Автор работы: k*********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 19:06, курсовая работа
Цель работы: исследовать индивидуальные особенности памяти младшего школьника, их проявление и развитие в процессе обучения.
Задачи:
Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме «Диагностика памяти в младшем школьном возрасте»;
Провести эмпирическое исследование по проблеме «Диагностика памяти в младшем школьном возрасте»;
Предложить средства развития памяти.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования памяти в младшем школьном возрасте
1.1 Сущностные характеристики памяти как познавательного процесса.
1.2 Анализ основных подходов к классификации видов памяти
1.3 Характерные особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте
Выводы к главе 1
Глава 2 Эмпирическое исследование памяти в младшем школьном возрасте
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Обработка и интерпретация полученных данных
2.3 Рекомендации
Выводы к главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, после
Выводы к главе 1
Проблема
памяти в настоящее время
В современных психологических
исследованиях память
Таким образом, после
Глава 2.Эмпирическое исследование памяти в младшем школьном возрасте
2.1 Организация и методы исследования
С
помощью диагностических
Память человека еще более многоаспектна, чем его внимание, и с помощью одной или двух методических проб, одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практически невозможно. Для успешности обучения ребенка в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели:
1. Кратковременную слуховую, включая
их объем и способность
2. Опосредованную память, которая
характеризуется наличием и
3. Важно также правильно и точно
оценить динамические
Память ребенка младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребенка, то они имеют условное значение и только, в общем, характеризуют то, в какой степени развитой является его память. Если большинство отдельных показателей, относящихся к частным видам памяти, сравнительно высоки, а остальные находятся на среднем уровне, то это не позволяет с достаточной уверенностью судить о том, что память ребенка хорошая или средняя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться иными и как раз такими, которые важны в некоторых видах деятельности. Так что правильнее будет, если в выводах о состоянии памяти ребенка опираться на частные показатели.
Исследование проводилось с 12.05.2011 по 13.05.2011 года на базе МОУ СОШ № 3 города Искитима.
В исследование принимали участие 25 человек в возрасте 10-11 лет, из них 14 девочек и 11 мальчиков.
Для исследования было использовано две методики.
Первой была предложена
Слова: лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш, девочка.
Вторая методика «Диагностика опосредованной слуховой памяти».
Этот вид памяти проверяется способом, близким к ранее описанным. Материалом, необходимым для проведения методики, служит лист бумаги и ручка.
Перед началом обследования
-дом, палка, дерево, часы, солнце светит, весёлый человек, дети играют в мяч, лодка плывёт по реке, птица, кошка ест рыбу.
После прочтения ребёнку
2.2 Обработка и интерпретация полученных данных
Таблица 1.
Первая методика
«10 слов»
ФИО | Пол | рез-т | Общий рез-т
(балл) |
Уровень развития объема памяти | |
1 | Б.А.Г. | Ж | 8 | 10 | высокий |
2 | Б.А.К. | М | 9 | 10 | высокий |
3 | В.Л.Н. | Ж | 9 | 10 | высокий |
4 | К.Е.А. | Ж | 8 | 10 | высокий |
5 | Р.А.А. | Ж | 7 | 8 | средний |
6 | К.Ю.И. | Ж | 8 | 10 | высокий |
7 | М.Н.Н. | М | 7 | 8 | средний |
8 | Т.В.В. | Ж | 10 | 10 | высокий |
9 | Ж.Л.Г. | М | 8 | 10 | высокий |
10 | Б.В.Н. | М | 8 | 10 | высокий |
11 | Т.О.Н. | Ж | 9 | 10 | высокий |
12 | К.А.Р. | М | 8 | 10 | высокий |
13 | М.А.С. | Ж | 9 | 10 | высокий |
14 | П.К.С. | Ж | 9 | 10 | высокий |
15 | Л.Д.И. | М | 7 | 8 | средний |
16 | Р.Е.О. | М | 8 | 10 | высокий |
17 | А.А.И. | Ж | 7 | 8 | средний |
18 | З.К.Ф. | Ж | 9 | 10 | высокий |
19 | К.П.В. | М | 8 | 10 | высокий |
20 | Г.В.К | Ж | 7 | 8 | средний |
21 | Г.К.А. | М | 9 | 10 | высокий |
22 | К.С.В. | М | 7 | 8 | средний |
23 | С.Е.А. | Ж | 9 | 10 | высокий |
24 | Д.А.А. | М | 9 | 10 | высокий |
25 | Я.Г.Э. | Ж | 8 | 10 | высокий |
Средний показатель | 8.2 | 9.52 |
Оценка результатов:
10 баллов - высокий уровень запоминания, получает ребёнок, имеющий объём кратковременной памяти, равный 8 и более единиц. Это касается детей в возрасте 10-12 лет.
В 8 баллов – средний уровень запоминания, оценивается объём кратковременной памяти в возрасте от 10 до 12 лет, если он фактически равен 7 - 5 единицам.
4 балла - низкий уровень запоминания, получает 10-12-летний ребёнок, имеющий объём кратковременной памяти, составляющий <4 единицы.
Выводы об уровне развития:
10-8 баллов - высоко развита кратковременная память
7-5 баллов – средне развита кратковременная память
4-0 баллов
- низко развита кратковременная память
Из таблицы
1 видно, что большая часть детей: 19 человек
имеет высокий уровень объёма кратковременной
слуховой памяти, из них 11 девочек и 8 мальчиков,6
человек имеют средний уровень развития,
из них 3 девочки и 3 мальчика.
ФИО | Пол | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | балл | Уров. |
Б.А.Г. | Ж | 1 | 0.5 | 1 | 0.5 | 1 | 0 | 0.5 | 1 | 1 | 0 | 6.5 | сред |
Б.А.К. | М | 0.5 | 0 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 0 | 0.5 | 0.5 | 1 | 0 | 4 | сред |
В.Л.Н. | Ж | 1 | 0 | 0.5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0.5 | 1 | 1 | 4 | сред |
К.Е.А. | Ж | 1 | 0.5 | 1 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 | выс |
Р.А.А. | Ж | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 6 | сред |
К.Ю.И | Ж | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 0 | 0.5 | 0 | 4 | сред |
М.Н.Н. | М | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 4 | сред |
Т.В.В. | Ж | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 | Оч.выс. |
Ж.Л.Г. | М | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 4 | сред |
Б.В.Н. | М | 0.5 | 0.5 | 1 | 0 | 0 | 0.5 | 0.5 | 0 | 0 | 1 | 4 | сред |
Т.О.Н. | Ж | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 | Оч.выс. |
К.А.Р. | М | 0.5 | 1 | 0 | 1 | 0.5 | 1 | 1 | 0 | 0.5 | 1 | 6.5 | сред |
М.А.С. | Ж | 0.5 | 0.5 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 | выс |
П.К.С. | Ж | 0.5 | 0 | 0.5 | 0 | 0.5 | 0 | 0.5 | 0.5 | 0 | 0.5 | 3.5 | низк |
Л.Д.И. | М | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 6 | сред |
Р.Е.О. | М | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 1 | 0 | 0.5 | 0.5 | 0 | 0 | 3 | низк |
А.А.И. | Ж | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 6 | сред |
З.К.Ф. | Ж | 0.5 | 1 | 0.5 | 1 | 0.5 | 0 | 1 | 0.5 | 1 | 0.5 | 6.5 | сред |
К.П.В. | М | 1 | 0 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 | выс |
Г.В.К | Ж | 1 | 1 | 0 | 1 | 0.5 | 0 | 1 | 0.5 | 1 | 0.5 | 6.5 | сред |
Г.К.А. | М | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0.5 | 1 | 0 | 0 | 0 | 3.5 | низк |
К.С.В. | М | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 6 | сред |
С.Е.А. | Ж | 1 | 0 | 1 | 0.5 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 6.5 | сред |
Д.А.А. | М | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 | Оч.выс. |
Я.Г.Э. | Ж | 1 | 1 | 1 | 0.5 | 0.5 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 8 | выс |
Средний показатель | 0.72 | 0.56 | 0.66 | 0.64 | 0.62 | 0.38 | 0.72 | 0.52 | 0.68 | 0.58 | 5.86 |
Вторая методика «Диагностика опосредованной слуховой памяти».
Таблица
2
Оценка результатов
За каждое правильно воспроизведённое по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребёнок получает 1 балл. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов. Максимальная общая оценка, которую ребёнок может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребёнок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимально возможна оценка – 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребёнок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.
Выводы об уровне развития
10 баллов
–очень высоко развитая
8-9 баллов
- высоко развитая
4-7 баллов – средне развитая опосредованная память.
2-3 балла - низко развитая опосредованная слуховая память.
0-1 балл
– слабо развитая
Из таблицы 2 можно сделать вывод, что у большинства детей: 15 человек из них 8 девочек и 7 мальчиков, средне развитая опосредованная слуховая память. Высоко развита опосредованная слуховая память у 4 девочек очень высоко развита у 2 девочек и 1 мальчика. У 3 человек, из них 1 девочка и 2 мальчика опосредованная слуховая память низко развита.
Так же из таблицы 2 можно сделать вывод, что дети лучше запоминали и смогли воспроизвести простые слова, такие как, например дом, птица. А выражения состоящее из 2 слов воспроизвести было трудней.
На основе оценки результатов исследования был сделан качественный анализ и интерпретация результатов в таблице 3
Таблица 3
ФИО | Уровень кратковременной памяти | Уровень опосредованной памяти |
Б.А.Г. | высокий | средний |
Б.А.К. | высокий | Средний |
В.Л.Н. | высокий | Средний |
К.Е.А. | высокий | Высокий |
Р.А.А. | средний | Средний |
К.Ю.И | высокий | Средний |
М.Н.Н. | средний | Средний |
Т.В.В. | высокий | Оч.выс. |
Ж.Л.Г. | высокий | Средний |
Б.В.Н. | высокий | Средний |
Т.О.Н. | высокий | Оч.выс. |
К.А.Р. | высокий | Средний |
М.А.С. | высокий | Высокий |
П.К.С. | высокий | низкий |
Л.Д.И. | средний | Средний |
Р.Е.О. | высокий | Низкий |
А.А.И. | средний | Средний |
З.К.Ф. | высокий | Средний |
К.П.В. | высокий | Высокий |
Г.В.К | средний | средний |
Г.К.А. | высокий | Низкий |
К.С.В. | средний | средний |
С.Е.А. | высокий | Средний |
Д.А.А. | высокий | Оч.выс. |
Я.Г.Э. | высокий | высокий |
Информация о работе Психологические факторы кратковременного запоминания простых и сложных слов