Автор работы: k*********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 19:06, курсовая работа
Цель работы: исследовать индивидуальные особенности памяти младшего школьника, их проявление и развитие в процессе обучения.
Задачи:
Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме «Диагностика памяти в младшем школьном возрасте»;
Провести эмпирическое исследование по проблеме «Диагностика памяти в младшем школьном возрасте»;
Предложить средства развития памяти.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования памяти в младшем школьном возрасте
1.1 Сущностные характеристики памяти как познавательного процесса.
1.2 Анализ основных подходов к классификации видов памяти
1.3 Характерные особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте
Выводы к главе 1
Глава 2 Эмпирическое исследование памяти в младшем школьном возрасте
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Обработка и интерпретация полученных данных
2.3 Рекомендации
Выводы к главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Из таблицы
3 видно, что уровень развития кратковременной
слуховой памяти у младших школьников
выше, чем уровень развития опосредованной
слуховой памяти .
3 Рекомендации
по развитию памяти
1.Музыка. Это очень интересное упражнение для развития слуховой памяти. Подготовьте несколько знакомых Вам композиций. Неважно какая это будет музыка, главное чтобы она была Вам знакома. Прослушайте начало композиции, а затем нажмите на паузу. Закройте глаза и не думайте ни о чём. Постарайтесь мысленно продолжить музыкальную композицию. Если с первого раза не получилось, попробуйте снова и снова, пока не добьётесь успеха. Сравните полученный вами вариант с оригинальным. Научитесь мысленно прерывать мелодию в ваших мыслях и запускать её снова. Считайте навык освоенным, если Вы легко можете воспроизводить любую музыку по своему желанию.
2.Повторное воспроизведение. Найдите тихое помещение, присядьте и полностью расслабьтесь. Положите руки на колени и сфокусируйтесь на данном упражнении. Воспроизводите повторно любые услышанные звуки. Изменяйте его тон, громкость и четкость. Тренируйтесь в этом упражнении для развития слуховой памяти, по 5 минут каждый день. Вам необходимо достичь такого уровня, когда вы будете чётко слышать повторно воспроизводимый звук, а также научиться изменять его.
3.Перед сном. Когда Вы уже лежите в кровати, готовясь ко сну, уделите пару минут следующему упражнению для улучшения памяти. Это упражнение поможет вам развить слуховую память. Слушайте звуки, окружающие Вас. Сначала старайтесь услышать общий звуковой фон. Затем переходите к отдельным звукам, концентрируясь на каждом из них. Вы будете удивлены тем разнообразием звуков, которые услышите. Возможно это будет стук вашего сердца, звук капающей воды в ванной, проезжающая машина за окном. Повторяйте это упражнение для улучшения памяти каждый вечер, перед сном. Таким образом Вы улучшите избирательность и внимательность и поспособствуете развитию слуховой памяти.
4.Слуховую память детей развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.
5. Группировка объектов. Основным способом улучшения памяти является группировка объектов или еще это называют английским словом «чанкинг» (англ. chunking). Использование этого правила, например, для номер телефона из 10 цифр 9258674567, означает, что проще запомнить, разбив его на несколько частей, например: 925 867 45 67. При таком разбиении человек сможет запомнить гораздо больше символов, поскольку он способен группировать информацию о смысловых группах букв. Считается, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы.Как правило, люди именно таки делают, убедившись из собственного опыта, что так они лучше запоминают. Когда кто-нибудь запоминает или произносит телефонный номер, он наверняка разобьет его на последовательности из 2-3 символов.Также известно, что акустически похожие наборы слов запоминать труднее, чем акустически различные. На основании этого можно сделать вывод, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный) код для хранения информации.
6. Пусть кто-то из родителей назовет 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались. Например: 9, 3, 7, 10, 4, 1, 6, 8, 2, 5.
7. Использование ассоциаций при запоминании. Чтобы облегчить запоминание, нужно применить группировку слов по содержанию, или слов с общим корнем, или слов сходных по звуковому составу. Целесообразно сравнивать новое слово с известным, находить сходство и различие между ними. Можно также установить внешние ассоциации: запомнить, на какую букву слово начинается, на какой слог кончается, на каком месте в книге или словаре напечатано. Развивайте ассоциативное мышление, придумывая к каким-либо парам слов различные ассоциации.
8.Использование мнемотехники для запоминания вербальной информации.При запоминании логически не связанных слов используются такие методы, как:
-Метод "привязки" запоминаемой информации
Для запоминания последовательность из 15 — 25 предметов следует расставить их на заранее известные объекты. Например, это могут быть полки в книжном шкафу, либо дома на вашей улице, либо еще какие-либо объекты, к которым можно привязать единицу запоминаемой информации. После этого следует представить эту связку предметов образно, ярко и необычно.
-Метод "цепочка"
Предположим, Вам необходимо запомнить слова: мышь, тарелка, камень, вода, песок, цветы, небо, лист, девочка, яблоко. Чтобы запомнить эту информацию надо постараться составить ассоциативную цепочку между соседними словами. Логической последовательности между всеми словами в ряду нет. Например: мышь сидит в тарелке, тарелка стоит на камне, камень торчит из воды, вода уходит в песок, песок засыпает цветы, цветы смотрят в небо, с неба падает лист, лист кружит над девочкой, девочка ест яблоко.
-Метод "цепь"
В этом случае для запоминания надо научиться создавать "сценарий", связывающий воедино все слова из списка. Например, используя те же слова: мышь сидит в тарелке, которая стоит на камне, вокруг вода, а дальше песок, за ним цветы, а над ними небо, в котором кружит лист, на все это смотрит девочка, жующая яблоко.
Вывод
к главе 2
В результате исследования, получены следующие данные, подтверждающие, что кратковременная память у детей 10-11 лет развита намного лучше, чем опосредованная слуховая память. Так же прослеживается, что у девочек память развита лучше, чем у мальчиков.
В практической части курсовой работы нами было сделано следующее:
1. определен объект исследования – учащиеся 4 Б класса в возрасте 10-11 лет в количестве 25 человек;
2. проведено тестирование группы испытуемых(Методика оценка объёма кратковременной слуховой памяти: «10 слов»; Методика «Диагностика опосредованной слуховой памяти») ;
3. произведена обработка данных, полученных при тестировании;
4. проведен качественный анализ и интерпретация результатов исследования.
В соответствии с полученными
результатами можно сделать вывод,
что задачи психологического исследования
выполнены и гипотеза о том, что у учащихся
начальных классов уровень опосредованной
слуховой памяти у испытуемых ниже уровня
развития объёма кратковременной слуховой
памяти подтвердилась.
Заключение
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени.Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают именно в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это различно, по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека, его профессии, личностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты. У школьников запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету.
Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти, и сама память не мыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что «без памяти, наши ощущения и восприятия исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».
При проведении исследования трудностей не возникло.
Результаты опыта можно назвать хорошими, так как почти все испытуемые показали хорошие результаты По результатам опыта можно сделать вывод, у младших школников,кратковременная слуховая мамять развита лучше,чем опосредованная пямять.
Целью работы являлось исследовать индивидуальные особенности памяти младшего школьника, их проявление и развитие в процессе обучения, была достигнута.Гипотеза, заданная в начале исследования была доказана путем проведения и анализа методики
Список
литературы:
1. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. – М.: Просвещение, 1985. – 390 с.
2..Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.
3.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М., Просвещение, 1973-211с.
4.Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. - Ч.2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; / под. ред. Б.С. Волкова. - М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с.
5.Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Лекции по психологии. - М.: Владос, 1999. - 234 с.
6.Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: АСТ, 2001. - 976 с.
7.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с.
8.Иванов М.М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и повседневной жизни. - 2-е изд., доп. - М.: АО "МЕНАТЕП - ИНФОРМ", 1996. - 224 с.
9. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – С.465-475.
10.Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. - М.: Владос - пресс, 2001. - 378 с.
11.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология; Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 464 с.
12.Лапп Д. Искусство помнить и забывать. - СПб.: Питер, 2003. - 224 с.
13. Леонтьев А.Н. Логическая и механическая память // Психология памяти/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – С.626-652.
14.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 1979. С. 193-207
15.Мещерякова, Б.Г. Большой энциклопедический словарь. / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.
16.Нартова – Бочавер, С.К. Введение в психологию развития: учеб. пособие / С.К. Нартова - Бочавер, А.В. Потапова. - М.: Флинта: МПСИ, 2005. - 216 с.
17.Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед учеб. заведений: В 3 кн. - Кн 2. Психология образования. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 608 с.
18.Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 2 книгах: Книга 2: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-647с.
19.Никитина Т.Б. Как развить хорошую память. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 320 с.
20.Никитина, Т.Б. Самоучитель по развитию памяти. (Техника скоростного запоминания). - М.: Международное агентство “A. D. & T”. 1999. - 296 с.
21.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 2002. - 374 с.
22.Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 448 с.
23.Рогов, И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - Москва: ВЛАДОС, 1996.-321с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. – СПб.: Питер, 1998.- 688 с.
24.Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: АПН, 1999. - 221 с.
25.Смирнова Е.О. Психология ребенка: От рождения до семи лет: Учеб. для пед. вузов и училищ. - М.: Школа - пресс, 1997. - 383 с.
26.Столяренко, Л.Д. Основы психологии. - 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 672 с.
27.Медведев С.Д.
Об объеме кратковременной
28. Как сохранить
и улучшить память: Сб. практических
рекомендаций / Ред.-сост. В.Н.Бакланов.
- М.: Воскресенье, 1995. - 320 с.
Информация о работе Психологические факторы кратковременного запоминания простых и сложных слов