Психологические основы взаимодействия руководителя с сотрудниками в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить объективные факторы и индивидуально-личностные особенности руководителя, оказывающие влияние на эффективное взаимодействие с персоналом, характерных для конкретных руководителей и групп.

Гипотеза исследования: индивидуально-личностные особенности руководителя влияют на эффективность взаимодействия с сотрудниками в организации.

Задачи исследования:

1. На основе изучения литературы рассмотреть теоретико-методологические аспекты психологии руководства;

2. Дать характеристику основным критериям и психологическим факторам эффективного руководства;

3. Определить основные составляющие субъективной стороны взаимодействия руководителя с подчиненными;

4. Провести экспериментальное исследование влияния стиля руководства и психологических особенностей руководителя на эффективность взаимодействия с сотрудниками в коммерческой и некоммерческой организациях.

Содержание

Введение 2

Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования психологических основ руководства в организации 6
1.1 Анализ основных научных подходов в изучении взаимодействия руководителя с сотрудниками в организации 6
1.2 Критерии и психологические факторы эффективности руководства 10
1.2.1 Критерии и факторы эффективности руководства 10
1.2.2 Стиль руководства как фактор эффективности коллектива и одна из характеристик руководителя 13
1.3 Авторитет руководителя как субъективная сторона управления 19
1.3.1 Личностные особенности руководителя и их влияние на коллектив 19
1.3.2 Управленческое общение 20
1.3.4 Организаторские способности руководителя и 23
его умение убеждать 23

Глава II. Эмпирическое изучение психологии взаимодействия руководителя с сотрудниками в организации 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 26

Заключение 30
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая Психол основы взаимодействия.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

     Еще одно направление разработки обсуждаемой  проблемы – создание вероятностных  моделей руководства. В их основе лежат представления об опосредованности связей между стилями руководства и групповой эффективностью, спецификой ситуации, в которой функционирует коллектив и нелинейном, вероятностном характере этих связей, выступающих в качестве функции наличного ситуационного контекста (Р.Л. Кричевский). В рамках данного направления был создан ряд моделей, позволяющих прогнозировать успешность деятельности руководителя в конкретных ситуациях функционирования группы в зависимости от его личных и стилевых характеристик.

     Суммируя  вышесказанное можно прийти к  таким выводам. Многочисленные исследования показывают, что удовлетворенность коллектива внутриорганизационными отношениями выше при демократическом стиле управления. Авторитарное руководство отрицательно сказывается на социально-экономическом климате в коллективе. При этом наблюдается, что дисциплинированность наиболее развита в коллективах с демократическим и авторитарным стилем управления и наименее – при либеральном стиле руководства.

     Результативность  того или иного стиля управления определяется конкретными условиями деятельности руководителя, которые, как правило, изменчивы – переход к авторитарному стилю оправдан лишь при неблагоприятных условиях выполнения задач, в других случаях, более продуктивным является демократический стиль, наименее эффективным является либеральный (попустительский) стиль22.

     Таким образом, руководитель, который желает работать эффективно, не может позволить  себе применять какой-то один стиль  руководства на протяжении всей своей карьеры. Руководитель должен научиться пользоваться различными стилями, методами и типами влияния, которые наиболее подходят для конкретной ситуации, для конкретного коллектива и задач, стоящих перед ним.

     Лучший  стиль руководства тот, который  ориентирован на реальность. В специальной литературе «эффективным» считается тот стиль руководства, который изменяется в зависимости от ситуации. Поэтому ни один стиль руководства не может считаться самым эффективным. Эффективным является руководитель, который может приспособить принципы руководства к текущим нуждам производства, с учетом непредвиденных ситуаций. Функциональная составляющая (имея в виду ее содержание) релевантны специфике решаемых коллективом задач, его основным целям. Следствием продуктивного целостного вклада руководителя явится в конечном счете рост эффективности групповой деятельности.

     Изучая  управление, многие ученые пытались определить, какими же качествами должен быть наделен  руководитель, для того чтобы организация  была процветающей? Несомненно одно, что  очень многое в деятельности любой организации зависит от личности руководителя, а именно от его авторитета. В целом весь процесс руководства можно рассматривать как процесс использования руководителем своих личных качеств и стиля руководства и теперь наша задача определить психологический портрет авторитетного и эффективного руководителя.

1.3 Авторитет руководителя как субъективная сторона управления

   1.3.1 Личностные особенности руководителя и их влияние на коллектив

     Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Авторитет – это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Это общественное признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека объективным потребностям деятельности.

     Личность  руководителя можно представить  в виде трех групп характеристик, которые составляют биографические характеристики, способности и черты личности.

     К биографическим характеристикам относятся23:

     1. Возраст руководителя. Проведенные исследования (Х.Э.Лахт, Кричевский Р., Кмить Н. и др.) свидетельствуют, что возраст руководителя может оказывать неблагоприятное влияние на удовлетворенность коллектива общей атмосферой и различными аспектами жизни, если он значительно превышает средний возраст членов коллектива.

     2. Пол руководителя. Замечено, что  женщины превосходят мужчин в  демократичности руководства, а следовательно и в степени ориентации на человеческие отношения.

     3. Социально-экономический статус  и образование. 

     4. Способности

     5. Черты личности.

     Попытки составить некий универсальный  реестр личностных черт эффективного руководителя предпринимались в Росси и зарубежом. К ним относятся: доминантность, креативность, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, стрессоустойчивость, общительность, надежность, независимость.  

     1.3.2 Управленческое общение

     Умение  разбираться в людях – одно из важных качеств авторитетного сильного руководителя. Руководителю необходимо знать тех людей, с которыми он находится в контакте, которыми он управляет. Чтобы ближе узнать своих работников, руководитель знакомится с личными делами в отделе кадров. Но изучение документов – это малая доля того, что требуется знать руководителю о людях, так как документы не могут дать полного представления об интеллектуально-психологических способностях и личных качествах подчиненных. Руководителю нужно знать о них все, что может повлиять на процесс их работы и результаты. Но этими знаниями нужно еще уметь оперировать, чтобы получить надежный прогноз делового поведения работника.

     Известный менеджер Л. Якокка считает: «Главная причина, по которой способным руководителям  не удается карьера, кроется в том, что они плохо взаимодействуют со своими коллегами и подчиненными»24. Очень часто с уважением отзываясь о руководителе, отмечают его профессионализм, организаторские способности, но реже его человеческие качества. А ведь невнимание, черствость оставляют в душе подчиненных гнетущее чувство обиды, уязвленного самолюбия. Доброжелательное и заботливое отношение руководителя к подчиненному – непременная предпосылка установления с ним нормальных контактов и успешной управленческой деятельности.

     Приводим образец практических рекомендаций делового общения в эффективном менеджменте:

  • Необходимо проявить интерес к людям, быть внимательным к ним.
  • Нужно уметь давать указания своим подчиненным.
  • Нужно стараться запомнить имена подчиненных и обращаться к ним непринужденно.
  • В служебных отношениях важно развивать и поддерживать чувство личного достоинства каждого работника.
  • Нельзя высмеивать, осуждать людей, нужно уметь ставить себя на место осуждаемых.
  • Умение приветствовать людей также способствует авторитету руководителя.
  • Умение слушать является критерием коммуникабельности25.

     Культура  речи среди правил приличия, имеющих  наибольшее практическое значение, играет особую роль. Она предполагает лингвистические умения и навыки, умение подобрать для выражения своих мыслей правильные и нужные слова и построить из них фразы, использование словесных формул вежливости (благодарю, извините и т.д.), оптимальный темп речи, эмоциональную окраску слов, текстов, мимики, стилистическую и орфоэпическую грамотность, богатый лексикон. Речь несвязная, невыразительная, заштампованная не способствует высокой эффективности общения, не убеждает и не оставляет впечатление в душах людей. Недопустимым элементом речи руководителя является сквернословие. Для того чтобы научиться хорошо говорить, необходимо, научиться ясно мыслить, а для этого необходимо быть эрудированным, образованным человеком, уметь убеждать, размышлять, анализировать. Нужно владеть техникой речи, постоянно пополнять свой лексикон и практиковаться в ораторском искусстве.

     Современная наука располагает методами, которые позволяют измерять в людях необходимое для выполнения определенных работ и использовать эту информацию. (Выявлением индивидуальных особенностей человека занимается такая отрасль науки как психодиагностика). Чтобы применять современные методы психодиагностики, нужна высокая профессиональная выучка. Если руководитель не является профессионалом в области психодиагностики, он должен найти возможность включить в свой штат такого профессионала, организовать специальную психологическую службу, одной из функций которой стало психологически грамотное изучение работников с помощью различных методов и методик.

     Метод (способ) изучения деловых и личностных качеств работников отличается от методики изучения тем, что методика - это тот же метод (способ), но специализированный для определенных целей. Например, существует такой метод изучения качеств работников, как метод деловых игр. С помощью этого метода изучаются различные способности к управленческой работе на основе различных методик. Например, существует методика деловых игр "Интеллектуальная зрелость руководителя", "Организационная зрелость руководителя" и т.д26.

     Руководитель  должен ценить самостоятельность и  независимость в людях и избегать подхалимов и угодников, которые своим поведением нравственно разлагают не только своих начальников, но и всю атмосферу в трудовом коллективе. В процессе общения между руководителем и подчиненными важную роль играют проявления эмоций, манеры партнеров, их жесты, мимика и т.д. Каждый жест подобен слову в языке. Слова объединяются в предложения, а согласованные жесты помогают более точно видеть позицию того человека, с которым мы общаемся. "Читая" жесты, мы осуществляем обратную связь.

     1.3.4 Организаторские способности руководителя и

     его умение убеждать

     Большое значение в деятельности любого руководителя имеет умение убеждать, т.е. умение добиваться желаемых изменений во взглядах и  убеждениях других людей. Руководитель – это не только хороший специалист, но и организатор труда своих подчиненных. Организовать работу других – это распределить между ними конкретные задания. Такая форма взаимоотношений между начальником и подчиненными называется делегированием полномочий. От того, насколько руководитель владеет искусством делегирования полномочий, зависит эффективность подчиненного ему подразделения и соответственно качество работы самого руководителя. Он должен научиться делать работу руками своих подчиненных. Делегировать можно ответственность и власть, но при этом не забывать, что если работа не будет сделана, то наказание понесет руководитель.

     Делегирование нужно использовать в следующих  случаях: 1) когда подчиненный может  сделать эту работу лучше, чем  руководитель. Главное - умение с максимальной эффективностью использовать знания своих подчиненных; 2) когда чрезмерная занятость не позволяет руководителю самому заняться данной проблемой; 3) когда необходимо высвободить время и силы, чтобы заняться важными делами, имеющие первостепенное значение. В это время все остальные задачи должны быть делегированы подчиненным27.

     Эффективность использования методов делегирования  зависит от того, удается ли руководителю избежать следующих ошибок:

     1. Неумение объяснять. 

     2. Отказ от использования обратной  связи

     3. Недовольство руководителя по поводу сделанной подчиненным работы. В этом случае необходимо сделать конкретные предложения по изменению ситуации.

     4. Потери контроля над собой28.

     Эффективность делегирования обеспечивается тогда, когда руководитель четко представляет себе, каких результатов он ждет от подчиненных и в какой форме эти результаты должны быть достигнуты, а также в какие сроки.

     Завоевание  авторитета в коллективе, как и  управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию «завоевания авторитета». Главное для руководителя – выбрать наиболее приемлемый стиль руководства, наиболее сочетающийся с его личными качествами. Стиль поведения руководителя напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них руководитель добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем. В любом случае стиль авторитетного руководителя должен быть гибким орудием эффективного управления деятельностью. 

 

   Глава II. Эмпирическое изучение психологии взаимодействия руководителя с сотрудниками в организации

2.1 Организация  и методы исследования

     Выше  отмечалось, что одним из проявлений личной активности руководителя коллектива является его стиль руководства. Под стилем руководства мы понимаем «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя».

Информация о работе Психологические основы взаимодействия руководителя с сотрудниками в организации