Психологические основы взаимодействия руководителя с сотрудниками в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить объективные факторы и индивидуально-личностные особенности руководителя, оказывающие влияние на эффективное взаимодействие с персоналом, характерных для конкретных руководителей и групп.

Гипотеза исследования: индивидуально-личностные особенности руководителя влияют на эффективность взаимодействия с сотрудниками в организации.

Задачи исследования:

1. На основе изучения литературы рассмотреть теоретико-методологические аспекты психологии руководства;

2. Дать характеристику основным критериям и психологическим факторам эффективного руководства;

3. Определить основные составляющие субъективной стороны взаимодействия руководителя с подчиненными;

4. Провести экспериментальное исследование влияния стиля руководства и психологических особенностей руководителя на эффективность взаимодействия с сотрудниками в коммерческой и некоммерческой организациях.

Содержание

Введение 2

Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования психологических основ руководства в организации 6
1.1 Анализ основных научных подходов в изучении взаимодействия руководителя с сотрудниками в организации 6
1.2 Критерии и психологические факторы эффективности руководства 10
1.2.1 Критерии и факторы эффективности руководства 10
1.2.2 Стиль руководства как фактор эффективности коллектива и одна из характеристик руководителя 13
1.3 Авторитет руководителя как субъективная сторона управления 19
1.3.1 Личностные особенности руководителя и их влияние на коллектив 19
1.3.2 Управленческое общение 20
1.3.4 Организаторские способности руководителя и 23
его умение убеждать 23

Глава II. Эмпирическое изучение психологии взаимодействия руководителя с сотрудниками в организации 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 26

Заключение 30
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая Психол основы взаимодействия.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

     Характеристики  руководителя коммерческой организации  определяют его как «делового» лидера, направленного на решение сложных  задач. Для него характерны организаторские  способности.

     Руководителя  бюджетной организации можно определить как лидера общения, обладающего коммуникабельностью. Для него является характерным умение снимать напряжение внутри группы.

     При сравнении показателей, полученных данных в ходе исследования выявилось, что качества руководителя бюджетной  организации в большей степени способствуют взаимодействию и взаимопониманию. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу: личностно-психологические качества руководителя влияют на процесс взаимодействия с сотрудниками. 

 

   Список литературы

  1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 143 с.
  2. Ананьев В.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т.-М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 232 с.
  3. Андреева Г. М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности //Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - С. 152-166.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 416 с.
  5. Афонин А.С. Основы мотивации труда. - К.: МЗУУП, 1994. - 132 с.
  6. Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп /пер. с англ. - Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2001. - 320 с.
  7. Большаков А.С. Менеджмент. Стратегия успеха. - СПб.-Изд. Дом «Литера», 2001. - 224 с.
  8. Вернер З., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М.:Экономика, 1990. - 335 с.
  9. Волков И.П. О личном авторитете руководителя //Социальная психология личности /Под ред А.А. Бодалева. СПб, 1994. - С. 77-87.
  10. Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе. - Л.: Лениздат, 1989. - 231 с.
  11. Генов Ф. Психология управления. - М.: Прогресс, 1992. - 422 с.
  12. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. - М.: Дом Литера, 1993. - 213 с.
  13. Донцов А.И. Психология коллектива (методологические проблемы исследования). - М., 1984. - 288 с.
  14. Доценко Е.А. Психология манипуляции. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 98 с.
  15. Дукер П. Эффективный управляющий. - М.: Экономика, 1994. - 257 с.
  16. Журавлев А.Л. Стиль руководства по управлению социально-психологическим климатом производственного коллектива: теория и методы изучения. - М.: 1999. - С. 135-145.
  17. Китов А.И. Психология хозяйственного управления.-М.:Профиздат, 1989. - 248 с.
  18. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий / Тесты. - М., 1988. - 259 с.
  19. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М.: Политиздат, 1979. - 275 с.
  20. Колпаков В.М. Методы управления. - К.: МАУП, 1997, 157 с.
  21. Краткий психологический словарь / Под ред. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1980.- 412 с.
  22. Кричевский Р.Л. К вопросу о механизме межличностного взаимодействия //Вопросы психологии межличностного познания и общения /Под ред. О.Г. Гукасяна. - Краснодар, 1993. - 266 с.
  23. Кричевский Р.Л. Психологические основы руководства и лидерства в первичном коллективе: Автореф. Дис. д-ра психолог. наук. - М, 1995. - 43 с.
  24. Кричевский Р.Л., Маржине А.В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. - Кишинев, 1999. - 89 с.
  25. Личность. Внутренний мир и самореализация: идеи, концепции, взгляды. - СПб., 1996. - 211 с.
  26. Ломов Б.Ф. Психологические проблемы социальной регуляции поведения индивида. - М.: Наука, 1976. - С. 64-93.
  27. Луковников Н.Н. Методы исследования личности и коллектива. - Калинин, 1990.- 77 с.
  28. Маньков В.С. Прфессиональные качества современного хозяйственного руководителя. - М.: Знание, 1987. - 61 с.
  29. Обозов Н.Н., Щекин Г.В. Психология работы с людьми. - К.: МАУП, 1998. - 136 с.
  30. Омаров А.М. Управление: искусство общения. - М.: Сов. Россия, 1983.-240 с.
  31. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. - М.: Экономика, 1990. - 112 с.
  32. Паркинсон Дж. Р. Люди сделают так, как захотите вы. - М.: Новости, 1993. - 321 с.
  33. Паркинсон С.М. Как преуспеть в бизнесе. - Тула, 1992. - 236 с.
  34. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. - Л: Изд-во ЛГГИ, 1973. - С. 5-12.
  35. Радченко Л. Классификация видов управления //Вопросы теории и практики управления. - 1994. - №3. - С. 8-12.
  36. Ревенко Н.В. Социально-психологический анализ стиля руководства. - Автор. дис. канд. психол. наук. - М., 1990. - 19 с.
  37. Русалинова А.А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом //Трудовой коллектив как объект и субъект управления /Под ред. А.С. Пашкова. - Л., 1990. - С. 97-114.
  38. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. - Р н/Д, 1997. - 264 с.
  39. Скрипник К.Д., Кутасова Т.Л. Еще раз о качествах руководителя //Управление персоналом. - 1997. - №8. - С. 23-27.
  40. Стиль работы и образ жизни руководителя: Анализ, проблемы, рекомендации /пер. с нем. - М: Экономика, 1985. - 279 с.
  41. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Р н/Д: Феникс, 1997 с. - 736 с.
  42. Теория и практика управления персоналом: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 1998. - 256 с.
  43. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. - М., 1980.- 206 с.
  44. Шейнов В.П. Как управлять другими, как управлять собой. - Минск.- Амалфея, 1996. - 211 с.
  45. Шепель В.М. Управленческая психология. - М.: Экономика, 1984. - 244 с.

Информация о работе Психологические основы взаимодействия руководителя с сотрудниками в организации