Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:05, реферат
Цели исследования: выявить возможные барьеры общения у респондентов разных возрастов, дать им практические рекомендации.
Задачи исследования: провести ряд методик, выявляющих коммуникативные барьеры общения.
5. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.
6. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».
8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
9. Отсутствие изменении в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
10. «Эффект последней информации» проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.
Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление казуальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей[5]. Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека) либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций).
На восприятие людей влияют стереотипы — привычные упрощенные представления о других группах людей, в которых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, от средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.
На восприятие людей влияют
и предубеждения —
На восприятие и понимание людей влияют установки — неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.
Установки имеют три измерения:
- когнитивное измерение — мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;
- аффективное измерение — положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации;
- поведенческое измерение — готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.
Установки формируются:
1. под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом;
2. на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.
Предвзятое мнение человека руководит тем, как он воспринимает и интерпретирует информацию. Изображение лица человека на фотографии может совершенно по-разному восприниматься (это жестокий или добрый человек?), в зависимости от того, что известно о данном человеке: например, гестаповец он или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», показывает, что убеждения могут жить своей собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях или даже о себе может продолжать существовать, несмотря на дискредитацию. Для того чтобы изменить убеждение часто требуются более убедительные доказательства, чем для того, чтобы создать его.
3 Возможные пути преодоления барьеров общения
При межличностном общении
важно уметь «снимать маску», быть
открытым и искренним. Без открытого
общения не могут существовать теплые
и близкие отношения с людьми.
Человек, заинтересованный в том, чтобы
лучше ориентироваться в
Следует помнить, что стереотипы мышления есть и у того, кто сообщает информацию, и у того, кто ее получает.
Каждый человек видит окружающий мир по-своему. Образ мира всегда субъективен (вспомните закон неопределенности отклика). Так вот, совершенно справедливо утверждение: «Мы верим тому, чему хотим верить». У каждого из нас есть свои предпочтения, каждому что-то нравится, а что-то — нет. И в поведении человек ориентируется на свое видение ситуации, на свои оценки, симпатии и антипатии.
В процессе общения проблема
усложняется. Если действительно захотеть
быть лидером в общении, приходится
преодолевать не только свои собственные
предвзятые представления, но и предрассудки
ваших собеседников, так как люди
ищут подтверждения своим взглядам
и отвергают то, что не вписывается
в систему их представлений. Изменить
установки людей, их предрассудки и
предубеждения почти невозможно
— ведь это часть психики человека.
Наивно полагать, что под воздействием
логических аргументов, показывающих
несостоятельность некоего
Можно выделить несколько путей преодоления:
1. действия должны быть направлены не на устранение предубеждений и предвзятых мнений (что, как уже было сказано, невозможно), а на ослабление и устранение их влияния в каждом конкретном случае.
2. действия направлены на ослабление влияния предвзятых представлений не только у оппонентов, но и у себя.
3. сознательно передать инициативу разговора в руки собеседника, тем самым лишая его возможности оставаться оппонентом и говорить «нет».
4. для получения утвердительных ответов использовать «усилители», то есть высказывания, имеющие общий характер и не вызывающие возражений.
Этот метод называется методом переубеждения, или методом «Я — Сократ».
Как известно, Сократ в своих диалогах задавал вопросы, на которые его собеседник отвечал в основном «да», и тем самым добивался переубеждения оппонента. Думается, что тщательное изучение «Апологии Сократа» Платона есть прекрасная школа управленческого общения.
Также необходимо уменьшить коммуникативный барьер. Это можно сделать, руководствуясь следующими положениями.
1. Постарайтесь сразу избавиться
от стереотипов мышления. Конечно,
это нелегко. Но если
2. Каждый раз, формируя
сообщение, помните о двух
3. Для устранения в сообщении
искажений, идущих от
- Принимая информацию, отделяйте эмоции от фактов, а факты — от мнений. Сделать это очень просто. Выслушав собеседника, попросите его повторить сказанное, ограничиваясь фактами и оставив оценки этих фактов при себе.
- Снабжая информацией, не стесняйтесь попросить повторить ее, особенно если речь идет о чем-то очень важном.
Эти приемы можно назвать элементарной техникой безопасности управленческого общения, ведь они помогают нейтрализовать стереотипы мышления и повысить качество общения.
Установка сознания — это устойчивое отношение человека к окружающему миру, другим людям и самому себе, основанное на его жизненном опыте. Можно сказать, что установки сознания есть у каждого; это своеобразные аксиомы, которые, однажды подтвердившись, уже не подвергаются сомнению и не нуждаются в доказательствах. Установки сознания могут быть правильными или неправильными, но в том и другом случае они, так или иначе, подтверждены опытом человека. Правильные установки сознания помогают человеку лучше адаптироваться к окружающему миру, не повторять ошибок, действовать с учетом собственного опыта.
Заключение
Общение чрезвычайно многогранно.
Оно может быть представлено в
своем разнообразии по видам. Различают
межличностное и массовое общение.
Межличностное общение связано
с непосредственными контактами
людей в группах или парах,
постоянных по составу участников.
Массовое общение — это множество
непосредственных контактов незнакомых
людей, а также коммуникация, опосредованная
различными видами средств массовой
информации. Общение может быть личным
и деловым. Личное общение — это
обмен неофициальной
Соблюдение условий
Культура общения —
это совокупность ценностей (свободы,
справедливости, прав и обязанностей,
ответственности и
Современное знание предлагает такие отношения, когда не будет надобности индивидам за счет другого добиваться цели. Успех зависит и от самого человека и от общения. Личность может найти себя в полном и разностороннем применении способностей, в сознании того, что ее состояние не основано на страданиях окружающих. Культура общения открывает широкие возможности для развития личности.
Общение — первый вид деятельности,
возникающий в процессе индивидуального
развития человека, за ним следуют
игра, учение и труд. Все эти виды
деятельности носят развивающий
характер, т. е. при включении и
активном участии в них ребенка
происходит его интеллектуальное и
личностное развитие. Общение рассматривается
как вид деятельности, направленной
на обмен информацией между
Список литературы
1. Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: ВЛАДОС, 2001.
2. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2004.
3. Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Велби, Проспект, 2005.
4. Психология. / Под ред. Вороновой А.В. – СПб.: Питер, 2004.
5. Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Прогресс, 1987.
6. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. – СПб.: Питер, 2002.
[1] Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Велби, Проспект, 2005.
[2] Рубинштейн С.Л. Основы психологии. – СПб.: Питер, 2002.
[3] Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: ВЛАДОС, 2001.
[4] Психология. / Под ред. Вороновой А.В. – СПб.: Питер, 2004.
[5] Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2004.
[6] Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Прогресс, 1987.
Барьеры общения
Достаточно часто в жизни людей получаются такие ситуации, когда они остаются непонятыми. Казалось бы, разговаривают все на одном языке, тогда почему возникает недопонимание?
Путем общения каждый как передает информацию, так и получает. Однако смысловую нагрузку несут не только слова - огромную роль играет и мимика, жесты, интонация. Именно поэтому информация не всегда воспринимается верно, этому мешают так называемые барьеры общения.
Что такое барьеры общения?
Барьерами общения называют препятствия на пути понимания собеседника. Причем препятствия могут носить совсем разный характер, так как на неприятие информации в процессе общения влияют многие факторы. Именно в зависимости от этих факторов и происходит классификация барьеров общения.