Психологические факторы кратковременного запоминания простых и сложных слов

Автор работы: k*********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 19:06, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать индивидуальные особенности памяти младшего школьника, их проявление и развитие в процессе обучения.
Задачи:
Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме «Диагностика памяти в младшем школьном возрасте»;
Провести эмпирическое исследование по проблеме «Диагностика памяти в младшем школьном возрасте»;
Предложить средства развития памяти.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования памяти в младшем школьном возрасте
1.1 Сущностные характеристики памяти как познавательного процесса.
1.2 Анализ основных подходов к классификации видов памяти
1.3 Характерные особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте
Выводы к главе 1
Глава 2 Эмпирическое исследование памяти в младшем школьном возрасте
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Обработка и интерпретация полученных данных
2.3 Рекомендации
Выводы к главе 2
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Психологические факторы кратковременного запоминания простых и сложных слов.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

       Таким образом, после специального  обучения младшие школьники начинают  с успехом применять приемы  и способы эффективного запоминания  учебного материала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  к главе 1

     Проблема  памяти в настоящее время рассматривается в рамках различных психологических теорий и подходов. Наибольшее распространение получили ассоциативные теории памяти, согласно которым предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся в памяти не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом. В русле нейронных и биохимических процессов наиболее распространённой была гипотеза Д.О. Хебба о кратковременном и долговременном процессах памяти. В рамках социально-генетической теории психологические механизмы памяти анализируются в ключе их социальной обусловленности ситуацией сотрудничества. В рамках отечественной психологической школы проблема памяти была предметом исследований таких известных учёных, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, и др. Работы являются актуальными и до сих пор.

       В современных психологических  исследованиях память рассматривается  как сложная психическая деятельность, как один из познавательных  процессов, который заключается  в закреплении, сохранении и  последующем воспроизведении человеком  своего опыта. В структуре памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание, мы выявили, что главным процессом памяти является запоминание. Рассмотрев особенности развития и формирования памяти у младших школьников, выяснили, что память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер. Память является важным компонентом эффективного обучения в младшем школьном возрасте и поэтому целенаправленная развивающая работа по овладеванию мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.

       Таким образом, после специального  обучения младшие школьники начинают  с успехом применять приемы  и способы эффективного запоминания  учебного материала. 
 

     Глава 2.Эмпирическое исследование памяти в младшем  школьном возрасте

     2.1 Организация и  методы исследования

     С помощью диагностических методик  мы можем с большей уверенностью подойти к работе, к исправлению обнаруженных пробелов и недочетов, играя роль обратной связи, как важного компонента процесса обучения.

     Память  человека еще более многоаспектна, чем его внимание, и с помощью одной или двух методических проб, одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практически невозможно. Для успешности обучения ребенка в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели:

      1. Кратковременную слуховую, включая  их объем и способность удерживать  информацию в соответствующих  видах оперативной памяти. Без  наличия хорошей кратковременной  и оперативной слуховой памяти  любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, -- учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться.

      2. Опосредованную память, которая  характеризуется наличием и самостоятельным,  инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации.

      3. Важно также правильно и точно  оценить динамические особенности  процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как  динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации.

     Память  ребенка младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а  дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребенка, то они имеют условное значение и только, в общем, характеризуют то, в какой степени развитой является его память. Если большинство отдельных показателей, относящихся к частным видам памяти, сравнительно высоки, а остальные находятся на среднем уровне, то это не позволяет с достаточной уверенностью судить о том, что память ребенка хорошая или средняя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться иными и как раз такими, которые важны в некоторых видах деятельности. Так что правильнее будет, если в выводах о состоянии памяти ребенка опираться на частные показатели.

     Исследование  проводилось с 12.05.2011 по 13.05.2011 года на базе МОУ СОШ № 3 города Искитима.

     В исследование принимали участие  25 человек  в возрасте  10-11 лет, из них 14 девочек и 11 мальчиков.

     Для исследования было использовано две  методики.

       Первой была предложена методика  «10 слов», предназначенная для диагностики кратковременной слуховой памяти у учащихся младшего школьного возраста. Для нее были предоставлены чистые листы бумаги и карандаши. Слова произносились громко и четко. Было сказано, что после произнесения 10 слов запиши все слова, которые запомнили. Через некоторое время эти слова опять нужно произнести и дети должны записать.

     Слова: лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш, девочка.

     Вторая  методика «Диагностика опосредованной слуховой памяти».

       Этот вид памяти проверяется  способом, близким к ранее описанным.  Материалом, необходимым для проведения  методики, служит лист бумаги  и ручка. 

       Перед началом обследования ребёнку  говорят следующие слова: «Сейчас  я буду называть тебе разные  слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнесла. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание». Ребёнку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:

     -дом, палка, дерево, часы, солнце светит, весёлый человек, дети играют в мяч, лодка плывёт по реке, птица, кошка ест рыбу.

       После прочтения ребёнку каждого  слова или словосочетания экспериментатор  делает паузу на 20 сек. В это  время ребёнок должен успеть  изобразить на данном ему листе  бумаги что-либо такое, что  в дальнейшем позволит ему  вспомнить нужные слова. Если за отведённое время ребёнок не успел сделать записи или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение. Как только эксперимент закончен, экспериментатор просит ребёнка, пользуясь сделанными им записями или рисунками, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Обработка и интерпретация  полученных данных

Таблица 1.

Первая  методика «10 слов» 

  ФИО Пол рез-т Общий рез-т

(балл)

Уровень развития объема памяти
1 Б.А.Г. Ж 8 10 высокий
2 Б.А.К. М 9 10 высокий
3 В.Л.Н. Ж 9 10 высокий
4 К.Е.А. Ж 8 10 высокий
5 Р.А.А. Ж 7 8 средний
6 К.Ю.И. Ж 8 10 высокий
7 М.Н.Н. М 7 8 средний
8 Т.В.В. Ж 10 10 высокий
9 Ж.Л.Г. М 8 10 высокий
10 Б.В.Н. М 8 10 высокий
11 Т.О.Н. Ж 9 10 высокий
12 К.А.Р. М 8 10 высокий
13 М.А.С. Ж 9 10 высокий
14 П.К.С. Ж 9 10 высокий
15 Л.Д.И. М 7 8 средний
16 Р.Е.О. М 8 10 высокий
17 А.А.И. Ж 7 8 средний
18 З.К.Ф. Ж 9 10 высокий
19 К.П.В. М 8 10 высокий
20 Г.В.К Ж 7 8 средний
21 Г.К.А. М 9 10 высокий
22 К.С.В. М 7 8 средний
23 С.Е.А. Ж 9 10 высокий
24 Д.А.А. М 9 10 высокий
25 Я.Г.Э. Ж 8 10 высокий
Средний показатель   8.2 9.52  
 

Оценка  результатов:

10 баллов - высокий уровень запоминания, получает ребёнок, имеющий объём кратковременной памяти, равный 8 и более единиц. Это касается детей в возрасте 10-12 лет.

 В  8 баллов – средний уровень запоминания, оценивается объём кратковременной памяти в возрасте от 10 до 12 лет, если он фактически равен  7 - 5 единицам.

4 балла - низкий уровень запоминания, получает 10-12-летний ребёнок, имеющий объём кратковременной памяти, составляющий <4 единицы.

Выводы  об уровне развития:

10-8 баллов - высоко развита кратковременная память

7-5 баллов – средне развита кратковременная память

4-0 баллов - низко развита кратковременная память 

Из таблицы  1 видно, что большая часть детей: 19 человек имеет высокий уровень объёма кратковременной слуховой памяти, из них 11 девочек и 8 мальчиков,6 человек имеют средний  уровень развития, из них 3 девочки и 3 мальчика.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФИО Пол 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 балл Уров.
Б.А.Г. Ж 1 0.5 1 0.5 1 0 0.5 1 1 0 6.5 сред
Б.А.К. М 0.5 0 0.5 0.5 0.5 0 0.5 0.5 1 0 4 сред
В.Л.Н. Ж 1 0 0.5 0 0 0 0 0.5 1 1 4 сред
К.Е.А. Ж 1 0.5 1 0.5 0.5 0.5 1 1 1 1 8 выс
Р.А.А. Ж 1 1 1 0 1 0 0 1 0 1 6 сред
К.Ю.И Ж 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0 0.5 0 4 сред
М.Н.Н. М 1 0 1 0 1 0 1 0 0 0 4 сред
Т.В.В. Ж 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Оч.выс.
Ж.Л.Г. М 0 1 0 1 0 1 1 0 0 0 4 сред
Б.В.Н. М 0.5 0.5 1 0 0 0.5 0.5 0 0 1 4 сред
Т.О.Н. Ж 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Оч.выс.
К.А.Р. М 0.5 1 0 1 0.5 1 1 0 0.5 1 6.5 сред
М.А.С. Ж 0.5 0.5 1 1 1 0 1 1 1 1 8 выс
П.К.С. Ж 0.5 0 0.5 0 0.5 0 0.5 0.5 0 0.5 3.5 низк
Л.Д.И. М 0 1 1 1 1 0 0 0 1 1 6 сред
Р.Е.О. М 0.5 0.5 0.5 0.5 1 0 0.5 0.5 0 0 3 низк
А.А.И. Ж 1 0 0 1 1 1 1 0 1 0 6 сред
З.К.Ф. Ж 0.5 1 0.5 1 0.5 0 1 0.5 1 0.5 6.5 сред
К.П.В. М 1 0 0.5 0.5 0.5 0.5 1 1 1 1 8 выс
Г.В.К Ж 1 1 0 1 0.5 0 1 0.5 1 0.5 6.5 сред
Г.К.А. М 1 0 0 1 0 0.5 1 0 0 0 3.5 низк
К.С.В. М 0 1 1 1 0 0 0 1 1 1 6 сред
С.Е.А. Ж 1 0 1 0.5 1 0 1 1 1 0 6.5 сред
Д.А.А. М 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Оч.выс.
Я.Г.Э. Ж 1 1 1 0.5 0.5 1 1 0 1 1 8 выс
Средний показатель   0.72 0.56 0.66 0.64 0.62 0.38 0.72 0.52 0.68 0.58 5.86  

Вторая методика «Диагностика опосредованной слуховой памяти».

 Таблица 2 
 

Оценка  результатов

За каждое правильно воспроизведённое по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребёнок получает 1 балл. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов. Максимальная общая оценка, которую ребёнок может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребёнок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимально возможна оценка – 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребёнок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.

 Выводы  об уровне развития

10 баллов  –очень высоко развитая опосредованная  слуховая память.

8-9 баллов - высоко развитая опосредованная  слуховая память.

4-7 баллов  – средне развитая опосредованная память.

2-3 балла  - низко развитая опосредованная  слуховая память.

0-1 балл  – слабо развитая опосредованная  слуховая память.

Из таблицы 2 можно сделать вывод, что у  большинства детей: 15 человек из них 8 девочек и 7 мальчиков, средне развитая опосредованная слуховая память. Высоко развита опосредованная слуховая память у 4 девочек очень высоко развита у 2 девочек и 1 мальчика. У 3 человек, из них 1 девочка и 2 мальчика опосредованная слуховая память низко развита.

Так же из таблицы 2 можно сделать вывод, что дети лучше запоминали и смогли воспроизвести простые слова, такие как, например дом, птица. А выражения состоящее из 2 слов воспроизвести было трудней.

     На  основе оценки результатов исследования был сделан качественный анализ и интерпретация результатов в таблице 3

     Таблица 3

ФИО Уровень кратковременной  памяти Уровень опосредованной памяти
Б.А.Г. высокий средний
Б.А.К. высокий Средний
В.Л.Н. высокий Средний
К.Е.А. высокий Высокий
Р.А.А. средний Средний
К.Ю.И высокий Средний
М.Н.Н. средний Средний
Т.В.В. высокий Оч.выс.
Ж.Л.Г. высокий Средний
Б.В.Н. высокий Средний
Т.О.Н. высокий Оч.выс.
К.А.Р. высокий Средний
М.А.С. высокий Высокий
П.К.С. высокий низкий
Л.Д.И. средний Средний
Р.Е.О. высокий Низкий
А.А.И. средний Средний
З.К.Ф. высокий Средний
К.П.В. высокий Высокий
Г.В.К средний средний
Г.К.А. высокий Низкий
К.С.В. средний средний
С.Е.А. высокий Средний
Д.А.А. высокий Оч.выс.
Я.Г.Э. высокий высокий

Информация о работе Психологические факторы кратковременного запоминания простых и сложных слов