Психологические основы взаимодействия руководителя с сотрудниками в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить объективные факторы и индивидуально-личностные особенности руководителя, оказывающие влияние на эффективное взаимодействие с персоналом, характерных для конкретных руководителей и групп.

Гипотеза исследования: индивидуально-личностные особенности руководителя влияют на эффективность взаимодействия с сотрудниками в организации.

Задачи исследования:

1. На основе изучения литературы рассмотреть теоретико-методологические аспекты психологии руководства;

2. Дать характеристику основным критериям и психологическим факторам эффективного руководства;

3. Определить основные составляющие субъективной стороны взаимодействия руководителя с подчиненными;

4. Провести экспериментальное исследование влияния стиля руководства и психологических особенностей руководителя на эффективность взаимодействия с сотрудниками в коммерческой и некоммерческой организациях.

Содержание

Введение 2

Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования психологических основ руководства в организации 6
1.1 Анализ основных научных подходов в изучении взаимодействия руководителя с сотрудниками в организации 6
1.2 Критерии и психологические факторы эффективности руководства 10
1.2.1 Критерии и факторы эффективности руководства 10
1.2.2 Стиль руководства как фактор эффективности коллектива и одна из характеристик руководителя 13
1.3 Авторитет руководителя как субъективная сторона управления 19
1.3.1 Личностные особенности руководителя и их влияние на коллектив 19
1.3.2 Управленческое общение 20
1.3.4 Организаторские способности руководителя и 23
его умение убеждать 23

Глава II. Эмпирическое изучение психологии взаимодействия руководителя с сотрудниками в организации 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 26

Заключение 30
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая Психол основы взаимодействия.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

     С целью проверки выдвинутой гипотезы нами было проведено исследование двух организаций. Общий объем выборки 30 человек. Следует отметить, что выбранные нами организации относятся к числу сравнительно молодых по времени организации. Организации отличаются друг от друга возрастным составом: в бюджетной организации сотрудники разновозрастные (от 30 до 60 лет); в коммерческой фирме состав коллектива более молодой (от 20 до 30 лет).

     Для определения уровня влияния стиля руководства на сотрудничество в коллективе нами были выбраны методики:

     1. Тест межличностностных отношений Т. Лири

     2. Методика  «Поведение руководителя группы»

     При обработке результатов использовались статистические методы. На этапе статистической обработки данных экспериментальная гипотеза образуется в статистическую – о сходстве и различии групп. С целью достоверности полученных результатов использовалась компьютерная версия вычисления значения t -критерия Стьюдента. 
 
 

2.2 Результаты  исследования и их обсуждение

     1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

     Данная  методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена  для исследования представителей субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью этой методики выявляется преобладающий тип отношения к людям в самооценке и взаимооценке.

     При исследовании межличностных отношений  чаще других выдвигаются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессе межличностного восприятия. Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминирует вертикальная («доминирование- подчинение») и горизонтальная («дружелюбие- враждебность») осей. Ниже приведены полученные результаты в табл. 1-2).

     Таблица 1. Диагностика межличностных отношений  в коммерческой организации

№п\п Автор-ный Нез.дом Агрессивный Недов.ск Пок.заст. Зависимый Сотрудн Альтруист
1 13 10 10 9 11 7 7 9
2 4 4 3 4 2 1 4 2
3 0 2 5 6 3 4 0 1
4 5 6 8 6 2 0 2 4
5 4 2 3 2 1 5 5 4
6 6 7 4 4 1 2 2 6
7 4 2 2 3 4 3 2 2
8 2 5 4 3 7 6 8 7
9 7 5 4 7 4 4 4 2
10 4 7 2 3 1 3 8 5
11 9 5 6 1 3 3 8 10
12 11 6 6 2 6 8 5 7
13 5 3 4 3 0 5 8 4
14 5 4 7 8 14 11 11 11
15 6 3 2 3 3 1 4 2
Средн 5,67 4,73 4,67 4,27 4,13 4,2 5,2 5,1
 
 
 

     Таблица 2. Диагностика межличностных отношений  в бюджетной организации

№п\п Авторный Нез. дом Агрессивный Недов. ск Пок. заст. Зависимый Сотрудн Альтруист
1 4 5 2 6 5 6 10 3
2 3 2 3 5 9 5 11 4
3 4 2 2 4 5 6 9 4
4 4 4 5 9 2 7 4 0
5 11 10 8 7 0 3 3 0
6 15 10 4 6 1 7 4 3
7 15 8 9 5 1 2 5 1
8 3 3 2 3 10 9 7 5
9 3 2 4 8 7 6 10 2
10 9 5 5 4 5 6 11 4
11 12 8 12 8 3 4 6 6
12 3 5 7 5 7 6 9 11
13 16 10 9 8 8 11 13 12
14 7 7 7 4 4 5 6 8
15 16 9 10 6 3 7 10 11
  8,1 6,0 5,93 5,73 4,66 6,0 7,86 4,93
 

     В ходе проведенного анкетирования сотрудников двух организаций (коммерческой и бюджетной) и сравнении полученных результатов мы пришли к выводам:

     1. Руководитель коммерческой организации выглядит неординарным, непредсказуемым, загадочным, независимым и уверенным в себе. Ему присущи: смелость, властность, склонность к манипулированию, он выглядит респектабельно и солидно. Это смелая личность с выраженными чертами упорства.

     Руководитель  бюджетной организации выглядит вежливым, бескорыстным, добросердечным, доверчивым. Он слишком снисходителен к окружающим, проявляет заботу об окружающих и старается утешить каждого.Он строго соблюдает условности и придерживается правил хорошего тона в отношениях со всеми людьми.

     2. Однако, несмотря на имеющиеся расхождения в характерах и манере поведения, обнаружилось и определенное сходство между двумя руководителями разных фирм: они настроены на общение, умеют создавать настроение, не забывая при этом о своих интересах.

     Работа  второго этапа исследования выполнялась в тех же коллективах, и заключалась в выяснении влияния личностных характеристик руководителя на коллектив.

     Методика  «Поведение руководителя группы»

     Процессы  решения проблем в группах  могут либо удовлетворять членов группы, либо приносить им разочарование. От этого зависит их желание работать в группе, трудовая активность и производительность, а следовательно, и результаты групповой работы. Большую роль в организации и осуществлении групповых процессов играет руководитель группы.

     Цель: отработать навыки анализа групповых процессов и научиться определять характер влияния поведения руководителя на членов группы.

     Задание: проанализируйте приведенные в  табл. 3 ситуации, характеризующие поведение руководителя в групповых процессах. Определите, какое поведение руководителя может удовлетворять членов группы, а какое нет, заполнив соответствующие столбцы таблицы.

     Таблица 3. Ситуации, характеризующие поведение руководителя

   

     Ответы. Удовлетворяют членов группы: 3, 5, 8, 9. Приносят разочарование: 1, 2, 4, 6, 7.

       По данным проведенного исследования  были получены следующие результаты: сравнительный анализ реального и идеального образа руководителей коммерческой и бюджетной (государственной) организаций в представлении подчиненных отличаются требуемыми (идеальными) качествами.

     Выводы:

     1. Руководителя коммерческой организации сотрудники хотели бы видеть, как человека ответственного, информированного, делового, уверенного в себе.

     2. Руководителя бюджетной организации сотрудники хотели бы видеть как личность более контактную, открытую, уступчивую, бескорыстную.

     В ходе выяснения реальных качеств  руководитель коммерческой организации имеет следующие характеристики: он более независим и доминирующий. Руководитель бюджетной организации – лоялен и уступчив.

     Таким образом, выявляется, что в организациях с различными направлениями и целями работы, выделяются превалирующие группы факторов, которые оказывают воздействие на образ руководителя (желаемый). В данном случае, руководитель коммерческой организации выступает как «деловой» лидер, призванный решать сложные задачи. Для него характерным является наличие организаторских способностей. Руководитель бюджетной организации выступает в данном случае, как лидер общения, ему присущи - психологическая коммуникабельность и умение снимать напряжения внутри группы. Данные выводы подтверждаются показателями, полученными в результате тестирования и совпадает с выводами Ф. Фидлера: подчиненные, описавшие своего лидера очень позитивно – ориентированы на взаимоотношения.

 

   Заключение

     Анализ  научных источников, специальных  публикаций, а также проведенное экспериментальное исследование психологических основ взаимодействия руководителя с сотрудниками в организации позволил нам обобщить результаты и сформулировать следующие выводы:

     1. Умение работать с людьми – важнейшее качество, которым должен обладать руководитель. В современных условиях его значение еще больше возрастает. Организации, добивающиеся сегодня успеха, отличаются от противоположных им, главным образом, тем, что имеет более динамичное и эффективное руководство. Руководитель – это лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Эффективность управления проявляется в создании в социальной группе позитивного психологического климата, направленного на укрепление сплоченности коллектива и удовлетворение его членов своей деятельностью.

     2. В изучении взаимодействия руководителя и коллектива важным выступает понятие «ценностный обмен». Именно ценностный обмен лежит в основе механизма межличностного взаимодействия, применительно к функционированию системы «руководство-подчиненный».

     К традиционным блокам критериев эффективного руководства относят: продуктивность; удовлетворенность членов группы своим трудом и его условиями; получаемым вознаграждением; саму организацию и авторитет руководителя.

     3. Одним из элементов руководства является обязательное наличие общей цели, на достижение которой будет направлены совместные усилия. Чтобы подчинить цели индивида целям группы, руководитель должен применить всю свою энергию, а иногда и власть.

     Для быстрого и эффективного достижения цели, руководитель должен координировать работу и мотивировать персонал для ее выполнения. Для мотивации группы существуют определенные правила и руководитель должен их знать. Самооценка группы также является одним из показателей эффективности деятельности руководителя. Многочисленные исследования показывают, что удовлетворенность коллектива внутриорганизационными отношениями во многом зависят от стиля управления.

     4. Стиль руководства является интегративной характеристикой деятельности руководителя, взаимоотношений с починенными и особенностей деятельности. В соответствии с поведенческой актуализацией руководителя, тех или иных функциональных составляющих, стиль может рассматриваться, как своего рода, ценностный вклад в жизнедеятельность коллектива. В целом весь процесс руководства можно рассматривать как процесс использования руководителем стиля руководства и своих личных качеств, которые составляют авторитет руководителя.

     Авторитет – это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает  своим трудом, профессиональными  знаниями, организаторскими способностями, умением работать с людьми. Главное для руководителя выбрать наиболее приемлемый стиль руководства, наиболее сочетающийся с его личными качествами и имеющейся ситуацией. Стиль руководителя напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них, руководитель добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку подчиненным, в других – руководитель допускает подчиненных к участию в решении производственных проблем, в- третьих, безболезненно меняет стиль под нажимом обстоятельств. В любом случае стиль авторитетного руководителя должен быть гибким орудием эффективного управления фирмой.

     5. Проведенный нами сравнительный анализ влияния личностно-психологичеких особенностей руководителя на различные параметры работы сотрудников позволил сделать выводы, что каждая организация, (коммерческая и бюджетная), исходя из сложившейся ситуации во внутренней среде и целях деятельности, выдвигает по каждой группе характеристик свои – желаемые (идеальные) и существующие (реальные) требования к руководителю.

Информация о работе Психологические основы взаимодействия руководителя с сотрудниками в организации