Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 19:55, курсовая работа
Цель исследования: выявить объективные факторы и индивидуально-личностные особенности руководителя, оказывающие влияние на эффективное взаимодействие с персоналом, характерных для конкретных руководителей и групп.
Гипотеза исследования: индивидуально-личностные особенности руководителя влияют на эффективность взаимодействия с сотрудниками в организации.
Задачи исследования:
1. На основе изучения литературы рассмотреть теоретико-методологические аспекты психологии руководства;
2. Дать характеристику основным критериям и психологическим факторам эффективного руководства;
3. Определить основные составляющие субъективной стороны взаимодействия руководителя с подчиненными;
4. Провести экспериментальное исследование влияния стиля руководства и психологических особенностей руководителя на эффективность взаимодействия с сотрудниками в коммерческой и некоммерческой организациях.
Введение 2
Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования психологических основ руководства в организации 6
1.1 Анализ основных научных подходов в изучении взаимодействия руководителя с сотрудниками в организации 6
1.2 Критерии и психологические факторы эффективности руководства 10
1.2.1 Критерии и факторы эффективности руководства 10
1.2.2 Стиль руководства как фактор эффективности коллектива и одна из характеристик руководителя 13
1.3 Авторитет руководителя как субъективная сторона управления 19
1.3.1 Личностные особенности руководителя и их влияние на коллектив 19
1.3.2 Управленческое общение 20
1.3.4 Организаторские способности руководителя и 23
его умение убеждать 23
Глава II. Эмпирическое изучение психологии взаимодействия руководителя с сотрудниками в организации 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 26
Заключение 30
Список литературы 33
Еще одно направление разработки обсуждаемой проблемы – создание вероятностных моделей руководства. В их основе лежат представления об опосредованности связей между стилями руководства и групповой эффективностью, спецификой ситуации, в которой функционирует коллектив и нелинейном, вероятностном характере этих связей, выступающих в качестве функции наличного ситуационного контекста (Р.Л. Кричевский). В рамках данного направления был создан ряд моделей, позволяющих прогнозировать успешность деятельности руководителя в конкретных ситуациях функционирования группы в зависимости от его личных и стилевых характеристик.
Суммируя вышесказанное можно прийти к таким выводам. Многочисленные исследования показывают, что удовлетворенность коллектива внутриорганизационными отношениями выше при демократическом стиле управления. Авторитарное руководство отрицательно сказывается на социально-экономическом климате в коллективе. При этом наблюдается, что дисциплинированность наиболее развита в коллективах с демократическим и авторитарным стилем управления и наименее – при либеральном стиле руководства.
Результативность того или иного стиля управления определяется конкретными условиями деятельности руководителя, которые, как правило, изменчивы – переход к авторитарному стилю оправдан лишь при неблагоприятных условиях выполнения задач, в других случаях, более продуктивным является демократический стиль, наименее эффективным является либеральный (попустительский) стиль22.
Таким образом, руководитель, который желает работать эффективно, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Руководитель должен научиться пользоваться различными стилями, методами и типами влияния, которые наиболее подходят для конкретной ситуации, для конкретного коллектива и задач, стоящих перед ним.
Лучший стиль руководства тот, который ориентирован на реальность. В специальной литературе «эффективным» считается тот стиль руководства, который изменяется в зависимости от ситуации. Поэтому ни один стиль руководства не может считаться самым эффективным. Эффективным является руководитель, который может приспособить принципы руководства к текущим нуждам производства, с учетом непредвиденных ситуаций. Функциональная составляющая (имея в виду ее содержание) релевантны специфике решаемых коллективом задач, его основным целям. Следствием продуктивного целостного вклада руководителя явится в конечном счете рост эффективности групповой деятельности.
Изучая управление, многие ученые пытались определить, какими же качествами должен быть наделен руководитель, для того чтобы организация была процветающей? Несомненно одно, что очень многое в деятельности любой организации зависит от личности руководителя, а именно от его авторитета. В целом весь процесс руководства можно рассматривать как процесс использования руководителем своих личных качеств и стиля руководства и теперь наша задача определить психологический портрет авторитетного и эффективного руководителя.
1.3.1 Личностные особенности руководителя и их влияние на коллектив
Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Авторитет – это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Это общественное признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека объективным потребностям деятельности.
Личность руководителя можно представить в виде трех групп характеристик, которые составляют биографические характеристики, способности и черты личности.
К биографическим характеристикам относятся23:
1. Возраст руководителя. Проведенные исследования (Х.Э.Лахт, Кричевский Р., Кмить Н. и др.) свидетельствуют, что возраст руководителя может оказывать неблагоприятное влияние на удовлетворенность коллектива общей атмосферой и различными аспектами жизни, если он значительно превышает средний возраст членов коллектива.
2. Пол руководителя. Замечено, что женщины превосходят мужчин в демократичности руководства, а следовательно и в степени ориентации на человеческие отношения.
3.
Социально-экономический
4. Способности
5. Черты личности.
Попытки
составить некий универсальный
реестр личностных черт эффективного
руководителя предпринимались в Росси
и зарубежом. К ним относятся: доминантность,
креативность, эмоциональная уравновешенность,
уверенность в себе, стремление к достижению,
предприимчивость, ответственность, стрессоустойчивость,
общительность, надежность, независимость.
1.3.2 Управленческое общение
Умение
разбираться в людях – одно
из важных качеств авторитетного сильного
руководителя. Руководителю необходимо
знать тех людей, с которыми он находится
в контакте, которыми он управляет. Чтобы
ближе узнать своих работников, руководитель
знакомится с личными делами в отделе
кадров. Но изучение документов – это
малая доля того, что требуется знать руководителю
о людях, так как документы не могут дать
полного представления об интеллектуально-
Известный
менеджер Л. Якокка считает: «Главная причина,
по которой способным
Приводим образец практических рекомендаций делового общения в эффективном менеджменте:
Культура речи среди правил приличия, имеющих наибольшее практическое значение, играет особую роль. Она предполагает лингвистические умения и навыки, умение подобрать для выражения своих мыслей правильные и нужные слова и построить из них фразы, использование словесных формул вежливости (благодарю, извините и т.д.), оптимальный темп речи, эмоциональную окраску слов, текстов, мимики, стилистическую и орфоэпическую грамотность, богатый лексикон. Речь несвязная, невыразительная, заштампованная не способствует высокой эффективности общения, не убеждает и не оставляет впечатление в душах людей. Недопустимым элементом речи руководителя является сквернословие. Для того чтобы научиться хорошо говорить, необходимо, научиться ясно мыслить, а для этого необходимо быть эрудированным, образованным человеком, уметь убеждать, размышлять, анализировать. Нужно владеть техникой речи, постоянно пополнять свой лексикон и практиковаться в ораторском искусстве.
Современная наука располагает методами, которые позволяют измерять в людях необходимое для выполнения определенных работ и использовать эту информацию. (Выявлением индивидуальных особенностей человека занимается такая отрасль науки как психодиагностика). Чтобы применять современные методы психодиагностики, нужна высокая профессиональная выучка. Если руководитель не является профессионалом в области психодиагностики, он должен найти возможность включить в свой штат такого профессионала, организовать специальную психологическую службу, одной из функций которой стало психологически грамотное изучение работников с помощью различных методов и методик.
Метод (способ) изучения деловых и личностных качеств работников отличается от методики изучения тем, что методика - это тот же метод (способ), но специализированный для определенных целей. Например, существует такой метод изучения качеств работников, как метод деловых игр. С помощью этого метода изучаются различные способности к управленческой работе на основе различных методик. Например, существует методика деловых игр "Интеллектуальная зрелость руководителя", "Организационная зрелость руководителя" и т.д26.
Руководитель должен ценить самостоятельность и независимость в людях и избегать подхалимов и угодников, которые своим поведением нравственно разлагают не только своих начальников, но и всю атмосферу в трудовом коллективе. В процессе общения между руководителем и подчиненными важную роль играют проявления эмоций, манеры партнеров, их жесты, мимика и т.д. Каждый жест подобен слову в языке. Слова объединяются в предложения, а согласованные жесты помогают более точно видеть позицию того человека, с которым мы общаемся. "Читая" жесты, мы осуществляем обратную связь.
1.3.4 Организаторские способности руководителя и
его умение убеждать
Большое значение в деятельности любого руководителя имеет умение убеждать, т.е. умение добиваться желаемых изменений во взглядах и убеждениях других людей. Руководитель – это не только хороший специалист, но и организатор труда своих подчиненных. Организовать работу других – это распределить между ними конкретные задания. Такая форма взаимоотношений между начальником и подчиненными называется делегированием полномочий. От того, насколько руководитель владеет искусством делегирования полномочий, зависит эффективность подчиненного ему подразделения и соответственно качество работы самого руководителя. Он должен научиться делать работу руками своих подчиненных. Делегировать можно ответственность и власть, но при этом не забывать, что если работа не будет сделана, то наказание понесет руководитель.
Делегирование нужно использовать в следующих случаях: 1) когда подчиненный может сделать эту работу лучше, чем руководитель. Главное - умение с максимальной эффективностью использовать знания своих подчиненных; 2) когда чрезмерная занятость не позволяет руководителю самому заняться данной проблемой; 3) когда необходимо высвободить время и силы, чтобы заняться важными делами, имеющие первостепенное значение. В это время все остальные задачи должны быть делегированы подчиненным27.
Эффективность
использования методов
1. Неумение объяснять.
2.
Отказ от использования
3. Недовольство руководителя по поводу сделанной подчиненным работы. В этом случае необходимо сделать конкретные предложения по изменению ситуации.
4. Потери контроля над собой28.
Эффективность делегирования обеспечивается тогда, когда руководитель четко представляет себе, каких результатов он ждет от подчиненных и в какой форме эти результаты должны быть достигнуты, а также в какие сроки.
Завоевание
авторитета в коллективе, как и
управление, является до некоторой степени
искусством. Возможно, это и есть причина
того, почему исследователям не удалось
разработать и обосновать единую теорию
«завоевания авторитета». Главное для
руководителя – выбрать наиболее приемлемый
стиль руководства, наиболее сочетающийся
с его личными качествами. Стиль поведения
руководителя напрямую зависит от ситуации.
В некоторых из них руководитель добивается
эффективности, структурируя задачи, проявляя
заботу и оказывая поддержку, в других
руководитель допускает подчиненных к
участию в решениях производственных
проблем. В любом случае стиль авторитетного
руководителя должен быть гибким орудием
эффективного управления деятельностью.
Выше отмечалось, что одним из проявлений личной активности руководителя коллектива является его стиль руководства. Под стилем руководства мы понимаем «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя».
Информация о работе Психологические основы взаимодействия руководителя с сотрудниками в организации