыков, знаний и умений, которую принято  обозначать понятием социально-психологическая  или коммуникативная компетентность. В состав социально-психологической компетентности включается умение понимать личность и эмоциональные состояния партнеров по общению, знать правила поведения в различных коммуникативных ситуациях, уметь выбрать адекватную форму обращения и многое-многое другое. 

В своей работе я попыталась разобраться с проблемами коммуникации и способами их решения для  эффективного общения и понимания  других.

Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей. Коммуникация - это средство, с помощью которого в единое целое  объединяется организованная деятельность. Коммуникация является средством, с  помощью которого осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели.

 

Список используемой литературы  

 

1. Андреева Г.М. Социальная  психология. – М., Аспект Пресс, 1996. – с 343

2. Антонов В.Г., Бобылева Н.В. Организационное поведение в таблицах и схемах / Под научной редакцией д. э. н. Г.Р. Латфуллина, д. э. н. О.Н. – 321с. 3.Атватер И., Я Вас слушаю: (Советы руководителю, как правильно слушать собеседника). Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1984. – 112 с

4. Батаршев А.В. «Организаторские и коммуникативные качества личности» (Для деловых людей). - Таллин: Центр информационных и социальных технологий «Регалис», 1998. – 146с.

5. Берн. Игры, в которые  играют люди. Люди, которые играют  в игры. – М.: Эксмо, 2008. – 576с.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник М: «Высшая школа», 2000 г. – 243с.

7. Венидиктова В.И. О деловой этике и этикете, Москва, 1997 – с 187.

8. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи, Москва, 1997 - с 235 9.Громова – М.: Айрис-пресс, 2002 – 288с. ил. - /Высшее образование.

10.Донцов А.И. "Психология  коллектива". Айрис-пресс, 2002 – 265с.

11. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю.; Под ред. Проф. 5. – 324с.

12. Зимняя И.А. Психология  обучения иностранному языку  в школе. – М., 1991. – 243с.

13.В.Н.Лавриненко. – М.: Культура  и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 180 с.

14. Леви В. «Искусство  быть другим» С-Петербург. изд. Питер 1993 – 215с. 

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972. – 132с.

15. Ломов Б.Ф. Общение  и социальная регуляция поведения  индивида// 

Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976. – 270с.

16. Леонтьев А.А. Психология  общения, Москва, 1999 - 465с.

17.Лукичева Л.И. Управление  организацией.- М. - 2004.

18.Машков В.Н. Психология  управления: Учебное пособие 2-ое  издание. – СПБ: Издательство  Михайлова В.А., 2002 – 254с. 

19.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1999.

20. Митителло В.Л., Этика и этикет делового человека., Самара, 1992

21. Морозов С.М."Методы  психологического исследования  личности" К: 92 г. 218 – с

20. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.

21. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение /Перевод с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского – СПБ: -Издательство «Питер», 2000 – 448с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).

22. Общение и оптимизация  совместной деятельности. Под ред.  Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.

23. Психологический словарь.  – М., 1983 г. –Г. В. Бороздина. Психология делового общения. М., 1999. - 231с .

24"Психология" словарь  М: 90 г. "Политиздат". - 145с.

25. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, "Сибирское соглашение", 1999.

26.М.М.Рыбакова "Конфликт  и взаимодействие в педагогическом  процессе" М: 91 г., "Просвещение". С – 286 

Информация о работе Психологические барьеры