Психологические факторы кратковременного запоминания простых и сложных слов

Автор работы: k*********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 19:06, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать индивидуальные особенности памяти младшего школьника, их проявление и развитие в процессе обучения.
Задачи:
Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме «Диагностика памяти в младшем школьном возрасте»;
Провести эмпирическое исследование по проблеме «Диагностика памяти в младшем школьном возрасте»;
Предложить средства развития памяти.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования памяти в младшем школьном возрасте
1.1 Сущностные характеристики памяти как познавательного процесса.
1.2 Анализ основных подходов к классификации видов памяти
1.3 Характерные особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте
Выводы к главе 1
Глава 2 Эмпирическое исследование памяти в младшем школьном возрасте
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Обработка и интерпретация полученных данных
2.3 Рекомендации
Выводы к главе 2
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Психологические факторы кратковременного запоминания простых и сложных слов.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования памяти в младшем школьном возрасте

1.1 Сущностные  характеристики памяти как познавательного  процесса.

1.2 Анализ основных  подходов к классификации видов  памяти

1.3 Характерные  особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте

Выводы к главе 1

Глава 2 Эмпирическое исследование памяти в младшем школьном возрасте

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Обработка и интерпретация полученных данных

2.3 Рекомендации

Выводы к главе 2

Заключение

Список использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  темы обусловлена тем, что на сегодняшний день существует проблема развития памяти младших школьников т.к. память, есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Никакое актуальное действие не мысленно вне процесса памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательного предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте в психологии, следует учесть, что данная тема анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях, в интернете. Высоких успехов в изучении памяти добились психологи XVIII-XIX веков Англии и Германии (Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцеккер), собравшие большой экспериментальный материал давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений. Особенности запоминания в младшем школьном возрасте изучались А.А. Смирновым, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьевым и другими выдающимися отечественными психологами. Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало её одной из узловых проблем. В настоящее время в науке нет единой теории памяти. [26,с.134].

     Проблема: недостаточно изученность способов развития памяти у младших школьников с учетом индивидуальных особенностей.

     Цель  работы: исследовать индивидуальные особенности памяти младшего школьника, их проявление и развитие в процессе обучения. 
 
 

     Задачи:  

     
  1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме «Диагностика памяти в младшем  школьном возрасте»;
 
     
  1. Провести  эмпирическое исследование по проблеме «Диагностика памяти в младшем школьном возрасте»;
 
     
  1. Предложить  средства развития памяти.
 

     Объект: память младших школьников.

     Предмет: индивидуальные особенности памяти младшего школьника.

     Гипотеза: заключается в том, что при изучение особенностей памяти в младшем школьном возрасте, уровень опосредованной слуховой памяти у испытуемых ниже уровня развития объёма кратковременной слуховой памяти.

     Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы, включающего 28 источников. Общий объем работы составляет 41страница 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1 Теоретические основы исследования памяти в младшем школьном возрасте.

    1. Сущностные характеристики памяти как познавательного процесса.
 

     Память  – запоминание, сохранение, воспроизведение  и последующее забывание  приобретенного опыта. Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге.

       Основными процессами памяти  являются запоминание, сохранение, воспроизведение,  узнавание и  забывание. Запоминание – главный процесс памяти, от него во многом  зависят полнота, точность, последовательность воспроизведения материала,  прочность и длительность его сохранения. Запоминание и воспроизведение  осуществляются в форме непроизвольных или произвольных процессов. Забывание обычно протекает как непроизвольный процесс. Протекание процессов запоминания,  сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный  материал в деятельности субъекта. Наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия. Прочность этих связей определяется тем, какова степень  участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова их  значимость для достижения предстоящих целей.

     Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает

       определенными характеристиками. Основными  характеристиками памяти являются:  объем, быстрота запечатления, точность  воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. Объем памяти – это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая  характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Говоря об объеме памяти, в качестве показателя используют количество запомненных единиц  информации.[1,c.256]

     Такой параметр, как быстрота воспроизведения, характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как  правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти. Другая характеристика памяти – точность воспроизведения. Эта характеристика  отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения в памяти  часть   информации утрачивается, а часть – искажается  при воспроизведение этой информации человек может допускать ошибки.  Важнейшей характеристикой памяти является длительность, она отражает способность  человека удерживать определенное время необходимую информацию. Очень часто на  практике мы сталкиваемся с тем, что человек запомнил необходимую информацию, но  не может ее сохранить в течение необходимого времени. Например, человек  готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить  следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда  бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда  потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать. Однако спустя  некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В  данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти – готовностью  воспроизвести запечатленную в памяти информацию. Таким образом, память – это сложный психический процесс, который объединяет  целый ряд психических процессов. Основными характеристиками памяти являются  объем, быстрота воспроизведения, точность воспроизведения, длительность,  готовность воспроизвести информацию. 
 
 
 

     1.2 Анализ основных подходов к классификации видов памяти 

       Память является основой психической  деятельности. Без нее невозможно  формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит  в основе способностей человека, является условием научения, приобретения  знаний, формирования умений и навыков.

     Существует  несколько основных подходов в классификации  памяти. В настоящее время в  качестве наиболее общего основания  для выделения различных видов  памяти принято рассматривать зависимость  характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

      1) по характеру психической активности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

      2) по характеру целей деятельности  — на непроизвольную и произвольную;

      3) по продолжительности закрепления  и сохранения материала— на  кратковременную, долговременную  и оперативную.

       Классификация видов памяти по  характеру психической активности  была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии. Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти[11,с.264].

       Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связан: с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. По М.М. Иванову, запоминание и воспоминание, не сопровождаемые целенаправленным волевым актом, при которых отсутствует специальная цель запомнить или вспомнить, называется непроизвольной памятью. Если работа памяти сопровождается целенаправленным действием воли, мы говорим о произвольной памяти.

       Существует также деление памяти на кратковременную верхкратковременную, и долговременно. М.М. Иванов указывает нам, что сверхкратковременная (оперативная) память обслуживает производимые человеком действия во время их осуществления. При этом мы удерживаем "в уме" промежуточные результаты, необходимые для завершения всего действия. То же самое происходит при чтении, письме, слушании и т.д. Кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением информации после однократного непродолжительного восприятия. Значит, эта информация побывала лишь в кратковременной памяти и не проникла в долговременную. Долговременная память характеризуется длительным сохранением информации, после неоднократного ее повторения и воспоминания.

     По  определению, данному в большом  энциклопедическом словаре, "запоминание - главный процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации"[19,с.298].  В зависимости от способа и характера осуществления процессов памяти принято различать произвольное и непроизвольное; механическое и смысловое, а также опосредствованное и непосредственное запоминание.

       Л.Д. Столяренко рассматривает  сохранение как процесс активной  переработки, систематизации, обобщения  материала, овладения им. То, что  человек запомнил, мозг хранит  более или менее длительное  время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти и изменяется мало, а статическое - в долговременной памяти обязательно подвергается реконструкции, переработке. О сохранении информации и ее видоизменении можно судить только по следующим двум процессам памяти - узнаванию и воспроизведению.

       Процессы узнавания и воспроизведения,  мы рассмотрели по Е.И. Рогову. Это процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом и его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

     Различают воспроизведение непосредственное и опосредованное. Непосредственное воспроизведение протекает без промежуточных ассоциаций. При опосредованном воспроизведении человек опирается на промежуточные ассоциации - слова, образы, чувства, действия, с которыми связан объект воспроизведения. Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому ее виды и типы многообразны.

       Различают наглядно-образный, словесно-абстрактный  и промежуточный типы памяти. Среди всех типов памяти в  первую очередь в практической  жизни (в учебе, работе, быту) нам необходимы зрительный, слуховой и двигательный, которые мы рассмотрели по М.М. Иванову. Зрительная память - память на представления, зрительные образы. Слуховая память направлена на восприятие звуков. Важную информацию мы воспринимаем на слух - лекцию, беседу, телефонный разговор. Здесь слуховая память работает вместе со словесно-логической. Часто приходится рассчитывать только на слуховую память. При овладении различными моторными навыками ведущую роль играет двигательная память. Основным движениям мы научились в детстве, но в течение жизни продолжаем обучаться некоторым двигательным навыкам (печатанию на машинке, вождению автомобиля) [21,с.179].

     Все упомянутые виды памяти не существуют изолированно друг от друга. Они неотделимы один от другого. Но тот или иной вид памяти может преобладать над другими, определяя их тип памяти

     Память  во всех ее формах очень важна для  любой стадии развития, однако особо  значимую роль играет она в начале жизни ребенка. 
 

Информация о работе Психологические факторы кратковременного запоминания простых и сложных слов